"Писательский" период Олега Митяева
Один из самых известных бардов современной России Олег Митяев недавно отметил свое пятидесятилетие. Его песни заслуженно завоевали любовь широкого слушателя своей искренностью, проникновенностью и понятностью: не раз приходилось слышать от пришедших на концерт Олега Митяева нечто вроде: "А ведь точно, так оно и было!". Олег Митяев принял участие в праздновании Дня шахтера в Кузбассе и после одного из концертов любезно согласился рассказать о себе и о своем творчестве читателям "МК".
Вспоминая аккорды...
- Олег, не секрет, что Ваши песни поют сегодня по всей стране и даже за пределами России. Вы достаточно активно гастролируете, часто приходится петь наиболее популярные свои произведения. Скажите, а у Вас лично от такого частого исполнения собственного репертуара не наступает своеобразная усталость, говоря проще, песни не надоедают?
- Я бы не сказал, что надоедают. Тут, пожалуй, другое. Любая песня (если это хорошая песня) проходит определенные этапы. Сначала она как бы "обкатывается", то есть я к ней привыкаю, пробую так, иначе, какие-то вещи с аранжировкой пытаюсь реализовать. Потом песня более или менее долго находится в активном исполнении: она нравится людям, на концертах ее просят спеть (или я сам включаю удачное произведение в свои публичные выступления).
И третий этап, последний, - я песню "забываю", если так можно сказать. Дело в том, что новые песни постепенно накапливаются, их тоже начинаешь активно исполнять, соответственно, старые постепенно отходят на второй план, о них все реже вспоминаешь.
Так что говорить о том, что какие-то мои песни мне надоели, не совсем правильно. Скорее всего, я их просто сегодня не вспомню. В этом плане хорошим примером может служить то, что, переслушивая как-нибудь в свободное время старые песни, нередко удивляешься: "А вот ведь неплохая вещица, почему бы ее сегодня не включить в концерт? Или вот эта... Надо только слова вспомнить, аккорды, несколько раз отрепетировать..."
Самодисциплина: писать "через отвращение"!
- Ваши песни о любви, о войне, о времени очень близки многим слушателям. Пожалуй, во многом из-за их "бардовской" составляющей. А сейчас, спустя уже много лет с начала творчества, где Вы берете новые темы, как удается избегать "попсовости"?
- Буду банален: все песни выходят из жизни. А что получится в конце концов - сказать сразу трудно. Например, песня, которая стала достаточно популярной (думаю, что во многом благодаря видеоклипу, который часто "гоняли" по ТВ), - "Крепитесь, люди, скоро лето!". Лично мне она не очень нравится. Но, когда я ее сделал, мне понравилась мысль о том, что здорово будет: приеду в какой-нибудь город зимой, а там афиши расклеены с названием песни - по-моему, здорово, весело и даже теплее должно становиться людям.
А по поводу "попса - не попса" скажу только, что все песни я пишу так, как пишется. В силу ли образования, собственного ли интеллекта. Но они такие, какие есть. Да, они достаточно простые, может быть, поэтому на мои выступления и собираются полные залы. В этой связи остается пошутить, что когда-нибудь слушателей станет меньше, концертные залы опустеют, потому что песни станут слишком умными.
- Вы достаточно редко выступаете в сборных концертах с участием других артистов. Почему?
- Поверьте, это не из принципиальных соображений, а просто так складывается. Хотя с кем-то мы все равно пересекаемся. Вот, например, с покойным Михаилом Евдокимовым. С Мишей мы вместе учились, так знакомы были давно. Даже спектакли ставили в училище. Весело было очень. И как-то получилось потом, что я пригласил его для съемок клипа на песню "Крепитесь, люди..."
Из совместных проектов стоит отметить альбом с Анатолием Кроллом.
А вот с Вениамином Смеховым все никак не получается. Уже два года не можем реализовать нашу совместную идею "вокруг Пушкина": я буду петь, а Вениамин - читать стихи поэта.
Хотя, по большому счету, мне не хватает времени на то, чего хочется больше всего, - просто писать песни. Потому, например, странно, когда кто-то из исполнителей пытается заниматься собственным бизнесом, не связанным со сценой и творчеством, - деньги зарабатывать. Лично мне не до этого.
Кстати, как раз сейчас у меня прекрасное время - "писательский" период. Отпраздновал юбилей, прошли многочисленные концерты. А сейчас можно отдохнуть, встретиться с друзьями, выпить - это и есть чудесный "писательский" период.
Если честно, то самодисциплины мне часто не хватает - сесть за стол и сказать себе: "Пиши!" Как-то все само собой получается. Хотя моя хорошая знакомая писательница Виктория Токарева однажды очень точно заметила, отвечая на вопрос: "Как вы пишите?" - "Через отвращение!" Шутка, конечно...
Об актерстве, стрессах и подражании
- Олег, у вас актерское образование, а предложений сняться в кино к вам не поступает?
- Вообще, это вопрос сложный. Дело в том, что сниматься очень непросто. Знаете, недавно на одном из концертов, когда на гитаре порвалась струна, я подумал, что неплохо было бы выступать под "минусовку", то есть когда записана музыка, а ты только поешь. Но я к этому не готов - выйти на сцену без гитары.
Так и в кино. Понимаете, это специфическое ощущение - попытка перевоплощения. Для этого нужен очень хороший режиссер, хорошая роль, что ли... Но самое главное - огромные эмоциональные затраты. Ну не готов я пока к этому.
А вот, повторюсь, с тем же Мишей Евдокимовым мы в свое время в ГИТИСе "давали джазу". С Мишей и с Галей Исхаковой. Ставили спектакли, которые, к сожалению, нигде не записаны. Но так здорово мы "отрывались", настолько сами "балдели" от того, что делали, что я до сих пор этого не могу забыть. Причем переиграли самых разных авторов.
Так что, думаю, выступить в качестве актера мне было бы очень интересно и сейчас, но... Знаете такой старый анекдот: "Как-то проститутку спросили: "А вы когда-нибудь любили?" На что она ответила: "Оно мне надо - такой стресс?!" Так и в актерстве - необходимо все пропускать через себя, через собственные эмоции.
- Нередко можно услышать, о каком-нибудь исполнителе, что он поет, как Митяев. Так что же, "Митяев" - это отдельное направление в музыке?
- Ну, не знаю. Наверное, есть что-то такое, что отличает мои песни, делает их узнаваемыми, что ли. Но чтобы отдельное направление... Хотя, бывает, слушаю чужую песню, и кажется, "похоже на что-то мое". Например, думаю, вполне смог бы спеть "Проститься" группы "Ума Турман" и никто бы не заметил, что не я автор. Или вот еще - певец Трофим. Мне кстати, очень нравятся его лиричные песни. Но в том, что песни могут как-то перекликаться, нет ничего предосудительного. Все пишут, стараются сделать свое, непохожее. Получается, увы, не всегда.
А с другой стороны, я сам когда-то начинал и неосознанно пытался подражать признанным авторитетам: Розенбауму, Ланцбергу, Суханову, даже Городницкому (хотя ему, наверное, подражать невозможно). Но на одном подражании ничего не получится. Публику не обманешь: человек придет на твой концерт только в том случае, если ему нравится именно твое творчество, а не то, как ты подражаешь...
Справка "МК":
Митяев Олег Григорьевич родился 19 февраля 1956 года в г. Челябинске. В 1971 году после окончания школы поступил в Челябинский монтажный техникум по специальности "техник-электрик". Потом окончил с отличием Челябинский институт физкультуры по специальности "тренер по плаванию". В 1981 - 85 г. работал преподавателем в институте и завклубом в пансионате "Сосновая горка" под Челябинском. В 1985 году приглашен на работу в Челябинскую филармонию в качестве артиста. С 1986 по 1991 закончил ГИТИС им. Луначарского.
Снялся в нескольких фильмах: "Два часа с бардами" ("Мосфильм"), "Игра с неизвестным" (киностудия им. Довженко), "Сафари № 6", "Убийца" (Свердловская киностудия).
Наиболее известные песни Олега Митяева: "Соседка", "Француженка", "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались", "Давай с тобой поговорим", "Сестра милосердия", "В осеннем парке", "Авиатор", "Лето - это маленькая жизнь", "C добрым утром, любимая", "Крепитесь, люди! Скоро лето!".
Кроме того, Олег Митяев стал автор книг "Песни" и "Непраздничные вещи". За последнюю ему вручена премия Фонда русской поэзии "Петрополь".