Турецкий голос Кемерова
Хор Михаила Турецкого известен не только качественными голосами его исполнителей, но и репертуаром: не совсем привычным для традиционного хора. Среди песен, которые исполняет хор Турецкого, и музыка Генделя, и песни Qween, а также «Черный ворон», «Любо, братцы, любо», «Lady in red». Так что публика в любом случае останется довольна очередным концертом – Турецкий сможет потрафить любому вкусу.
В Кемерове и Новокузнецке в минувшие выходные состоялись концерты хора Турецкого. Жители Кузбасса получили возможность попасть на концерт и воочию увидеть известных исполнителей, а читатели «МК» - узнать из первых уст, чем живет сегодня известный российский творческий хор.
Без повторов…
- Михаил, любой музыкальный коллектив – это сложный организм. Одни люди приходят, другие – уходят. А как в вашем хоре: есть кадровая проблема?
- Скажу так: около 60 процентов коллектива – это исполнители, которые пришли практически с момента создания хора. Многие выступают вместе со мной уже по 18, 19, а то и 20 лет – то есть с самого начала. Так что текучки кадров у нас однозначно нет. И тем не менее иногда возникает по тем или иным причинам необходимость принять в хор еще одного или двух человек. Два самых новичка – это певцы, попавшие в хор 5 и 2,5 года назад. Тоже, кстати, не так уж и недавно.
С новыми людьми ведется отдельная работа. Например, только с одним из наших артистов одновременно работают два преподавателя. Дело в том, что у него великолепный голос, но нет высшего образования. А это создает некоторые проблемы в работе. Поэтому сейчас преподаватели их и решают.
- Ваш хор известен своим максимально широким репертуаром. Кажется, нет человека, которому вы не сможете исполнить ту песню, что понравится именно ему. А чем вы руководствуетесь при отборе произведений и существуют ли какие-то внутренние ограничения в этом выборе?
- Действительно, у нас большой репертуар. Сейчас в него входит около 400 (!) песен. Согласитесь, это много. При этом стоит отметить, что в активном запасе, то есть те песни, что мы можем спеть на память и без дополнительных репетиций – около 150. Для наглядности скажу: в одной концертной программе максимум исполняется 30 песен. То есть сегодня, например, в Кемерове мы можем дать 5 концертов и не повторить ни одной песни.
Что касается того, как отбираю произведения для репертуара, то тут все очень просто. Это может быть что угодно, главное, чтобы материал был качественный и профессиональный. Не знаю… Даже шансон. Тот же «Владимирский централ». Я даже думал как-то исполнить эту песню, но не случилось. А вот, например, «Голуби летят над нашей зоной» мы спели. Просто я однажды услышал эту песню и решил, что хор может сделать ее на сцене – красиво и благородно. Так и получилось. И публика была в восторге, и в зале был настоящий взрыв мозга, как говорится…
Без спонсора…
- А почему ваш хор называется хором Турецкого? В смысле вам не кажется, что давать свое имя коллективу, быть может, несколько нескромно?
- Нет, не кажется. Ведь есть ансамбль Спивакова, танцевальный коллектив Моисеева, опять же хор Пятницкого. Почему бы не быть хору Турецкого? Тем более что именно я стоял у истоков создания коллектива, и я определяю репертуарную политику и являюсь полноценным руководителем. При этом я выхожу на сцену и вместе с другими музыкантами исполняю наш репертуар.
Мой хор – это во многом отражение именно моего представления об искусстве, музыке, того, как должны звучать конкретные песни. А потому вполне логично, что хор называется моим именем.
Меня не станет, уверен, что и хор исчезнет. Будет что-то другое, но хора Турецкого больше никто не услышит. Это точно.
- В традиционном сознании слова «хор» и «коммерческая успешность» как-то не очень согласуются. Однако вам удается сочетать хоровое искусство с коммерческой деятельностью. В чем секрет?
- Согласен. Назвав наш коллектив «хором», мы сразу поставили для себя определенные рамки, которые нам предстояло преодолевать. И, как мне кажется, вполне успешно. Сегодня хор Турецкого – достаточно качественный коммерческий проект. Мы можем позволить в настоящее время в рамках гастрольного тура с запланированными 100 концертами не только в России, но и за ее пределами и даже в странах Африки, решиться на это не самое простое предприятие, не имея спонсора. Дело в том, что в момент, когда принималось решение о проведении тура год назад, в стране как раз бушевал экономический кризис и найти спонсора был крайне проблематично. Но мы решили сами устроить праздник, который называется большими гастролями.
А я, в свою очередь, счастлив, что могу позволить платить моим артистам достойную зарплату, могу арендовать достойный транспорт, могу выступать в достойных залах. Короче, зарабатывать на жизнь тем, что умею делать я и другие музыканты хора Турецкого.
Без границ…
- Любой проект рано или поздно изживает себя, заканчивает свое существование, если не продолжает развиваться. А для вашего хора в чем развитие?
- Ну, разумеется, двигаться надо. И мы движемся. По сути, если вдаваться в детали продюсирования, которым я активно занимаюсь, то в настоящее время созданы две арт-группы. Первая – это уже известная широкой публике под названием хор Турецкого. Вторая – наш дочерний проект. Практически в буквальном смысле. В него входят только девушки и только сопрано.
Создание второго проекта связано с тем, что многие интересные произведения, как ни старайся, а без женщин исполнить невозможно. Даже нашим тенорам это не под силу. И еще. Можно с небольшой степенью преувеличения сказать, что женскую арт-группу хора Турецкого я создал ради того, чтобы получить возможность исполнить песню «Ромашки спрятались…»
Кастинг в коллектив шел долго. За это время я прослушал огромное количество женских голосов и выбрал лучшую десятку. Кстати, в состав моих сопрано вошла и жительница города Кемерово Валерия Девятова. У нее уникальный голос, и я очень рад, что она попала в наш коллектив.
Справка «МК»:
Дебют хора Турецкого состоялся в 1990 году в филармонических залах городов Таллина и Калининграда. Через два года программа хора стала известна во многих странах мира.
Все участники арт-группы закончили лучшие музыкальные вузы страны, и каждый смог проявить свои незаурядные профессиональные качества. Ансамблевая слитность, интонационная виртуозность, тембровое разнообразие, верное ощущение стиля, внутренняя культура и, конечно, чувство юмора - таковы слагаемые успеха хора Михаила Турецкого, который сопутствует ему во всех выступлениях. Хор выступал на многих известных площадках мира: в Большом зале Московской консерватории, Кремлевском дворце, Большом театре, Карнеги-Холл (Нью-Йорк, США) и др.