Куда уходит «Белый слон»
В Кемерово завершился традиционный театральный молодежный фестиваль «Белый слон». На этот раз в нем приняли участие 24 коллектива. Несмотря на статус «открытый», большинство творческих коллективов, принявших участие в «слоновьих» соревнованиях, оказались кузбасскими. Тем не менее, театралы из Барнаула, Красноярска и Томска не поленились приехать в столицу Кемеровской области.
Как утверждают организаторы «Белого слона», изначально на участие в программе фестиваля претендовали 48 заявок. Под заявкой стоит понимать не участников, а количество творческих номеров или спектаклей, представленных этими коллективами. То есть, по сути, прошли все, кто хотел. Только не с двумя или тремя номерами, а с одним. Что, как выяснилось, не очень хорошо.
Победа в «Кармане»
Признанными фаворитами стали два театра: в эстрадном направлении им стал кемеровский «Карман» с программой «Это нереально», а в театральном – красноярский «Наводнение» со спектаклем «Голубой вагон».
Как рассказала руководитель театра Юлия Лунева, выступать в очередном, седьмом по счету, «Белом слоне» было и для нее лично, и для артистов, достаточно сложно.
«В прошлом году мы «взяли» 6 номинаций, - рассказала Юлия. – Логично ожидать, что на этот раз нам едва ли могло достаться столько же. Вроде как один раз отметили, а чтобы вновь заслужить внимание жюри, надо показать что-то этакое, из ряда вон. Так думалось. Поэтому было, откровенно говоря, страшно. Но, к нашему удивлению и радости, на этот раз мы превзошли наш собственный рекорд прошлого года. Вместо шести номинаций получили сразу восемь».
Действительно, программа, приготовленная творческим коллективом «Кармана», оказалась достаточно интересной. Чего стоит, например, пусть и не новаторский, но, тем не менее, весьма впечатляющий театр теней. Творческий коллектив «Кармана» представил на суд зрителей всем известную «Алису» Льюиса Кэрролла. Причем очень удачно - и на взгляд жюри, и по мнению зрительного зала.
Весьма эффектно двухмерная Алиса встречалась с такой же двухмерной собакой, взбиралась на гору, пила чай с сумасшедшим кроликом. Получилось почти киноанимация. Актеров на сцене как бы нет, а на переднем фоне висит огромное белое полотно, которое, по сути, является экраном приличных размеров – как в кинотеатре. Все действие, вся игра актеров происходит за ним, в свете прожекторов, проецирующих изображение на «передник». Одним словом, театр теней.
Экономный фестиваль
«Карман» оказался одной из тех изюминок, которые, видимо, и сделали «Белого слона» интересным. Потом вполне логично, что именно отрывки из «карманной» программы попали на гала-концерт фестиваля. Впрочем, наряду с программой Кемеровского университета культуры, напоминавшей что-то среднее между пантомимой и балетом. Правда, на мой непросвещенный взгляд, выступлению будущих профессионалов как раз профессионализма и не хватало. То «балерина» пока еще недостаточно грациозно взбиралась на партнера, который заметно покачивался от напряжения в этот момент, то «шпагат» не совсем достигал заветного угла в 180 градусов. Но это исключительно субъективное мнение. Тем более что ребята еще только учатся, а потому обязательно научатся.
В целом на том же гала-концерте было на что посмотреть, чему удивиться и над чем улыбнуться. Например, над «чтецом» в девичьем исполнении, задорно читавшим а-ля Маяковский тексты попсовых песенок. Получилось смешно.
А сколько было радости у победителей, когда представители жюри им вручали награды. Тот же «Карман» просто безумствовал в зрительном зале, в то время когда один из «гонцов» отправлялся за очередным дипломом. А за «Самым лучшим коллективом» ребята вывалили на сцену толпой, радостно обнимали театральных авторитетов, прыгали и кричали что-то вроде «Ура!»
Так что праздник молодости, студенчества и творчества, как ни крути, состоялся. Причем за собственный счет участников фестиваля. Дорога, проживание и питание для иногородних коллективов – все это легло финансовой ношей на плечи артистов. И это притом, что в числе организаторов «Белого слона» числились структуры областной и городской администраций, кемеровское отделение «Союза театральных деятелей». Но чиновники, как государственные, так и театральные, видимо, решили не баловать творческую молодежь. По словам директора Дома молодежи (прежний ДК строителей) Дениса Лозинга, расходы на фестиваль составили примерно 180 тысяч рублей. Что в пересчете на количество участников «Белого слона» – около 150 человек – нереальные крохи. По сути, организаторы предоставили артистам 2 сцены и транспорт, чтобы до них добраться. Возможно, что-то еще – по мелочи.
Оксюморон какой-то…
Даже вполне логичного заключительного мероприятия а-ля банкет, где все участники могут пообщаться в неформальной обстановке, как такового не было. Сами посиделки де-юре состоялись – в творческой гостиной Дворца молодежи. Но без излишеств и в отсутствие подавляющего числа артистов, которые разъехались сразу после окончания гала-концерта по своим городам.
Но не «бюджетный» подход в организации фестиваля тревожит. Все ж таки состоялся, все ж таки приехали, все ж таки показали. Вызывает опасение, что «Белый слон» постепенно понижает планку для своих участников. Ведь если разобраться, то, выбирая из 48 конкурсных работ, его организаторы, сократив количество до 24, видимо, выбрали самые лучшие, самые достойные. И что попало на фестиваль? Среди однозначно достойных, как, например, тот же кемеровский «Карман», в число участников затесался томский «Оксюморон», представивший однозначно слабый спектакль «Бесконечное 8 Марта».
Проект больше напоминает школьную «самоделку» в 10-11 классе. Ходят люди по сцене, ведут вялотекущую беседу на якобы интересную для молодого зрителя тему «жизнь модного журнала». При этом актерская игра только подразумевается, развитие сюжета – тоже. Да плюс ко всему постоянно закрывается занавес для смены декораций. А они, кстати, состоят из двух столов и доски на стойке типа мольберт. Наряду с вялым действом и постоянно закрытым занавесом, на фоне которого действие не происходит вовсе, сюжет, если честно, просто раздражает своей неновизной. Якобы конфликт между откровенно тупыми журналистками гламурного журнала, пишущими про светскую жизнь и придумывающими гороскопы, и владелицей этого журнала и ее «пра-а-ативной» дочерью.
Уже упоминавшийся господин Лозинг и сам признает, что «Оксюморон» действительно неудачно выступил. «Ну так для того и фестиваль, - говорит директор Дома молодежи. – Ребята приехали, выступили, пообщались с другими коллективами. Конечно, их спектакль подвергся достаточно жесткой критике и со стороны жюри, и на круглом столе во время общего обсуждения. Что, кстати, логично. Коллектив театра вырос из туристических походов, а среди его участников нет людей с профессиональным театральным образованием. Теперь они должны сделать какие-то выводы. Если не сделают, то это их проблемы».
Еще одним, на мой взгляд, досадным моментом стоит считать то, что в «Белом слоне» уже второй год подряд не участвует один из заметных игроков молодежного театрального движения в областном центре театр «Встреча». В 2007 году артисты представили на суд строго жюри фестиваля весьма интересный спектакль «Город, где я» известного современного российского автора Ивана Вырыпаева. Вроде и сюжет весьма и весьма, и игра актеров достойна внимания. Но никаких дипломов тогда «встреченцы» не получили. То ли жюри оказалось слишком строгим, то ли, как утверждают сами артисты «Встречи», их смутили несколько образцов ненормативной лексики, использованных в словесной ткани спектакля… Короче, итог один: «Встреча» осталась без дипломов. Зато за этот же спектакль на Международном фестивале в Праге Кемеровский театр взял 3 место. Вроде как «нет пророка в своем Отечестве».
Может быть, потому и обоснованные обиды «встреченцев» на «Белого слона» и нежелание участвовать в фестивале. Плюс ко всем то ли подковерным, то ли околосценическим моментам добавляется еще и то, что, как утверждает один из артистов театра, формат организации кемеровского фестиваля тоже не устроил артистов. По его словам, на подготовку к спектаклю отводится всего лишь полчаса. «А это нереально, - говорит собеседник «МК». – Надо и декорации установить, и самим актерам подготовиться».
По мнению нашего собеседника, подобный формат проведения фестиваля приводит только к одному: вымыванию серьезных молодежных театров и замещению их привычными СТЭМами. Тогда, недоумевает артист, зачем включать театральное направление как самостоятельную часть в фестиваль? Но это совсем другая история…
Как утверждают организаторы «Белого слона», изначально на участие в программе фестиваля претендовали 48 заявок. Под заявкой стоит понимать не участников, а количество творческих номеров или спектаклей, представленных этими коллективами. То есть, по сути, прошли все, кто хотел. Только не с двумя или тремя номерами, а с одним. Что, как выяснилось, не очень хорошо.
Победа в «Кармане»
Признанными фаворитами стали два театра: в эстрадном направлении им стал кемеровский «Карман» с программой «Это нереально», а в театральном – красноярский «Наводнение» со спектаклем «Голубой вагон».
Как рассказала руководитель театра Юлия Лунева, выступать в очередном, седьмом по счету, «Белом слоне» было и для нее лично, и для артистов, достаточно сложно.
«В прошлом году мы «взяли» 6 номинаций, - рассказала Юлия. – Логично ожидать, что на этот раз нам едва ли могло достаться столько же. Вроде как один раз отметили, а чтобы вновь заслужить внимание жюри, надо показать что-то этакое, из ряда вон. Так думалось. Поэтому было, откровенно говоря, страшно. Но, к нашему удивлению и радости, на этот раз мы превзошли наш собственный рекорд прошлого года. Вместо шести номинаций получили сразу восемь».
Действительно, программа, приготовленная творческим коллективом «Кармана», оказалась достаточно интересной. Чего стоит, например, пусть и не новаторский, но, тем не менее, весьма впечатляющий театр теней. Творческий коллектив «Кармана» представил на суд зрителей всем известную «Алису» Льюиса Кэрролла. Причем очень удачно - и на взгляд жюри, и по мнению зрительного зала.
Весьма эффектно двухмерная Алиса встречалась с такой же двухмерной собакой, взбиралась на гору, пила чай с сумасшедшим кроликом. Получилось почти киноанимация. Актеров на сцене как бы нет, а на переднем фоне висит огромное белое полотно, которое, по сути, является экраном приличных размеров – как в кинотеатре. Все действие, вся игра актеров происходит за ним, в свете прожекторов, проецирующих изображение на «передник». Одним словом, театр теней.
Экономный фестиваль
«Карман» оказался одной из тех изюминок, которые, видимо, и сделали «Белого слона» интересным. Потом вполне логично, что именно отрывки из «карманной» программы попали на гала-концерт фестиваля. Впрочем, наряду с программой Кемеровского университета культуры, напоминавшей что-то среднее между пантомимой и балетом. Правда, на мой непросвещенный взгляд, выступлению будущих профессионалов как раз профессионализма и не хватало. То «балерина» пока еще недостаточно грациозно взбиралась на партнера, который заметно покачивался от напряжения в этот момент, то «шпагат» не совсем достигал заветного угла в 180 градусов. Но это исключительно субъективное мнение. Тем более что ребята еще только учатся, а потому обязательно научатся.
В целом на том же гала-концерте было на что посмотреть, чему удивиться и над чем улыбнуться. Например, над «чтецом» в девичьем исполнении, задорно читавшим а-ля Маяковский тексты попсовых песенок. Получилось смешно.
А сколько было радости у победителей, когда представители жюри им вручали награды. Тот же «Карман» просто безумствовал в зрительном зале, в то время когда один из «гонцов» отправлялся за очередным дипломом. А за «Самым лучшим коллективом» ребята вывалили на сцену толпой, радостно обнимали театральных авторитетов, прыгали и кричали что-то вроде «Ура!»
Так что праздник молодости, студенчества и творчества, как ни крути, состоялся. Причем за собственный счет участников фестиваля. Дорога, проживание и питание для иногородних коллективов – все это легло финансовой ношей на плечи артистов. И это притом, что в числе организаторов «Белого слона» числились структуры областной и городской администраций, кемеровское отделение «Союза театральных деятелей». Но чиновники, как государственные, так и театральные, видимо, решили не баловать творческую молодежь. По словам директора Дома молодежи (прежний ДК строителей) Дениса Лозинга, расходы на фестиваль составили примерно 180 тысяч рублей. Что в пересчете на количество участников «Белого слона» – около 150 человек – нереальные крохи. По сути, организаторы предоставили артистам 2 сцены и транспорт, чтобы до них добраться. Возможно, что-то еще – по мелочи.
Оксюморон какой-то…
Даже вполне логичного заключительного мероприятия а-ля банкет, где все участники могут пообщаться в неформальной обстановке, как такового не было. Сами посиделки де-юре состоялись – в творческой гостиной Дворца молодежи. Но без излишеств и в отсутствие подавляющего числа артистов, которые разъехались сразу после окончания гала-концерта по своим городам.
Но не «бюджетный» подход в организации фестиваля тревожит. Все ж таки состоялся, все ж таки приехали, все ж таки показали. Вызывает опасение, что «Белый слон» постепенно понижает планку для своих участников. Ведь если разобраться, то, выбирая из 48 конкурсных работ, его организаторы, сократив количество до 24, видимо, выбрали самые лучшие, самые достойные. И что попало на фестиваль? Среди однозначно достойных, как, например, тот же кемеровский «Карман», в число участников затесался томский «Оксюморон», представивший однозначно слабый спектакль «Бесконечное 8 Марта».
Проект больше напоминает школьную «самоделку» в 10-11 классе. Ходят люди по сцене, ведут вялотекущую беседу на якобы интересную для молодого зрителя тему «жизнь модного журнала». При этом актерская игра только подразумевается, развитие сюжета – тоже. Да плюс ко всему постоянно закрывается занавес для смены декораций. А они, кстати, состоят из двух столов и доски на стойке типа мольберт. Наряду с вялым действом и постоянно закрытым занавесом, на фоне которого действие не происходит вовсе, сюжет, если честно, просто раздражает своей неновизной. Якобы конфликт между откровенно тупыми журналистками гламурного журнала, пишущими про светскую жизнь и придумывающими гороскопы, и владелицей этого журнала и ее «пра-а-ативной» дочерью.
Уже упоминавшийся господин Лозинг и сам признает, что «Оксюморон» действительно неудачно выступил. «Ну так для того и фестиваль, - говорит директор Дома молодежи. – Ребята приехали, выступили, пообщались с другими коллективами. Конечно, их спектакль подвергся достаточно жесткой критике и со стороны жюри, и на круглом столе во время общего обсуждения. Что, кстати, логично. Коллектив театра вырос из туристических походов, а среди его участников нет людей с профессиональным театральным образованием. Теперь они должны сделать какие-то выводы. Если не сделают, то это их проблемы».
Еще одним, на мой взгляд, досадным моментом стоит считать то, что в «Белом слоне» уже второй год подряд не участвует один из заметных игроков молодежного театрального движения в областном центре театр «Встреча». В 2007 году артисты представили на суд строго жюри фестиваля весьма интересный спектакль «Город, где я» известного современного российского автора Ивана Вырыпаева. Вроде и сюжет весьма и весьма, и игра актеров достойна внимания. Но никаких дипломов тогда «встреченцы» не получили. То ли жюри оказалось слишком строгим, то ли, как утверждают сами артисты «Встречи», их смутили несколько образцов ненормативной лексики, использованных в словесной ткани спектакля… Короче, итог один: «Встреча» осталась без дипломов. Зато за этот же спектакль на Международном фестивале в Праге Кемеровский театр взял 3 место. Вроде как «нет пророка в своем Отечестве».
Может быть, потому и обоснованные обиды «встреченцев» на «Белого слона» и нежелание участвовать в фестивале. Плюс ко всем то ли подковерным, то ли околосценическим моментам добавляется еще и то, что, как утверждает один из артистов театра, формат организации кемеровского фестиваля тоже не устроил артистов. По его словам, на подготовку к спектаклю отводится всего лишь полчаса. «А это нереально, - говорит собеседник «МК». – Надо и декорации установить, и самим актерам подготовиться».
По мнению нашего собеседника, подобный формат проведения фестиваля приводит только к одному: вымыванию серьезных молодежных театров и замещению их привычными СТЭМами. Тогда, недоумевает артист, зачем включать театральное направление как самостоятельную часть в фестиваль? Но это совсем другая история…
Читайте так же