Шахта - моя судьба!
В небольшом уральском городке Тавда в 1952 году родился Валерий Зубарев, человек, имя которого уже вошло в современную историю угольного Кузбасса. Практически вся его жизнь связана с нынешней столицей празднования Дня шахтёра - Полысаево. Он работал на нескольких угольных предприятиях этого города. Начинал инженером на обогатительной фабрике шахты "Полысаевская". Сегодня Валерий Павлович занимает пост генерального директора ООО "Шахта "Зеленогорская Новая", что в Крапивинском районе.
Все знамёна были нашими!
Ещё когда маленький Валера учился в школе, в поисках лучшей доли его семья переехала в Полысаево - небольшой горняцкий посёлок, который в то время, несмотря на удаленность от Ленинска-Кузнецкого, входил ещё в его городскую черту.
После окончания восьмилетки дальнейшее будущее Валерия решали на семейном совете. Выбирали - поступать в техникум или идти учеником на производство. Валерий выбрал Ленинск-Кузнецкий горный техникум. Спустя четыре с небольшим года, получив не только нужный диплом, но ещё и три специальности - электрослесаря, горнорабочего третьего разряда и комбайнёра, - устроился на шахту "Полысаевская".
Первая должность - сменный инженер на обогатительной фабрике. Зубарев до сих пор помнит своих первых подчинённых: 22 женщины и 6 мужчин - все люди взрослые, опытные, а он - 19-летний парень, за плечами которого из практического "опыта" - всего лишь дипломный проект скипового подъёма для шахты "Полысаевская". А что делать, надо было работать, налаживать, как сейчас принято говорить, микроклимат в коллективе.
Правда, вскоре Валерию пришлось прервать шахтёрский стаж, - пошёл служить в Советскую армию. Зубарева взяли в связь, там он дослужился до радиомеханика и радиорелейного механика I класса. И даже получил звание младшего лейтенанта. После увольнения в запас Зубарев вернулся на "Полысаевскую".
Для начала его направили работать в службу вентиляции. Подобное практиковалось нередко: прежде чем получить должность, соответствующую его диплому, молодой специалист должен узнать шахту изнутри и попутно научиться всем азам техники безопасности.
Когда Валерий Зубарев женился, директор шахты выделил парню однокомнатную квартиру, а ещё через некоторое время молодого специалиста перевели на очистной участок - слесарем. Не отрываясь от трудовой деятельности, закончил Кемеровский политех по специальности "Технолог". Дальше пошёл карьерный рост: горный мастер, помощник начальника, замначальника и наконец начальник участка... "Я окончательно понял, шахта - моя судьба! С углём будет связана вся моя жизнь", - говорит Зубарев.
Зубаревские горняки добивались рекордных для шахты "Полысаевской" результатов, на его участке впервые использовался комплекс польского производства "Глиник", на котором очистные бригады смогли добывать в те годы до ста тысяч тонн угля в месяц и более. "Все знамена за победы на "Глинике" были нашими", - с гордостью вспоминает Валерий Павлович.
Поднять "Заречную"!
Перестройку Зубарев встретил, как и многие в стране, с ожиданием перемен. И лично для Валерия Павловича они начались в 1988-м, когда его, уже грамотного специалиста, за плечами которого 17 лет стажа, выдвинули на должность директора шахты "Заречная".
Это угледобывающее предприятие, на котором впервые в стране была применена промышленная добыча угля гидроспособом, когда вода через гидромонитор нагнетается в забой под большим давлением. Образуемая в результате размыва угольных пластов гидросмесь по пульпопроводу подаётся наверх, на обогатительную фабрику, где производится обезвоживание и сушка угля. Такая технология к 1978-му году позволила добиться колоссальной производительности труда - 250 тонн угля на одного работающего.
Но это был пик, после которого на шахте ухудшились геологические условия. Уклон, необходимый для гидротранспортирования угля, который должен быть не менее трёх градусов, выровнялся практически на ноль. Вода в забое стала застаиваться и уже не помогать, а наоборот, мешать добыче. Шахтёры стали называть шахту "помойкой"...
Местные специалисты приняли решение попробовать "сухие" варианты добычи угля. Из "Гидроугля" предприятие было переведено в подчинение "Ленинскугля", поскольку находилось на его территории. Сначала следовало определиться с директором шахты. В это время пришли новые правила выдвижения начальников всех рангов - только через их выборы трудовыми коллективами, и в "Ленинскугле" решили устроить конкурс: кто возьмется руководить "Заречной"?
Общее собрание трудового коллектива шахты остановило свой выбор на Зубареве.
Валерий Павлович поблагодарил за доверие и пообещал, что сделает "Заречную" "сухой" шахтой. Рабочие тогда не очень-то поверили новому руководителю. А Зубарев выполнил обещание, но трудов это стоило немалых.
Он хорошо знал "мокрую" технологию, применяемую на "Заречной", и решил, что здесь можно перейти на "сухой" способ - причём с малыми потерями. И уже в 1992-м году в шахте стали нарезать первую "сухую" лаву.
"Я рассчитывал подавать уголь конвейерами в зумпф углесоса (аккумулирующая ёмкость для сбора воды, устраиваемая в горных породах. - Ред.) из-под лавы, - рассказывает Валерий Павлович. - Лава сухая, а технология на шахте - "мокрая". И вот, чтобы не останавливать производство, я хотел на некоторое время сохранить часть "мокрой" технологии, а именно - гидротранспортирование. Задумка была такая: углесосом мочат сухой уголь и с водой подают на фабрику. Но углесосы породу не качают. Кроме того, идею не удалось воплотить в жизнь ещё по ряду причин... Только один раз, в феврале 1993-го, мы смогли поднять из лавы через пульпопровод 22 тысячи тонн. И это был максимум".
В результате работу шахты пришлось остановить, чтобы заменить систему гидротранспортировки, для чего нужно было пройти стволы и настелить конвейеры.
Процесс реконструкции занял почти три года. По сути, шахту пришлось строить заново.
Когда реконструкция конвейерного ствола на "Заречной" была практически завершена, возникла новая проблема: нечем работать. Требовались современные угольные комплексы и другая техника, а шахта располагала только стареньким 1ОКП-70. Так как "Заречная" уже имела статус акционерного общества, решать проблему ей предстояло собственными силами. Или искать инвесторов, что всегда означает риск. Но Зубарев рискнул и нашёл инвесторов, которые в следующие полтора года вложили в шахту 376 миллионов рублей - в четыре раза больше, чем государство за предыдущие три года. На предприятии появились новые ленточные конвейеры, были пройдены западные стволы, подошла к завершению реконструкция шахты по оборудованию вентиляции. Началась серьёзная работа, уголь пошёл, рабочие стали получать достойную зарплату...
Новые горизонты
За свою многолетнюю работу в угольной промышленности Кемеровской области Валерий Павлович был награждён медалью "За особый вклад в развитие Кузбасса", ему присвоено звание "Почётный работник угольной промышленности". Зубарев полный кавалер знаков "Шахтерская слава" и обладатель золотого знака "Горняк России". Кроме того, Российская академия естественных наук наградила Зубарева негосударственным орденом "За пользу Отечеству".
Сам же Валерий Павлович считает своей лучшей наградой семью. Жена Анна Германовна сейчас руководитель полысаевского оздоровительного комплекса "Валерия". Старший сын Виталий тоже получил медицинское образование, несмотря на то, что отец рассчитывал, что он продолжит его дело. У Виталия собственное дело - клиника СКЭНАР- терапии в Кемерове. Младшая дочь Ольга - юрист.
Внук Валерия Павловича ещё маленький, но дед рассчитывает, что уж по крайней мере Павлик точно станет горняком!
Нынешний День шахтёра Валерий Зубарев будет встречать в должности генерального директора ООО "Шахта "Зеленогорская Новая". И вновь ему предстоит поднимать старое предприятие, которое тоже требует немалых сил и средств, которому для дальнейшего развития нужны серьёзные инвестиции. Решением этого вопроса сейчас и занимается Зубарев. "Я уже нашёл иностранного инвестора, мне известно множество новейших современных технологий угледобычи, которые могут быть применены на "Зеленогорской". Шахта заработает с новой силой! К сожалению, в настоящее время трудно решается вопрос по прирезке запасов этой шахты, оставшиеся лицензионные запасы на "Зеленогорской Новой" не позволяют применять современные технологии добычи угля. И опять же, к сожалению, бюрократические проволочки тормозят этот процесс, хотя уже разработаны бизнес-планы для разработки новых запасов".
Энтузиазма Зубареву не занимать, а значит, планам в очередной раз суждено сбыться. Хватит и сил, и здоровья.
Конечно, были трудные времена в шахтёрской жизни, но сейчас Валерий Павлович рад, что труд шахтёра вновь почетен и престижен. Что вот уже много лет в Кузбассе с таким размахом отмечается профессиональный праздник. В этом году особая радость: областной День шахтёра в его родном Полысаево.
"Я от всего сердца поздравляю ребят-шахтёров, горняков, вообще всех работников угольной промышленности Кузбасса с нашим праздником! Удачи вам во всём, большого угля вам, а будет уголь - будет и достойная зарплата. И, конечно, желаю здоровья, ведь оно для любого человека - самое дорогое, самое важное. Желаю, чтобы количество спусков в шахту совпадало с количеством выходов на-гора".
Валерий Зубарев.
Все знамёна были нашими!
Ещё когда маленький Валера учился в школе, в поисках лучшей доли его семья переехала в Полысаево - небольшой горняцкий посёлок, который в то время, несмотря на удаленность от Ленинска-Кузнецкого, входил ещё в его городскую черту.
После окончания восьмилетки дальнейшее будущее Валерия решали на семейном совете. Выбирали - поступать в техникум или идти учеником на производство. Валерий выбрал Ленинск-Кузнецкий горный техникум. Спустя четыре с небольшим года, получив не только нужный диплом, но ещё и три специальности - электрослесаря, горнорабочего третьего разряда и комбайнёра, - устроился на шахту "Полысаевская".
Первая должность - сменный инженер на обогатительной фабрике. Зубарев до сих пор помнит своих первых подчинённых: 22 женщины и 6 мужчин - все люди взрослые, опытные, а он - 19-летний парень, за плечами которого из практического "опыта" - всего лишь дипломный проект скипового подъёма для шахты "Полысаевская". А что делать, надо было работать, налаживать, как сейчас принято говорить, микроклимат в коллективе.
Правда, вскоре Валерию пришлось прервать шахтёрский стаж, - пошёл служить в Советскую армию. Зубарева взяли в связь, там он дослужился до радиомеханика и радиорелейного механика I класса. И даже получил звание младшего лейтенанта. После увольнения в запас Зубарев вернулся на "Полысаевскую".
Для начала его направили работать в службу вентиляции. Подобное практиковалось нередко: прежде чем получить должность, соответствующую его диплому, молодой специалист должен узнать шахту изнутри и попутно научиться всем азам техники безопасности.
Когда Валерий Зубарев женился, директор шахты выделил парню однокомнатную квартиру, а ещё через некоторое время молодого специалиста перевели на очистной участок - слесарем. Не отрываясь от трудовой деятельности, закончил Кемеровский политех по специальности "Технолог". Дальше пошёл карьерный рост: горный мастер, помощник начальника, замначальника и наконец начальник участка... "Я окончательно понял, шахта - моя судьба! С углём будет связана вся моя жизнь", - говорит Зубарев.
Зубаревские горняки добивались рекордных для шахты "Полысаевской" результатов, на его участке впервые использовался комплекс польского производства "Глиник", на котором очистные бригады смогли добывать в те годы до ста тысяч тонн угля в месяц и более. "Все знамена за победы на "Глинике" были нашими", - с гордостью вспоминает Валерий Павлович.
Поднять "Заречную"!
Перестройку Зубарев встретил, как и многие в стране, с ожиданием перемен. И лично для Валерия Павловича они начались в 1988-м, когда его, уже грамотного специалиста, за плечами которого 17 лет стажа, выдвинули на должность директора шахты "Заречная".
Это угледобывающее предприятие, на котором впервые в стране была применена промышленная добыча угля гидроспособом, когда вода через гидромонитор нагнетается в забой под большим давлением. Образуемая в результате размыва угольных пластов гидросмесь по пульпопроводу подаётся наверх, на обогатительную фабрику, где производится обезвоживание и сушка угля. Такая технология к 1978-му году позволила добиться колоссальной производительности труда - 250 тонн угля на одного работающего.
Но это был пик, после которого на шахте ухудшились геологические условия. Уклон, необходимый для гидротранспортирования угля, который должен быть не менее трёх градусов, выровнялся практически на ноль. Вода в забое стала застаиваться и уже не помогать, а наоборот, мешать добыче. Шахтёры стали называть шахту "помойкой"...
Местные специалисты приняли решение попробовать "сухие" варианты добычи угля. Из "Гидроугля" предприятие было переведено в подчинение "Ленинскугля", поскольку находилось на его территории. Сначала следовало определиться с директором шахты. В это время пришли новые правила выдвижения начальников всех рангов - только через их выборы трудовыми коллективами, и в "Ленинскугле" решили устроить конкурс: кто возьмется руководить "Заречной"?
Общее собрание трудового коллектива шахты остановило свой выбор на Зубареве.
Валерий Павлович поблагодарил за доверие и пообещал, что сделает "Заречную" "сухой" шахтой. Рабочие тогда не очень-то поверили новому руководителю. А Зубарев выполнил обещание, но трудов это стоило немалых.
Он хорошо знал "мокрую" технологию, применяемую на "Заречной", и решил, что здесь можно перейти на "сухой" способ - причём с малыми потерями. И уже в 1992-м году в шахте стали нарезать первую "сухую" лаву.
"Я рассчитывал подавать уголь конвейерами в зумпф углесоса (аккумулирующая ёмкость для сбора воды, устраиваемая в горных породах. - Ред.) из-под лавы, - рассказывает Валерий Павлович. - Лава сухая, а технология на шахте - "мокрая". И вот, чтобы не останавливать производство, я хотел на некоторое время сохранить часть "мокрой" технологии, а именно - гидротранспортирование. Задумка была такая: углесосом мочат сухой уголь и с водой подают на фабрику. Но углесосы породу не качают. Кроме того, идею не удалось воплотить в жизнь ещё по ряду причин... Только один раз, в феврале 1993-го, мы смогли поднять из лавы через пульпопровод 22 тысячи тонн. И это был максимум".
В результате работу шахты пришлось остановить, чтобы заменить систему гидротранспортировки, для чего нужно было пройти стволы и настелить конвейеры.
Процесс реконструкции занял почти три года. По сути, шахту пришлось строить заново.
Когда реконструкция конвейерного ствола на "Заречной" была практически завершена, возникла новая проблема: нечем работать. Требовались современные угольные комплексы и другая техника, а шахта располагала только стареньким 1ОКП-70. Так как "Заречная" уже имела статус акционерного общества, решать проблему ей предстояло собственными силами. Или искать инвесторов, что всегда означает риск. Но Зубарев рискнул и нашёл инвесторов, которые в следующие полтора года вложили в шахту 376 миллионов рублей - в четыре раза больше, чем государство за предыдущие три года. На предприятии появились новые ленточные конвейеры, были пройдены западные стволы, подошла к завершению реконструкция шахты по оборудованию вентиляции. Началась серьёзная работа, уголь пошёл, рабочие стали получать достойную зарплату...
Новые горизонты
За свою многолетнюю работу в угольной промышленности Кемеровской области Валерий Павлович был награждён медалью "За особый вклад в развитие Кузбасса", ему присвоено звание "Почётный работник угольной промышленности". Зубарев полный кавалер знаков "Шахтерская слава" и обладатель золотого знака "Горняк России". Кроме того, Российская академия естественных наук наградила Зубарева негосударственным орденом "За пользу Отечеству".
Сам же Валерий Павлович считает своей лучшей наградой семью. Жена Анна Германовна сейчас руководитель полысаевского оздоровительного комплекса "Валерия". Старший сын Виталий тоже получил медицинское образование, несмотря на то, что отец рассчитывал, что он продолжит его дело. У Виталия собственное дело - клиника СКЭНАР- терапии в Кемерове. Младшая дочь Ольга - юрист.
Внук Валерия Павловича ещё маленький, но дед рассчитывает, что уж по крайней мере Павлик точно станет горняком!
Нынешний День шахтёра Валерий Зубарев будет встречать в должности генерального директора ООО "Шахта "Зеленогорская Новая". И вновь ему предстоит поднимать старое предприятие, которое тоже требует немалых сил и средств, которому для дальнейшего развития нужны серьёзные инвестиции. Решением этого вопроса сейчас и занимается Зубарев. "Я уже нашёл иностранного инвестора, мне известно множество новейших современных технологий угледобычи, которые могут быть применены на "Зеленогорской". Шахта заработает с новой силой! К сожалению, в настоящее время трудно решается вопрос по прирезке запасов этой шахты, оставшиеся лицензионные запасы на "Зеленогорской Новой" не позволяют применять современные технологии добычи угля. И опять же, к сожалению, бюрократические проволочки тормозят этот процесс, хотя уже разработаны бизнес-планы для разработки новых запасов".
Энтузиазма Зубареву не занимать, а значит, планам в очередной раз суждено сбыться. Хватит и сил, и здоровья.
Конечно, были трудные времена в шахтёрской жизни, но сейчас Валерий Павлович рад, что труд шахтёра вновь почетен и престижен. Что вот уже много лет в Кузбассе с таким размахом отмечается профессиональный праздник. В этом году особая радость: областной День шахтёра в его родном Полысаево.
"Я от всего сердца поздравляю ребят-шахтёров, горняков, вообще всех работников угольной промышленности Кузбасса с нашим праздником! Удачи вам во всём, большого угля вам, а будет уголь - будет и достойная зарплата. И, конечно, желаю здоровья, ведь оно для любого человека - самое дорогое, самое важное. Желаю, чтобы количество спусков в шахту совпадало с количеством выходов на-гора".
Валерий Зубарев.
Читайте так же