Доктор клоун
Они разрешают больным детям сколько угодно шалить и сами с удовольствием это делают. Они не делают уколов, не дают таблеток, но по праву носят белые халаты. Ведь они лечат. Хорошим настроением. Больничная клоунада во всем мире существует много лет, в России – всего шесть, в Кемерово – четыре месяца. В канун Дня защиты детей корреспондент «МК в Кузбассе» выяснял, в чём смысл этого явления.
Представьте себя ребенком, который вынужден долгое время проводить в больнице. Родители навещают, но не так часто, как хотелось бы. Время течет медленно и однообразно: врачи, процедуры, столовская еда, врачи, процедуры… Даже игрушки уже не радуют. И однажды в палату заходит не просто доктор, а… доктор-клоун! Показывает фокус, делает тебе саблю из шарика-колбаски, дурачится со своим коллегой, таким же доктором-клоуном. И ты улыбаешься.
Влияние эмоционального фона на здоровье очевидно, а на Западе лечебный эффект «клоунотерапии» подтвердили еще и исследованиями. Доктора с красными носами там состоят при штате детских медучреждений, ведь они выполняют почти медицинские функции. Клоуны – это и психологи, и реабилитологи, и социологи. В Кемерово больничная клоунада, как и в России, носит благотворительный характер. Доктора-клоуны работают в больницах бесплатно.
Кемеровские доктора-клоуны – профессиональные артисты эстрадно-циркового направления. В основном это выпускники областного колледжа культуры и искусств. Пионер больничной клоунады в Кемерово артист оригинального жанра Виталий Выдриганов какое-то время назад преподавал в колледже. Там он и встретил людей, вместе с которыми сейчас работает в театре эстрады «Солнечный город» при кемеровской филармонии. Около года назад Выдриганов узнал о существовании больничной клоунады в России и обратился с этой идеей в городские больницы. А совсем недавно в Кемерово приезжал первый профессиональный больничный клоун Константин Седов. «Я написал ему: как здорово было бы у вас поучиться. Я был даже готов ехать в Москву. Оказалось, что Константин планирует сам приехать в регионы. Сначала он побывал в Томске, затем заехал в Кемерово. Три дня он общался с нами, проводил мастер-класс, много чему нас научил».
После этого, по словам Виталия, бригада докторов-клоунов начала работать совсем по-иному. «Раньше мы собирали детей в холле и показывали одну программу. Сейчас мы приходим в палату и практически не знаем, что мы будем делать там с детьми. У нас есть фокусы, заготовки. Например, один будет Белый клоун, другой – Рыжий. А что именно мы будем делать, по большому счету зависит от характера и настроения ребенка. От его индивидуальности и интересов. Например, лежит у него определенная игрушка – от этого мы стараемся отталкиваться».
Спасибо, клоуны!
Корреспондент «МК» отправился с докторами-клоунами в обход по детской многопрофильной больнице. Клоунада началась задолго до палат. По дороге в отделения ребята успевают одарить шариками и шутками детей и взрослых, ожидающих очереди на приеме в поликлинику. Идя по коридорам и переходам, актеры играют сами и вовлекают в свою игру врачей, медперсонал и посетителей. Вот врач, похожая на Мальвину, заказывает из больничного автомата четыре пиццы, четыре колы и мороженое. А вот уже клоуны реанимируют своего товарища на каталке. Реакция на такое маски-шоу у всех однозначная – широченная улыбка.
«Мы постарались, чтобы они побывали в каждом отделении, - рассказывает начальник отдела по связям с общественностью МУЗ «Детская городская клиническая больница №5» Анна Стоянова. - Но ребята стараются идти туда, где лежат самые тяжелые дети. Это травматология. Легких травм практически нет. Компрессионные переломы позвоночника – 1,5-3 месяца постельного режима. Это нейрохирургия, где дети тоже очень долго восстанавливаются».
Цирковая клоунада содержит в себе элементы всех клоунад. Цирковой – фокусы, жонглирование. Драматургической – образ, характер, голос. Эстрадной – разговорный жанр, контакт со зрителем. Но она и самая импровизационная из всех клоунад. Здесь главное – общение с ребенком. Клоуны приходят не столько для того, чтобы что-то показать, сколько поиграть с ребенком в игру, в которую он захочет играть. Очень важно сразу оценить его состояние и почувствовать настроение. Хочет ли он участвовать в игре или будет просто смотреть фокус?
Маленький пациент отделения нейрохирургии Егор болеет с рождения и уже перенес сложную операцию. Сейчас мальчик находится на обследовании. Визит необычных докторов привел его в полный восторг. Ребенок заливисто смеется над проделками Рыжего клоуна, заворожённо наблюдает за летающей мишурой и в конце получает в подарок воздушный шар. «Спасибо, клоуны!» - как-то очень по-взрослому восклицает малыш на прощание. «Да вообще здорово, замечательно, - говорит его мама Елена. - Вот так, в больнице - такое развлечение! Взрослый человек смеялся, как ребенок, а он, вы видели, как закатывался от души».
Идем дальше - травматология. В палате лежат одни мальчишки-подростки. У кого рука сломана, у кого – нога вывихнута. В общем, не побегаешь. Клоуны, подстраиваясь под пацанячьи интересы, начинают разыгрывать секретную операцию, не медицинскую – шпионскую. А если и стреляют, то из автомата из шарика-колбасы или прямо из насоса для их надувания.
Врачи и медперсонал не вмешиваются в работу клоунов и в один голос говорят о пользе их визитов. «Всё положительная динамика, вполне возможно, что и переломы срастаются быстрее, - говорит медицинская сестра хирургического отделения Светлана Кулебакина. - Дети ждут, это очень весело для них и вообще… Знаете, у них сколько воспоминаний потом?!»
Сегодня доктора-клоуны по просьбе врачей посещают и отделение патологии новорожденных, чтобы поднять настроение мамам, находящимся на лечении с младенцами. Тут еще более чистой воды импровизация, ведь главная аудитория клоунов в белых халатах все-таки дети. Но и взрослые, как выяснилось, не прочь, чтобы к ним хотя бы раз в неделю заглядывали такие врачи. «Для укрепления тонуса и для появления молока нужны позитивные эмоции, поэтому очень хорошо, что они пришли именно к нам», - говорит одна из мам. «Дети очень сложные, практически все. Либо недоношенные, либо оперированные. Поэтому мы постоянно все переживаем, а такое расслабление, я считаю, только на пользу», - добавляет ее соседка по палате.
Профессия - смехотерапевт
Шесть лет назад Константин Седов, юрист по первому образованию и актер по второму (среднему специальному), по приглашению друга пришел клоуном в одну из столичных больниц. Изучив западный опыт, в том числе французский, Седов создал в Москве благотворительный некоммерческий проект «Больничная клоунада». Сейчас в команде Константина 10-12 человек, которые еженедельно откомандировываются в 8 московских больниц.
Как рассказал «МК» Константин, в Москве больничная клоунада уже ставится на профессиональный уровень еще и в том смысле, что люди получают за нее деньги, как за вторую работу. «Это ни в коем разе не зарабатывание, - говорит Константин. – Для регионов зарплата докторов-клоунов может выражаться в районе 5 000 руб. в месяц. Нужно это для того, чтобы была ответственность – ты получаешь, значит ходишь регулярно».
Оплата труда клоунов, приобретение костюмов и расходных материалов должны оплачиваться исключительно спонсорами, считает Константин. «Власть о нашей деятельности знает и одобряет ее. Она может оказать организационную поддержку. Спонсорство же мы ищем среди частных лиц. Мне кажется, этот путь более правильный, нежели брать деньги у государства, у которого масса других социальных обязательств».
Кстати, отношение с администрацией московских больниц сложились у клоунов не сразу. По словам Константина, врачи, привыкшие к тому, что волонтеры задерживаются в больнице ненадолго, поначалу реагировали на его инициативу без особого энтузиазма. О таком же положении вещей в Кемерово говорит и Виталий Выдриганов. Поэтому доктора-клоуны несут дежурства по большей части в двух медучреждениях: в областном онкологическом диспансере и в многопрофильной детской клинической больнице №5.
В любом случае кемеровская больничная клоунада только начинается. И начинается, по оценке специалиста, очень хорошо. «Ребята - уникальный творческий коллектив для России, потому что это самоорганизовавшаяся группа актеров-клоунов, - говорит Константин Седов. - У нас, когда я обучал волонтеров, актеров было 15-20%. А здесь все профессионалы, очень интересно с ними заниматься. И если они решат делать это профессионально, их ждет большое будущее».
Почти все актеры «Солнечного города» продолжают образование на заочном отделении новосибирского театрального вуза, поэтому жесткого графика посещений больниц пока нет. К осени он окончательно установится, надеется Виталий Выдриганов, и доктора-клоуны будут приходить к детям как минимум раз в неделю. Также доктора-клоуны надеются на привлечение спонсоров под благотворительный проект – радость у детей должна быть постоянной.
Представьте себя ребенком, который вынужден долгое время проводить в больнице. Родители навещают, но не так часто, как хотелось бы. Время течет медленно и однообразно: врачи, процедуры, столовская еда, врачи, процедуры… Даже игрушки уже не радуют. И однажды в палату заходит не просто доктор, а… доктор-клоун! Показывает фокус, делает тебе саблю из шарика-колбаски, дурачится со своим коллегой, таким же доктором-клоуном. И ты улыбаешься.
Влияние эмоционального фона на здоровье очевидно, а на Западе лечебный эффект «клоунотерапии» подтвердили еще и исследованиями. Доктора с красными носами там состоят при штате детских медучреждений, ведь они выполняют почти медицинские функции. Клоуны – это и психологи, и реабилитологи, и социологи. В Кемерово больничная клоунада, как и в России, носит благотворительный характер. Доктора-клоуны работают в больницах бесплатно.
Кемеровские доктора-клоуны – профессиональные артисты эстрадно-циркового направления. В основном это выпускники областного колледжа культуры и искусств. Пионер больничной клоунады в Кемерово артист оригинального жанра Виталий Выдриганов какое-то время назад преподавал в колледже. Там он и встретил людей, вместе с которыми сейчас работает в театре эстрады «Солнечный город» при кемеровской филармонии. Около года назад Выдриганов узнал о существовании больничной клоунады в России и обратился с этой идеей в городские больницы. А совсем недавно в Кемерово приезжал первый профессиональный больничный клоун Константин Седов. «Я написал ему: как здорово было бы у вас поучиться. Я был даже готов ехать в Москву. Оказалось, что Константин планирует сам приехать в регионы. Сначала он побывал в Томске, затем заехал в Кемерово. Три дня он общался с нами, проводил мастер-класс, много чему нас научил».
После этого, по словам Виталия, бригада докторов-клоунов начала работать совсем по-иному. «Раньше мы собирали детей в холле и показывали одну программу. Сейчас мы приходим в палату и практически не знаем, что мы будем делать там с детьми. У нас есть фокусы, заготовки. Например, один будет Белый клоун, другой – Рыжий. А что именно мы будем делать, по большому счету зависит от характера и настроения ребенка. От его индивидуальности и интересов. Например, лежит у него определенная игрушка – от этого мы стараемся отталкиваться».
Спасибо, клоуны!
Корреспондент «МК» отправился с докторами-клоунами в обход по детской многопрофильной больнице. Клоунада началась задолго до палат. По дороге в отделения ребята успевают одарить шариками и шутками детей и взрослых, ожидающих очереди на приеме в поликлинику. Идя по коридорам и переходам, актеры играют сами и вовлекают в свою игру врачей, медперсонал и посетителей. Вот врач, похожая на Мальвину, заказывает из больничного автомата четыре пиццы, четыре колы и мороженое. А вот уже клоуны реанимируют своего товарища на каталке. Реакция на такое маски-шоу у всех однозначная – широченная улыбка.
«Мы постарались, чтобы они побывали в каждом отделении, - рассказывает начальник отдела по связям с общественностью МУЗ «Детская городская клиническая больница №5» Анна Стоянова. - Но ребята стараются идти туда, где лежат самые тяжелые дети. Это травматология. Легких травм практически нет. Компрессионные переломы позвоночника – 1,5-3 месяца постельного режима. Это нейрохирургия, где дети тоже очень долго восстанавливаются».
Цирковая клоунада содержит в себе элементы всех клоунад. Цирковой – фокусы, жонглирование. Драматургической – образ, характер, голос. Эстрадной – разговорный жанр, контакт со зрителем. Но она и самая импровизационная из всех клоунад. Здесь главное – общение с ребенком. Клоуны приходят не столько для того, чтобы что-то показать, сколько поиграть с ребенком в игру, в которую он захочет играть. Очень важно сразу оценить его состояние и почувствовать настроение. Хочет ли он участвовать в игре или будет просто смотреть фокус?
Маленький пациент отделения нейрохирургии Егор болеет с рождения и уже перенес сложную операцию. Сейчас мальчик находится на обследовании. Визит необычных докторов привел его в полный восторг. Ребенок заливисто смеется над проделками Рыжего клоуна, заворожённо наблюдает за летающей мишурой и в конце получает в подарок воздушный шар. «Спасибо, клоуны!» - как-то очень по-взрослому восклицает малыш на прощание. «Да вообще здорово, замечательно, - говорит его мама Елена. - Вот так, в больнице - такое развлечение! Взрослый человек смеялся, как ребенок, а он, вы видели, как закатывался от души».
Идем дальше - травматология. В палате лежат одни мальчишки-подростки. У кого рука сломана, у кого – нога вывихнута. В общем, не побегаешь. Клоуны, подстраиваясь под пацанячьи интересы, начинают разыгрывать секретную операцию, не медицинскую – шпионскую. А если и стреляют, то из автомата из шарика-колбасы или прямо из насоса для их надувания.
Врачи и медперсонал не вмешиваются в работу клоунов и в один голос говорят о пользе их визитов. «Всё положительная динамика, вполне возможно, что и переломы срастаются быстрее, - говорит медицинская сестра хирургического отделения Светлана Кулебакина. - Дети ждут, это очень весело для них и вообще… Знаете, у них сколько воспоминаний потом?!»
Сегодня доктора-клоуны по просьбе врачей посещают и отделение патологии новорожденных, чтобы поднять настроение мамам, находящимся на лечении с младенцами. Тут еще более чистой воды импровизация, ведь главная аудитория клоунов в белых халатах все-таки дети. Но и взрослые, как выяснилось, не прочь, чтобы к ним хотя бы раз в неделю заглядывали такие врачи. «Для укрепления тонуса и для появления молока нужны позитивные эмоции, поэтому очень хорошо, что они пришли именно к нам», - говорит одна из мам. «Дети очень сложные, практически все. Либо недоношенные, либо оперированные. Поэтому мы постоянно все переживаем, а такое расслабление, я считаю, только на пользу», - добавляет ее соседка по палате.
Профессия - смехотерапевт
Шесть лет назад Константин Седов, юрист по первому образованию и актер по второму (среднему специальному), по приглашению друга пришел клоуном в одну из столичных больниц. Изучив западный опыт, в том числе французский, Седов создал в Москве благотворительный некоммерческий проект «Больничная клоунада». Сейчас в команде Константина 10-12 человек, которые еженедельно откомандировываются в 8 московских больниц.
Как рассказал «МК» Константин, в Москве больничная клоунада уже ставится на профессиональный уровень еще и в том смысле, что люди получают за нее деньги, как за вторую работу. «Это ни в коем разе не зарабатывание, - говорит Константин. – Для регионов зарплата докторов-клоунов может выражаться в районе 5 000 руб. в месяц. Нужно это для того, чтобы была ответственность – ты получаешь, значит ходишь регулярно».
Оплата труда клоунов, приобретение костюмов и расходных материалов должны оплачиваться исключительно спонсорами, считает Константин. «Власть о нашей деятельности знает и одобряет ее. Она может оказать организационную поддержку. Спонсорство же мы ищем среди частных лиц. Мне кажется, этот путь более правильный, нежели брать деньги у государства, у которого масса других социальных обязательств».
Кстати, отношение с администрацией московских больниц сложились у клоунов не сразу. По словам Константина, врачи, привыкшие к тому, что волонтеры задерживаются в больнице ненадолго, поначалу реагировали на его инициативу без особого энтузиазма. О таком же положении вещей в Кемерово говорит и Виталий Выдриганов. Поэтому доктора-клоуны несут дежурства по большей части в двух медучреждениях: в областном онкологическом диспансере и в многопрофильной детской клинической больнице №5.
В любом случае кемеровская больничная клоунада только начинается. И начинается, по оценке специалиста, очень хорошо. «Ребята - уникальный творческий коллектив для России, потому что это самоорганизовавшаяся группа актеров-клоунов, - говорит Константин Седов. - У нас, когда я обучал волонтеров, актеров было 15-20%. А здесь все профессионалы, очень интересно с ними заниматься. И если они решат делать это профессионально, их ждет большое будущее».
Почти все актеры «Солнечного города» продолжают образование на заочном отделении новосибирского театрального вуза, поэтому жесткого графика посещений больниц пока нет. К осени он окончательно установится, надеется Виталий Выдриганов, и доктора-клоуны будут приходить к детям как минимум раз в неделю. Также доктора-клоуны надеются на привлечение спонсоров под благотворительный проект – радость у детей должна быть постоянной.
Читайте так же