Взаимные упрёки
Жалоб на общественный транспорт хватает всегда. Но маршрутные такси стоят тут особняком. Водители окуривают пассажиров сигаретами, хамят, опаздывают, игнорируют голосующих – вот основные претензии. УЕЗТУ в курсе, но ситуация не меняется. В чем причина? Может быть, в особенности транспортной системы? Корреспондент попробовал разобраться и обнаружил, что водители тоже в обиде на пассажиров.
Таксомоторные маршруты города находятся в руках как крупных ПАТП, так и малого бизнеса. Индивидуальные предприниматели с лицензией имеют от двух до нескольких автобусов. Вместе – всегда легче, поэтому многие владельцы маршруточного бизнеса вступают в некоммерческие партнерства, с которыми УЕЗТУ заключает договор на пассажироперевозки. Таких партнерств в городе Кемерово два. В НП «Скат» состоит 21 предприниматель, в НП «Ариат» - более 50.
Принцип работы через партнерство удобен для самих мелких перевозчиков и для УЕЗТУ. Но не является ли такая система слишком неповоротливой, при которой жалобы населения не доходят непосредственно до хозяина бизнеса? «Мы еженедельно получаем в УЕЗТУ жалобы в письменном виде – в них указывается дата, номер маршрутки, суть проблемы, телефон, Ф. И. О. заявителя, - говорит президент НП «Скат», Татьяна Служаева. - Мы, в свою очередь, связываемся с индивидуальным предпринимателем, передаем ему эту жалобу. Предприниматель обязательно берет объяснительную с водителя и докладывает об этом нам. Помимо этого мы связываемся с самим пассажиром и уточняем ситуацию, извиняемся».
У меня на это 5 причин
Разберем основные претензии, предъявляемые водителям маршруток. Грубость и курение за рулем опустим – нервная тяжелая работа, и этим все сказано (водитель маршрутки - он же кондуктор, он же контролер). А хамы по жизни и вовсе недостойны внимания.
Маршрутка игнорирует голосующего и проезжает мимо – едва ли большую досаду может испытать пассажир. Ранее в УЕЗТУ нам уже называли основные причины, по которым водитель может так поступить. Во-первых, в случае если автобус переполнен – за перегруз штрафует госавтоинспекция. Во-вторых, из-за пробок водители часто выбиваются из расписания и спешат попасть в график. В-третьих, водитель уже перестроился в другую линию. В-четвертых, машина сломалась и едет в гараж, или у водителя закончилось рабочее время - и он также едет в гараж. В-пятых, водитель просто не увидел отмашку пассажира.
Не так давно с корреспондентом «МК» произошел случай, которому, как ему казалось, нет оправдания. Маршрутка №3 заворачивала с Ленинградского на Марковцева и затормозила не на остановке, а перед ней, метрах в пяти. Корреспондент направился к таксомотору, он бы хотел побежать во всю прыть, но мешал пресловутый ледяной накат. Водитель, прекрасно видя это (тут уж и нечего спорить), выпустил пассажиров, закрыл двери и поехал себе дальше. Даже неудачная попытка побежать по льду за маршруткой не заставила «тройку» остановиться. Почему водитель так поступил? Из вредности? В УЕЗТУ нам на этот вопрос, заданный через интернет-приемную, не ответили. Зато ответили сами водители. Скорее всего, водитель выбился из графика так, что вслед ему дышал товарищ по маршруту, объяснили они. И если бы он остановился, то тем самым бы подобрал чужих пассажиров, а значит, отобрал бы хлеб у коллеги. «Если вы голосуете, водитель видит это и не останавливается - всегда есть причина, - говорит собеседник «МК». – Чтобы водитель просто так взял и не остановился, потому что ему голосующий не понравился, абсолютно исключено. Какой нам смысл терять деньги?»
«Выходите раньше»!?
Маршрутка сильно отклоняется от расписания или не приходит вовсе. Поломки на линии – бич всего общественного транспорта, сплошь состоящего из единиц отечественного автопрома. Прибавим к этому местный климат. Маршрутные ПАЗики, по словам водителей, ломаются чаще больших автобусов. Из-за специфики работы маршрутка наматывает больше километров за день, чем автобус, останавливается на дополнительных остановках. Качество самих машин уже не то, а запчасти из кемеровских магазинов – и вовсе откровенный брак. «Новый ПАЗ не проходит техосмотр», - говорит водитель Владимир. «Через несколько дней после установки, а то и часов, купленная деталь слетает – ГИБДД штрафует. Где справедливость?» - сетует другой водитель.
«Дизельное топливо не соответствует стандартам и приводит к поломке механизмов», - отмечает председатель профсоюза НП «Ариат» Марина Канакова.
Так что последние рейсы могут отменять из-за технеисправности. Однако известно, что у водителей существует определенный денежный план, который они в конце дня должны сдать начальству. Что если водитель, набрав нужную сумму, решит закончить работу пораньше? «Это недопустимо, - говорит президент НП «СКАТ» Татьяна Служаева. - У нас договорные отношения с администрацией. В договоре четко указано, что в случае нарушения регулярности обслуживания наших маршрутов с нами может быть расторгнут договор. Никто из предпринимателей не хочет потерять работу, и они стараются четко за этим следить».
Тем удивительнее слышать от сотрудника УЕЗТУ, которому мы сообщили о последних двух рейсах 7-й маршрутки, которые есть в расписании, но в реальности – практически никогда, совет «уходить с работы пораньше». Да, у "семерки" очень плотный график, и если один водитель ездит по нему весь день – это переработка и штраф от ГИБДД. Но почему бы тогда не поступить честно и не убрать последние рейсы из договора? На этот вопрос в интернет-приемной УЕЗТУ тоже не ответили. Нарушение регулярности движения налицо, но никаких действий не следует, не говоря уже о разрыве договора.
По информации НП «Ариат», прецедентов прекращения отношений перевозчика и администрации из-за жалоб не было. То ли у нас все так хорошо, то ли…
Неприкасаемые
Допустим, в результате разбора полетов собственник выясняет, что водитель не прав. Что дальше? Чаще всего УЕЗТУ в официальных ответах сообщает, что с водителем произведена «внеочередная беседа». Что же скрывается за этим словосочетанием? Скорее всего, ничего особенного. В лучшем случае начальник пожурит водителя. (Большинство собственников вышли из водителей и, как правило, входят в положение подчиненных).
В «Ариате» не кривя душой говорят, что финансового воздействия на водителя собственники оказать не могут. «Очереди на должность водителя нет и никогда не было, - говорит президент «Ариата» Владимир Тихонов. - Это очень тяжелая работа. Молодежь не идет, старики умирают или уходят на пенсию. Даже если хочется наказать, уволить, то кого мы завтра посадим за руль?»
Перевозчики не скрывают – в сфере есть большая текучесть. И не только среди водителей: по данным НП «Ариат», в прошлом году из игры выбыло 18 предпринимателей. Так что водительские кадры пытаются беречь и строгих карательных мер не применять.
А вот по словам Татьяны Служаевой, провинившегося водителя могут и оштрафовать. «За курение на рабочем месте в первый раз следует предупреждение, - говорит она. - На второй раз – меры материального воздействия. Ну а если злостный… Вообще у нас жалоб по курению нет. В последнее время стабилизировался водительский состав. Думаю, что курильщики, конечно, грешат. Но меры предприниматель всегда может принять».
Улыбнитесь, вас снимают…
Кто чаще всего оказывается неправ: водитель или пассажир? По данным НП «Ариат», вина сторон распределяется 50 на 50. Президент НП «СКАТ» придерживается позиции «Клиент всегда прав», но и вопиющей недобросовестности среди водителей не наблюдает.
Выяснить, кто виноват во внутрисалонных конфликтах пассажиров и водителей, очень сложно. Как правило, каждый доказывает свою правоту. Есть только слово на слово и никаких доказательств. Сильно помогла бы в разрешении конфликтов беспристрастная камера. И некоторые перевозчики уже оборудовали автобусы «всевидящим оком». Улыбнитесь, вас снимают скрытой камерой в маршрутках №10, 18, 30... И пока камера фиксирует в пользу водителей. «Как показало видеонаблюдение, в основном виноват пассажир, - рассказывает Марина Канакова. - Не так давно женщина упала в салоне и ушибла локоть. Она пожаловалась в администрацию города, что водитель резко тормознул и тому подобное. Как было видно на записи, ее одернул муж, она неудачно развернулась и упала. Водитель не тормозил. Неоднократно было такое, что пассажиры писали заявление, делали медэкспертизу, снимали ушибы, даже вымогали, можно сказать, деньги у предпринимателей».
Камера могла бы вывести на чистую воду скандалиста – пассажира или водителя - и, возможно, улучшила бы психологический климат в отношении сторон. Под прицелом видеоглазка люди бы задумались, а стоит ли вообще начинать конфликт? Вот только маршруток с камерами в городе единицы. И судя по упадническим настроениям среди пассажироперевозчиков, вряд ли в ближайшее время камер станет больше: видеоаппаратура дорого стоит, а издержек, перекрывающих прибыль, у маршруточников и так хватает.
Кто заступится за водителя?
Эдуард - владелец трех таксомоторов и водитель - пишет объяснительную на жалобу, которая еще не поступила, но обязательно поступит. А дело вот в чем. Сразу несколько вошедших пассажиров не заплатили за проезд. Как обычно в таких случаях водитель отказался трогаться с места, пока не будут переданы деньги. В салоне поднялась буря, начались взаимные оскорбления. «Как вы нас возите, так мы и будем платить, говорят, - рассказывает Эдуард. – Я им объясняю, что зачастую водитель не виноват в том, что сильно отклоняется от расписания, – на дороге пробки, ДТП… В ответ слышу маты и завожусь сам». За последнее время в результате таких конфликтов на водителей маршрута NN поступило 5 жалоб. Причем тот, кто не платит, тот и жалуется, не исключают в партнерстве, в котором состоит Эдуард. Может быть, все дело в специфическом маршруте, идущем в Кировский район. Как бы то ни было, от пассажирского хамства водитель вконец устал. 1,5 года назад, решив работать на себя и крутить баранку своей собственной маршрутки, он не предполагал, что бизнес окажется настолько неблагодарным.
Самое обидное для водителей и кондукторов то, что за них некому заступиться в конфликтной ситуации. Наверняка каждый хоть раз был свидетелем того, как водителю приходится выбивать плату за проезд. Редкий, но клинический случай, когда пассажир не хочет встать и передать деньги, а ждет, когда к нему соизволят подойти. Вот пример из жизни. На вокзале внимания со стороны водителя в годах требовал зарвавшийся молодой «пацанчик». Паренек зашел в маршрутку, набирающую пассажиров на конечной остановке, и начал «заяснять» свою жизненную позицию водителю. Последний не хотел трогаться, пока мальчик с понятиями не заплатит за проезд. Окружающие в конфликт не вмешались… А что если «пацанчиков» несколько?
После разговора с водителями многие вещи становятся понятнее. Обеим сторонам стоит проявлять чуточку терпения друг к другу. Маршрутное такси - услуга, без которой большинству никак не обойтись. Лишь бы и издержки тяжелой профессии не стали оправданием для злоупотребления.
Таксомоторные маршруты города находятся в руках как крупных ПАТП, так и малого бизнеса. Индивидуальные предприниматели с лицензией имеют от двух до нескольких автобусов. Вместе – всегда легче, поэтому многие владельцы маршруточного бизнеса вступают в некоммерческие партнерства, с которыми УЕЗТУ заключает договор на пассажироперевозки. Таких партнерств в городе Кемерово два. В НП «Скат» состоит 21 предприниматель, в НП «Ариат» - более 50.
Принцип работы через партнерство удобен для самих мелких перевозчиков и для УЕЗТУ. Но не является ли такая система слишком неповоротливой, при которой жалобы населения не доходят непосредственно до хозяина бизнеса? «Мы еженедельно получаем в УЕЗТУ жалобы в письменном виде – в них указывается дата, номер маршрутки, суть проблемы, телефон, Ф. И. О. заявителя, - говорит президент НП «Скат», Татьяна Служаева. - Мы, в свою очередь, связываемся с индивидуальным предпринимателем, передаем ему эту жалобу. Предприниматель обязательно берет объяснительную с водителя и докладывает об этом нам. Помимо этого мы связываемся с самим пассажиром и уточняем ситуацию, извиняемся».
У меня на это 5 причин
Разберем основные претензии, предъявляемые водителям маршруток. Грубость и курение за рулем опустим – нервная тяжелая работа, и этим все сказано (водитель маршрутки - он же кондуктор, он же контролер). А хамы по жизни и вовсе недостойны внимания.
Маршрутка игнорирует голосующего и проезжает мимо – едва ли большую досаду может испытать пассажир. Ранее в УЕЗТУ нам уже называли основные причины, по которым водитель может так поступить. Во-первых, в случае если автобус переполнен – за перегруз штрафует госавтоинспекция. Во-вторых, из-за пробок водители часто выбиваются из расписания и спешат попасть в график. В-третьих, водитель уже перестроился в другую линию. В-четвертых, машина сломалась и едет в гараж, или у водителя закончилось рабочее время - и он также едет в гараж. В-пятых, водитель просто не увидел отмашку пассажира.
Не так давно с корреспондентом «МК» произошел случай, которому, как ему казалось, нет оправдания. Маршрутка №3 заворачивала с Ленинградского на Марковцева и затормозила не на остановке, а перед ней, метрах в пяти. Корреспондент направился к таксомотору, он бы хотел побежать во всю прыть, но мешал пресловутый ледяной накат. Водитель, прекрасно видя это (тут уж и нечего спорить), выпустил пассажиров, закрыл двери и поехал себе дальше. Даже неудачная попытка побежать по льду за маршруткой не заставила «тройку» остановиться. Почему водитель так поступил? Из вредности? В УЕЗТУ нам на этот вопрос, заданный через интернет-приемную, не ответили. Зато ответили сами водители. Скорее всего, водитель выбился из графика так, что вслед ему дышал товарищ по маршруту, объяснили они. И если бы он остановился, то тем самым бы подобрал чужих пассажиров, а значит, отобрал бы хлеб у коллеги. «Если вы голосуете, водитель видит это и не останавливается - всегда есть причина, - говорит собеседник «МК». – Чтобы водитель просто так взял и не остановился, потому что ему голосующий не понравился, абсолютно исключено. Какой нам смысл терять деньги?»
«Выходите раньше»!?
Маршрутка сильно отклоняется от расписания или не приходит вовсе. Поломки на линии – бич всего общественного транспорта, сплошь состоящего из единиц отечественного автопрома. Прибавим к этому местный климат. Маршрутные ПАЗики, по словам водителей, ломаются чаще больших автобусов. Из-за специфики работы маршрутка наматывает больше километров за день, чем автобус, останавливается на дополнительных остановках. Качество самих машин уже не то, а запчасти из кемеровских магазинов – и вовсе откровенный брак. «Новый ПАЗ не проходит техосмотр», - говорит водитель Владимир. «Через несколько дней после установки, а то и часов, купленная деталь слетает – ГИБДД штрафует. Где справедливость?» - сетует другой водитель.
«Дизельное топливо не соответствует стандартам и приводит к поломке механизмов», - отмечает председатель профсоюза НП «Ариат» Марина Канакова.
Так что последние рейсы могут отменять из-за технеисправности. Однако известно, что у водителей существует определенный денежный план, который они в конце дня должны сдать начальству. Что если водитель, набрав нужную сумму, решит закончить работу пораньше? «Это недопустимо, - говорит президент НП «СКАТ» Татьяна Служаева. - У нас договорные отношения с администрацией. В договоре четко указано, что в случае нарушения регулярности обслуживания наших маршрутов с нами может быть расторгнут договор. Никто из предпринимателей не хочет потерять работу, и они стараются четко за этим следить».
Тем удивительнее слышать от сотрудника УЕЗТУ, которому мы сообщили о последних двух рейсах 7-й маршрутки, которые есть в расписании, но в реальности – практически никогда, совет «уходить с работы пораньше». Да, у "семерки" очень плотный график, и если один водитель ездит по нему весь день – это переработка и штраф от ГИБДД. Но почему бы тогда не поступить честно и не убрать последние рейсы из договора? На этот вопрос в интернет-приемной УЕЗТУ тоже не ответили. Нарушение регулярности движения налицо, но никаких действий не следует, не говоря уже о разрыве договора.
По информации НП «Ариат», прецедентов прекращения отношений перевозчика и администрации из-за жалоб не было. То ли у нас все так хорошо, то ли…
Неприкасаемые
Допустим, в результате разбора полетов собственник выясняет, что водитель не прав. Что дальше? Чаще всего УЕЗТУ в официальных ответах сообщает, что с водителем произведена «внеочередная беседа». Что же скрывается за этим словосочетанием? Скорее всего, ничего особенного. В лучшем случае начальник пожурит водителя. (Большинство собственников вышли из водителей и, как правило, входят в положение подчиненных).
В «Ариате» не кривя душой говорят, что финансового воздействия на водителя собственники оказать не могут. «Очереди на должность водителя нет и никогда не было, - говорит президент «Ариата» Владимир Тихонов. - Это очень тяжелая работа. Молодежь не идет, старики умирают или уходят на пенсию. Даже если хочется наказать, уволить, то кого мы завтра посадим за руль?»
Перевозчики не скрывают – в сфере есть большая текучесть. И не только среди водителей: по данным НП «Ариат», в прошлом году из игры выбыло 18 предпринимателей. Так что водительские кадры пытаются беречь и строгих карательных мер не применять.
А вот по словам Татьяны Служаевой, провинившегося водителя могут и оштрафовать. «За курение на рабочем месте в первый раз следует предупреждение, - говорит она. - На второй раз – меры материального воздействия. Ну а если злостный… Вообще у нас жалоб по курению нет. В последнее время стабилизировался водительский состав. Думаю, что курильщики, конечно, грешат. Но меры предприниматель всегда может принять».
Улыбнитесь, вас снимают…
Кто чаще всего оказывается неправ: водитель или пассажир? По данным НП «Ариат», вина сторон распределяется 50 на 50. Президент НП «СКАТ» придерживается позиции «Клиент всегда прав», но и вопиющей недобросовестности среди водителей не наблюдает.
Выяснить, кто виноват во внутрисалонных конфликтах пассажиров и водителей, очень сложно. Как правило, каждый доказывает свою правоту. Есть только слово на слово и никаких доказательств. Сильно помогла бы в разрешении конфликтов беспристрастная камера. И некоторые перевозчики уже оборудовали автобусы «всевидящим оком». Улыбнитесь, вас снимают скрытой камерой в маршрутках №10, 18, 30... И пока камера фиксирует в пользу водителей. «Как показало видеонаблюдение, в основном виноват пассажир, - рассказывает Марина Канакова. - Не так давно женщина упала в салоне и ушибла локоть. Она пожаловалась в администрацию города, что водитель резко тормознул и тому подобное. Как было видно на записи, ее одернул муж, она неудачно развернулась и упала. Водитель не тормозил. Неоднократно было такое, что пассажиры писали заявление, делали медэкспертизу, снимали ушибы, даже вымогали, можно сказать, деньги у предпринимателей».
Камера могла бы вывести на чистую воду скандалиста – пассажира или водителя - и, возможно, улучшила бы психологический климат в отношении сторон. Под прицелом видеоглазка люди бы задумались, а стоит ли вообще начинать конфликт? Вот только маршруток с камерами в городе единицы. И судя по упадническим настроениям среди пассажироперевозчиков, вряд ли в ближайшее время камер станет больше: видеоаппаратура дорого стоит, а издержек, перекрывающих прибыль, у маршруточников и так хватает.
Кто заступится за водителя?
Эдуард - владелец трех таксомоторов и водитель - пишет объяснительную на жалобу, которая еще не поступила, но обязательно поступит. А дело вот в чем. Сразу несколько вошедших пассажиров не заплатили за проезд. Как обычно в таких случаях водитель отказался трогаться с места, пока не будут переданы деньги. В салоне поднялась буря, начались взаимные оскорбления. «Как вы нас возите, так мы и будем платить, говорят, - рассказывает Эдуард. – Я им объясняю, что зачастую водитель не виноват в том, что сильно отклоняется от расписания, – на дороге пробки, ДТП… В ответ слышу маты и завожусь сам». За последнее время в результате таких конфликтов на водителей маршрута NN поступило 5 жалоб. Причем тот, кто не платит, тот и жалуется, не исключают в партнерстве, в котором состоит Эдуард. Может быть, все дело в специфическом маршруте, идущем в Кировский район. Как бы то ни было, от пассажирского хамства водитель вконец устал. 1,5 года назад, решив работать на себя и крутить баранку своей собственной маршрутки, он не предполагал, что бизнес окажется настолько неблагодарным.
Самое обидное для водителей и кондукторов то, что за них некому заступиться в конфликтной ситуации. Наверняка каждый хоть раз был свидетелем того, как водителю приходится выбивать плату за проезд. Редкий, но клинический случай, когда пассажир не хочет встать и передать деньги, а ждет, когда к нему соизволят подойти. Вот пример из жизни. На вокзале внимания со стороны водителя в годах требовал зарвавшийся молодой «пацанчик». Паренек зашел в маршрутку, набирающую пассажиров на конечной остановке, и начал «заяснять» свою жизненную позицию водителю. Последний не хотел трогаться, пока мальчик с понятиями не заплатит за проезд. Окружающие в конфликт не вмешались… А что если «пацанчиков» несколько?
После разговора с водителями многие вещи становятся понятнее. Обеим сторонам стоит проявлять чуточку терпения друг к другу. Маршрутное такси - услуга, без которой большинству никак не обойтись. Лишь бы и издержки тяжелой профессии не стали оправданием для злоупотребления.
Читайте так же