"Ариэль": "Мы - профессиональные музыканты"
Вокально-инструментальный ансамбль "Ариэль" - один из любимых музыкальных коллективов тех, чья молодость пришлась на 70-80-е годы прошлого века. Однако и сегодня, спустя почти сорок лет со дня создания ВИА, песни этого коллектива поют, знают и любят в различных уголках нашей страны. И Кузбасс не исключение. Недавно участники ВИА "Ариэль" по приглашению холдинговой компании "Сибирский деловой союз" дали несколько концертов в городах Кемеровской области.
После одного из выступлений легенды советского ВИА-движения Борис Каплун, Лев Гуров, Ростислав Гепп, Александр Тибелиус рассказали о своем творчестве, истории коллектива и о том, как планируют встретить его сорокалетие...
Мы не московская группа!
- Вокально-инструментальный ансамбль "Ариэль" возник в 1967 году. Неужели вы все это время играли вместе!
- А что вас удивляет? Ну да, все время. К счастью, нас миновало в какой-то степени то сложное время начала девяностых, когда большинство "советских" музыкальных коллективов распались безвозвратно. По крайней мере, так казалось тогда. Действительно, было такое время, что, казалось, все, что раньше считалось правильным, профессиональным и грамотным, вдруг стало отвергаться. На смену пришли новые приоритеты, в том числе и в музыке.
А вот "Ариэль" не распался, правда, некоторые музыканты ушли - на их место пришли другие. Однако едва ли их можно назвать новичками. Например, уже более семнадцати лет в нашем коллективе играет Александр Тибелиус. А вот Борис Каплун, Лев Гуров и Ростислав Гепп - "старички". Они стояли у истоков нашего ВИА.
Не распались в первую очередь потому, что мы не московская группа. И нас как-то не очень коснулись все эти новомодные перемены. Ну, стало труднее, мы просто ушли с "активной" сцены, но по-прежнему продолжали играть у себя дома, в Челябинске, откуда все родом. Даже пластинки выпускали...
Кстати, и гастрольную деятельность практически не прекращали. Давали в среднем по восемь-десять концертов в месяц. И это в самые трудные времена. И даже за границей выступали. В Германии, например.
Так что встретили начало нового века в работе и, в принципе, в хорошей творческой форме. Стоит отметить, что где-то к этому времени в зрительской аудитории как раз начался повторный спрос на творчество так называемых музыкальных ретро-групп. Многие старые, давно распавшиеся коллективы начали в это время собираться вместе, играть, выступать.
Несколько лет, чтобы спеться
- Как вы считаете, почему российский слушатель вновь обратился к музыке ВИА?
- Это вполне объяснимо. мы профессиональные музыканты и стараемся исполнять каждую песню, попадающую в наш репертуар, профессионально. А ведь именно в этом кроется большая часть успеха того или иного музыкального произведения. В этой связи стоит отметить, что в последние десятилетия как-то все смешалось в этом смысле. Композиторы и даже поэты сами начали исполнять свои произведения. О качестве в подобной ситуации говорить не приходится.
Все дело в том, что каждый должен заниматься своим делом: поэт - писать стихи, композитор - музыку, а вот исполнитель - петь со сцены.
Понимаете, мы, например, несколько лет потратили на то, чтобы просто спеться между собой, чтобы голоса подстроить, чтобы научиться чувствовать друг друга во время выступления. В результате, как нам кажется, получилось довольно приличное звучание, стройное многоголосие. А потому те же "В краю магнолий плещет море" или "На море-океане, на острове Буяне..." и нашли отклик в сердцах наших слушателей.
Еще одной причиной, по которой массовый слушатель стал обращаться к творчеству ВИА в целом и "Ариэль" в частности, стало то, что люди почувствовали ностальгию по своей молодости. Это те, кто постарше. А их дети, услышав вполне приличные, пусть и не совсем современные песни, - заинтересовались.
- Вы говорите, что одной из причин того, что ваш коллектив не распался в трудные времена, стало то, что вы играли в Челябинске, а не в Москве. А какая связь между сохранением коллектива и его местоположением?
- Да самая прямая. Дело в том, что всех нас не раз звали в столицу. Оно, конечно, соблазнительно было. Там все-таки и денег больше, и на экране мелькать можно почаще. Но нас всех как-то это не очень прельщало, видимо, раз никто не уехал. Тем более что если в Челябинске мы полноценный коллектив, то в Москве - неизвестно что. К тому же, в итоге всех нас просто растащили бы по разным музыкальным группам. К счастью, этого не произошло.
Юбилей - в столице?
- Вы можете назвать какие-то свои последние творческие проекты?
- Пожалуй, "Битлз по-русски". В этом альбоме мы пропустили через себя творчество одной из наших самых любимых групп, исполнили их песни на русском языке и на украинском. Еще один диск - "Шумел камыш". В него вошли исключительно народные песни. Причем исключительно "в акустике".
Альбом "Через Майдан" мы сделали вместе с нашим земляком Олегом Митяевым. Правда, на диске записаны песни не только Олега, но и других знаменитых российских бардов, в том числе Булата Окуджавы, дуэта "Иваси" и Сергея Никитина.
Если говорить о проекте "Через Майдан", то песни, исполненные в нем, настолько переосмыслены нами, что порой узнать их почти невозможно или, по крайней мере, очень трудно.
Почему мы сейчас обращаемся к традиционному народному творчеству или песням бардов? Здесь все просто. Не секрет, что абсолютное большинство исполнителей сейчас испытывают огромную проблему с авторами. Ведь мы только исполнители. Мы сами не пишем песен, мы просто стараемся их красиво спеть, исполнить.
А народные песни или произведения наших бардов - это всегда очень интересные и тексты, и музыка. А значит, петь их - удовольствие и для нас, и для наших слушателей.
- Если сейчас вы берете в репертуар чью-то песню, то вам приходится платить гонорары автору?
- Дело в том, что мы не берем песен сами - нам их предлагают. Ведь по большому счету любой автор, в нашем случае автор песен, которые были более популярны двадцать-тридцать лет назад, нежели сейчас, рад, когда его песня получает вторую жизнь, зазвучав со сцены в нашем исполнении. Чаще всего наши друзья и знакомые просто приносят нам что-то и говорят: "Вот, ребята, посмотрите. Может быть, понравится". И мы, конечно, смотрим и стараемся исполнить красиво любую песню.
- Скажите, а сегодня некогда популярнейший коллектив ВИА "Ариэль" в Москву уже не зовут?
- Почему не зовут? Зовут достаточно часто. Но, поймите, мы все уже люди далеко не молодые. У нас есть свой коллектив, давно сложившийся, спетый, привыкший жить в определенном ритме. А ведь Москва - для молодых, агрессивных, энергичных. Нам же и в Челябинске неплохо.
Да, продюсеры обращаются, предлагают сотрудничать. Какие-то проекты разрабатывают, кампании рекламные, показы по телевидению и все такое. Да только зачем? У нас, к счастью, есть свой слушатель, на наши концерты люди приходят, так что что-то менять в корне смысла нет.
Хотя есть задумка отметить сорокалетний юбилей "Ариэль" с размахом и наверняка в столице. Вот тогда и придется, наверное, обращаться к продюсерам, продумывать юбилейный проект более глубоко. Но до этого события еще целый год. Так что успеем, а пока мы просто играм и исполняем песни, которые нравятся нам и нашим слушателям...
Справка "МК":
Основа репертуара и стиля вокально-инструментального ансамблин "Ариэль" - русский музыкальный фольклор. Основатель и первый художественный руководитель ВИА (до 1989) певец и композитор Валерий Ярушин.
Из первоначального состава в "Ариэле" до сих пор работают нынешний руководитель ансамблин Ростислав Гепп - клавишные, флейта, вокал; Борис Каплун - ударные, скрипка, вокал; Лев Гуров - гитара, вокал. В современный состав входят также Александр Тибелиус - вокал, Олег Гордеев - гитара, вокал.
В 1971 ансамбль занял первое место на конкурсе "Серебряные струны" в Горьком (Нижний Новгород), в 1972 - на фестивале "Янтарь Лиепаи" (Лиепая, Латвия). В 1974 "Ариэль" начинает профессиональную работу в Челябинской филармонии, в 1975 выпускает первую пластинку. Один из немногих советских эстрадных коллективов, гастролировавших в то время в странах не только Восточной, но и Западной Европы и США. В 1992 "Ариэль" участвовал в фестивале "Осень в Арканзасе", в результате все его музыканты стали почетными гражданами города Литтл-Рок. Ансамбль также много гастролировал в ФРГ.
Среди наиболее известных песен в исполнении "Ариэля" - обработка русской народной песни "Отдавали молоду" (1973), "Песенка извозчика" (1974) Н. Богословского, "Орган в ночи" (1974) Р. Паулса, "В краю магнолий" (1978) А. Морозова. Ансамбль также записал музыку (композитор А. Зацепин) к фильмам "Между небом и землей" (1975) и "Центровой из поднебесья" (1976).