Лидер мирного взрыва
Взрывники ООО «Азот-Черниговец» успешно провели уникальный каскадный взрыв с одновременным использованием новейшей электронной и традиционной неэлектрической систем взрывания.
Каскадные взрывы в мировой и российской практике – не новинка, однако большая часть из них проводится, как говорится, на свой страх и риск в связи с ограничениями, которые накладывает традиционная система инициирования. Дело в том, что перед проведением взрывных работ каждая скважина с заряженными в нее взрывчатыми веществами соединяется между собой системой наземных коммуникаций. Именно посредством такой системы осуществляется проведение сигнала, инициирующего детонатор в скважине. Разумеется, взрыв на одном горизонте неизбежно приводил бы к повреждению взрывной сети на втором горизонте – и каскадный взрыв был бы, мягко говоря, затруднен.
Операция «Каскад»
Кардинально ситуация в мировом взрывном деле поменялась всего несколько лет назад. А в России – и вовсе только в 2011 году, когда компания «Азот-Черниговец» (входит в состав угольного холдинга «СДС-Уголь». - Прим. автора) первой в нашей стране начала использование системы электронного инициирования производства Davey Tronic.
Если не погружаться в технические особенности этой современной технологии, то самое главное, что дает ее использование – это высочайшую надежность и точность срабатывания детонаторов. А это, в свою очередь, обеспечивает важнейшие параметры взрыва: его эффективность, а также многократное сокращение степени воздействия на окружающую среду, как то: сейсмическое, звуковое, выброс пыли и несгоревших химических веществ в атмосферу.
И вот теперь еще одно преимущество, которое смогли использовать кузбасские специалисты – возможность проведения каскадных взрывов. Одним из авторов этого ответственейшего мероприятия стал главный технолог компании «Азот-Черниговец» Марсель Набиулин.
«Преимущества каскадного взрыва трудно переоценить, - подчеркнул Марсель Фаритович. - По сути, нам удалось объединить в рамках одного сразу два взрыва. Как говорится, со всеми вытекающими последствиями».
А «последствий» этих несколько. Но сначала все-таки о том, что представляет собой каскадный взрыв. Добыча угля при открытых горных работах ведется горизонтами. При обычных условиях для того, чтобы взорвать два горизонта, необходимо повести соответственно два взрыва: сначала на одном - нижнем, затем на втором – верхнем. Каждый взрыв – это отдельная работа, время, неизбежная остановка оборудования, вывод людей и техники из опасной зоны и так далее. Совсем другое дело каскадный взрыв. Сначала машинисты буровых установок бурят скважины на двух горизонтах одновременно. Затем операторы смесительно-зарядных машин «заряжают» все подготовленные скважины. После чего специалисты-взрывники устанавливают детонаторы.
«На этот раз мы решили совместить две системы инициирования, - продолжает Марсель Фаритович. – На верхнем горизонте установили неэлектрические детонаторы, на нижнем – электронные. Суть нашей идеи состояла в том, чтобы установить на электронные детонаторы такое замедление, чтобы началом взрыва в нижнем горизонте «попасть» как раз на окончание «верхнего».
Здесь стоит пояснить, что при проведении любых промышленных взрывов при использовании любого числа скважин используется замедление – то есть каждая скважина взрывается с небольшим запозданием по сравнению с другой. Это необходимо для того, чтобы, с одной стороны, повысить эффективность подготовки горной массы, а с другой – снизить воздействие на окружающую среду.
Итак, при подаче команды на систему инициирования на верхнем горизонте специалисты компании «Азот-Черниговец» сначала отправили сигнал на электронные детонаторы нижнего «горизонта», которые «застыли» в ожидании окончания взрыва верхнего горизонта...
«Когда сигнал принят, то наличие системы коммуникации на поверхности для детонаторов компании Davey Bickford уже неважно, - объясняет Марсел Набиулин. – Каждый детонатор установлен на определенный временной момент и сработает сам по себе, независимо от внешних факторов».
На этот раз специалисты установили замедление на 6 секунд. Этого как раз хватило, чтобы сработали все скважины верхнего горизонта. В результате первого этапа «каскада» горная масса рухнула на нижний горизонт. Тут же начался второй этап – взорвались скважины «низа». Благодаря тому, что они оказались под толщей вскрышных пород от первого этапа, взрыв нижний получился значительно более эффективным. «В результате качество подготовки взорванной горной массы значительно повысилось», - подчеркнул Марсель Фаритович.
Помимо качества взрыва стоит отметить еще несколько принципиальных моментов, которые делают взрывы с использованием системы Davey Tronic очень привлекательным как для специалистов компании «Азот-Черниговец», так и для угольщиков, на предприятиях которых проводятся взрывные работы.
Главный из них – это значительное сокращение времени вынужденного простоя людей и техники, а значит, более эффективная добыча угля. Второй – не менее важный – снижение негативного воздействия на окружающую среду.
«Например, при недавнем взрыве на разрезе «Восточный», который находится неподалеку от села Большая Талда, мы замеряли уровень сейсмического воздействия на почву, - рассказал Марсель Набиулин. – При предельно допустимых показателях в 6 миллиметрах на шкале сейсмографа мы зафиксировали подвижку почвы на уровне 0,5-0,6 миллиметра. Говоря иначе, без специального прибора такую сейсмику практически невозможно заметить. Аналогичная ситуация и с выбросами пыли и несгоревших химических веществ в атмосферу. Зрители из числа жителей Большой Талды, приглашенные на смотровую площадку в момент проведения взрыва, были искренне разочарованы, когда вместо ожидаемой эффектной картины увидели лишь небольшое облачко пыли, которое было едва различимо».
Стоит отметить, что промышленное использование новой электронной системы инициирования взрыва в компании «Азот-Черниговец» началось в марте 2011 года. За это время взорвано с помощью электронных детонаторов 60 тысяч скважин. Как уверен Марсель Фаритович, определенный опыт специалистами предприятия уже наработан.
«Изначально представители Davey Bickford приезжали в Кузбасс, чтобы обучить 6 наших сотрудников работе с французской системой инициирования, - говорит главный технолог «Азот-Черниговца». – В ноябре во время повторного визита уже 18 человек получили допуск к работе».
Стоит отметить, что Марсель Набиулин и еще один его коллега в результате дополнительного обучения теперь могут самостоятельно готовить специалистов для работы с системой Davey Tronic.
Предприятие полного цикла
Необходимость внедрения современнейшей и достаточно дорогостоящей системы электронного инициирования в компании «Азот-Черниговец» обусловлена рядом факторов. В том числе тем фактом, что часть разрезов «СДС-Угля» расположены в непосредственной близости от населенных пунктов. Специалисты компании, заботясь о снижении экологической нагрузки, разумеется, задумались о том, как это реализовать на практике. Так и появилась французская система в Кузбассе, став одним из знаковых этапов развития предприятия.
«Если говорить о динамике роста объемов работ, - рассказал корреспонденту «МК в Кузбассе» директор кузбасского обособленного подразделения компании «Азот-Черниговец» Владислав Борисенко, - то здесь можно обозначить для наглядности только одну цифру: ежегодный прирост объемов взорванной горной массы в последние три года держится на уровне в 35-50 (!) процентов. Это что касается взрывных работ на предприятиях «СДС-Угля». Прирост объемов выполняемых нашими сотрудниками работ для сторонних контрагентов и вовсе измеряется на уровне 150-200 процентов. Для примера могу привести объем взорванной горной массы в 2010 и 2011 годах – 79 и 118 миллионов кубических метров соответственно. А уже в 2012 году мы планируем выйти на показатель в 158 миллионов кубических метров».
В настоящее время специалисты «Азот-Черниговца» работают не только в Кемеровской области, но и за ее пределами: в Красноярском и Алтайском краях, в Томской области и республике Хакасия.
«Только в Новосибирске мы работаем на семи каменных карьерах, - говорит Владислав Владимирович. – Наши услуги востребованы как из-за высокого качества, так и в связи с тем, что мы являемся одним из немногих специализированных предприятий, в которых реализован полный спектр работ, связанных с проведением промышленных взрывов».
Говоря о полном спектре, Владислав Борисенко имеет в виду три основных вида деятельности: буровые и взрывные работы, а также производство взрывчатки. Кстати, аналогичных предприятий, которые могут обеспечить «полный цикл», на территории Кузбасса всего два. То есть у клиентов «Азот-Черниговца» есть возможность получить все услуги, как говорится, в одном месте.
Поэтому неудивительно, что собственники компании в последнее время особое внимание уделяют обновлению технического парка. В этой связи стоит отметить, что только в 2011 году на предприятии было приобретено 12 буровых установок и 12 смесительно-зарядных машин иностранного производства, отвечающих современных требованиям безопасности и оснащенных самым высокотехнологичным оборудованием.
«Модернизация технического парка оборудования – это неотъемлемый этап общей модернизации, которая началась на нашем предприятии, - подчеркивает Владислав Владимирович. – В настоящее время мы занимаем третье место в Кузбассе по объемам взорванной горной массы. Думаю, что в уже в 2012 году мы сможем выйти по этому показателю на второе место. Ну и, надеюсь, что в ближайшие пять лет у нас есть все шансы, что стать лидером своего рынка в нашем регионе».
Новый проект
Разумеется, для того, чтобы реализовать столь амбициозные планы руководства компании «Азот-Черниговец», необходимо сделать достаточно много. Так, помимо увеличения автотехнического парка одновременно ведется увеличение производственных мощностей на заводе по производству невзрывчатого компонента (эмульсии), необходимого для изготовления взрывчатых веществ.
В настоящее время на заводе, расположенном на территории угольного разреза «Черниговский», производится 50 тысяч тонн эмульсии в год. «Это максимальный показатель, - подчеркивает Владислав Борисенко. – Еще недавно производство было чуть ли не в два раза меньше. Повышение выхода готовой продукции удалось достичь за счет оптимизации технологических процессов на заводе, в том числе сокращение простоев».
Однако даже максимальной производительности завода «Азот-Черниговцу» в условиях постоянного роста объемов работ уже не хватает. Именно по этой причине здесь началось техническое перевооружение завода по производству эмульсии. Вторая линия мощностью 50 тысяч тонн должна быть запущена в эксплуатацию в начале 2012 года. Это позволит увеличить выпуск готовой продукции в два раза – то есть до 100 тысяч тонн в год. Однако с учетом планов развития «Азот-Черниговца» и это не предел.
«В 2011 году нами освоены значительные инвестиции, - продолжает Владислав Борисенко.- Таким образом, обеспечен очень серьезный темп развития предприятия. Будущий год, если можно так сказать, станет «проектным»: планируется разработка проекта нового завода по производству эмульсии в Прокопьевском районе. Место под строительство уже выбрано. Предположительно новый завод сможет производить 50 тысяч тонн эмульсии в год».
Необходимость строительства завода в центре Кузбасса связано, во-первых, с ростом объемов взрывных работ на «Азот-Черниговце», а во-вторых, с логистикой их проведения. Дело в том, что значительная часть предприятий, где работают специалисты компании, находятся на юге области: в Киселевске и Прокопьевске. Соответственно, производство эмульсии «на месте» имеет гораздо большую экономическую целесообразность.
Кадровый вопрос
Пока о сроках ввода завода в эксплуатацию Владислав Борисенко говорить не стал. «Пока еще даже проекта нет, - заявил Владислав Владимирович. - Так что говорить о стоимости и сроках начала и завершения строительства слишком рано. Единственное, что могу сказать, так это то, что на строительство подобного производства уйдет не менее одного года».
Важнейшей составляющей развития компании «Азот-Черниговец» является и кадровый вопрос, который, как известно, решает все. Во-первых, чуть более чем за один год численность трудового коллектива предприятия вырастет почти в два раза. Так, если в начале 2011 года количество работников составляло около 600 человек, то уже в начале 2012 года оно должно достичь 1 100 тысяч человек. В настоящее время на «Азот-Черниговце» трудится более 900 работников.
Во-вторых, само предприятие претерпело значительные структурные изменения, связанные с развитием и даже чисто географическим расширением своей деятельности. В настоящее время в рамках компании создано два управления: «Черниговское», расположившееся на территории разреза «Черниговский», и «Киселевское».
«Думаю, что скоро можно будет говорить и об открытии еще нескольких управлений, - считает Владислав Борисенко. – Например, «Новосибирского», «Красноярского» и «Алтайского». Создание управлений связано с необходимостью более оперативного и качественного взаимодействия с контрагентами в этих регионах».
Директор кузбасского обособленного подразделения «Азот-Черниговец» уверен, что компании удастся выйти в лидеры рынка благодаря интенсивному развитию, а также за счет активного использования самых современны технологий мирового уровня.