Алексей Гуськов: "Жить надо сейчас и здесь!"
Недавно в Кемерове состоялась презентация художественного фильма "Рагин", снятого по мотивам рассказа Антона Чехова "Палата № 6". Ленту привез в столицу Кузбасса ее продюсер, он же исполнитель главной роли Алексей Гуськов. В творческой копилке этого актера участие в таких нашумевших телесериалах и художественных фильмах, как "Граница. Таежный роман", "Мусорщик" и другие.
После выступления перед зрителями, пришедшими на премьерный показ "Рагина", состоялась пресс-конференция, где Алексей Гуськов ответил на вопросы журналистов:
Человек в военной форме
- Почему Вы обратились к русской классической литературе, к Чехову?
- Меня всегда интересовал именно Чехов, причем во многом Чехов как доктор. Вообще в русской литературе существует традиция людей, приходящих из медицины: Булгаков, Куприн... Но Чехов - это действительно отдельно стоящий писатель, действительно самый переводимый и, соответственно, самый читаемый в мире. Поэтому "Палата №6" была выбрана принципиальна.
- Вы не раз отмечали, что "Рагин" снят не по "Палате №6", а по мотивам рассказов Антона Чехова. Почему?
- Да, это так. Понимаете, заниматься экранизацией известных, а тем более классических произведений, конечно, можно. Когда актеры в кадре произносят текст. Даже появилось такое понятие - "говорящие головы". Но это если и приемлемо, то только в рамках телевидения. Чего стоит успех недавней экранизации "Идиота" Достоевского.
В рамках же кинематографа - нет. Зачем зрителю идти в кинотеатр, если можно взять книжку и прочитать самостоятельно? Следовательно, кино - это некая трансформация, некое обобщение. В данном случае - Чехова, писателя на определенном этапе творчества, как человека, достаточно грустно смотрящего на жизнь.
Мой герой говорит такую фразу: "Хотел пойти по духовной линии, поступить в семинарию, а мой отец-хирург настоял, чтобы я стал врачом". То есть, понимаете, человек хотел заниматься душой, но жизнь сложилась так, что он занимается телом. Я думаю, что Чехов мучился этой же проблемой.
- Одной из самых известных Ваших актерских работ стало участие в "Таежном романе". Какой отпечаток эта роль наложила на дальнейшее творчество?
- Да, пожалуй, именно в "Таежном романе" многие зрители меня запомнили. И не только они. После выхода фильма на экран, наверное, не было ни одного сценария, с человеком в форме, который бы мне не приносили. Предлагали сниматься в роли пожарного, пограничника, летчика. Я этот период мужественно пережил...
Кстати, с показом "Таежного романа" по телевидению связана одна забавная история. Мой друг Гарик Сукачев рассказал мне как-то, что выступал со своими музыкантами в Минусинске. Концерт должен был состояться в понедельник, а на предыдущей неделе в четверг-пятницу начали показывать сериал: "Мы вышли на сцену, а зал пустой. Отыграли минут двадцать, а потом спрашиваем: "А что происходит?" - "Все фильм смотрят". Ну, мы пошли, тоже посмотрели фильм, вернулись на сцену и отыграли концерт полностью".
Талант познания...
- В прошлом году Вы в первый раз набрали актерский курс в школе-студии МХАТ. Не страшно ли Вам, играющему актеру, становиться педагогом?
- Сейчас профессиональных педагогов очень мало. Вымирающая профессия. Я почти полгода думал над предложением ректора школы-студии МХАТ Анатолия Смелянского, прежде чем согласиться. Согласился, потому что курс я набираю не один. На первом месте стоит фамилия Михаила Андреевича Лобанова. Я бы никогда себе не позволил, не решился бы набрать студентов, если бы не состоялся этот тандем. Я же достаточно востребованный актер и часто бываю занят на репетициях, на съемках.
- Чему Вы будете учить студентов? Что Вам кажется самым главным в профессии?
- Как сказал мой любимый драматург и писатель Антон Павлович Чехов, беда не в отсутствии характера, а в отсутствии веры в свое право. У меня эта вера существует. И я буду активно защищать территорию психологического театра, в традициях которого я был воспитан и в традициях которого мы постараемся воспитать наших студентов. Хотя учить будущего актера весьма сложно - это ведь не "Фабрика звезд", где штампуются "звезды" как на конвейере. Актер - вещь штучная. У каждого свой талант, своя судьба, а значит и подход нужен особый, индивидуальный.
Однако среди важнейших качеств, которые бы я выделил как необходимые актеру, - ум, что ли, общая образованность, эрудиция. Актер читать должен много, например. Быть в курсе многого. Можно не углублинться, но знать немного о чем-то, совсем далеком от тебя и твоей специальности, - это здорово для актера. Скажем, про металлургию: откуда что берется, что куда подается, как печь работает. Хотя бы в общих чертах. Смысл педагогики, по-моему, как раз в том, чтобы развивать в человеке талант познания. А это лестница, которая не имеет конца.
Если у человека нет стремления познавать мир - это не фатально. Просто он так устроен. Ему неинтересно. И при этом он тоже может быть актером. Может работать в качестве некоей творческой единицы на телевидении, в кино. Вообще, спектр применения у такой единицы достаточно широкий...
В штате не состою
- Алексей, Вы во многих фильмах выступаете не только в качестве актера, но и продюсера. Это способ, найдя спонсоров, сыграть интересную для Вас роль или что-то другое?
- Да нет, конечно. Никогда я не стремился сделать какой-то проект только для того, чтобы сыграть в нем конкретную роль. Мне интересен сам проект, интересно его сделать. Причем чаще всего моя роль как продюсера сводится именно к добыванию денег. А не как в западном варианте. Я ни в коем случае не подбираю актеров или режиссеров, не советую последним, как и что снимать. Мне бы со своей работой разобраться.
Просто так сложилось, что мне пришлось по жизни заниматься разными делами. Например, в середине девяностых вообще уходил из кино и театра, пытался заниматься бизнесом. Я старался не останавливаться на чем-то одном и ничего кроме этого одного не видеть. Я до сих пор не состою в штате ни одной театральной труппы, хотя выступаю в "Табакерке" и на сцене театра имени Пушкина. А не состою по одной причине: не хочу быть привязанным к чему-то одному.
Именно поэтому давно еще ушел из театральной труппы. Я однажды подумал: вот ставит театр в среднем четыре спектакля в год, а нас, актеров, человек семьдесят. Кому повезет участвовать в новой постановке, а кому и нет. Так можно долго прождать, а чего дождешься - неизвестно.
Помню, однажды, году в 94-95-м, попал на какое-то собрание. Перестройка и так далее. Оратор, рассуждая про отечественное кино, говорит: "Время сейчас ужасное, трудное. Его нужно пережить, перетерпеть".
Я тогда подумал: "У меня квартира есть, жена красивая, ребенок родился... Отличное время, прекрасное время. Вот оно! Настоящее! Другого не будет!". Поэтому жить надо сейчас и здесь!