Адъютант его превосходительства


'Адъютант«Понимаешь, перед тобой открываются сказочные перспективы, - вещала моя начальница. – Только подумай: референт генерала! Это супер! Работа непыльная, будешь только под начальником. Больше тебе никто слова не скажет. Все полковники навытяжку стоять будут. А потом, если себя зарекомендуешь, пойдешь в рост по карьерной лестнице».

Честно говоря, особого стремления сделать карьеру служаки у меня не было никогда. Да оно и понятно. Людей в форме никогда особенно не любил. Попал в органы почти случайно. Работы по профессии «на свободе» не было, а тут совершенно случайно услышал, что в одной из правоохранительных структур требуется специалист по моей гражданской профессии. Пошел, пообщался, показал, чего умею. Вот, собственно, и все… Теперь ты в армии, сынок. В смысле - в погонах.

Карьера?

Проработал все время в областном управлении, так что, как говорится, на «земле» послужить не пришлось. Хотя кто служил, утверждает, что «управа» и конкретное подразделение – вещи разные. Наверное, соглашусь с этим. В управлении «белая кость»: те, кто смог выбиться и сделать карьеру, дослужившись до «области», а также родственники, чаще родственницы, само собой, любовницы. И совсем немного толковых людей, которые тянут на себе основной объем работы.

Не хотел бы относить нескромно себя к толковым, но и бестолковым тоже. Вкалывать приходилось много. Тем более что в отделе, где довелось служить на благо Родины, сложился практически женский коллектив. Начальница вроде приличная тетка, только вот работать по прямым своим обязанностям ей было уж как-то сильно «напряжно» - предпочитала культмассовые мероприятия организовывать. Остальные члены коллектива были чьими-нибудь родственниками. Так что выбора не оставалось: хочешь зарплату раз в месяц получать – изволь впахивать. Вот и впахивал.

Может быть, поэтому года через полтора глаз местного генерала упал на меня. В смысле, что при нем появилась новая должность – референт называлась. Название было новое, странное, для уха непривычное. Чем должен заниматься такой человек – совершенно непонятно.

А тут как-то вызывают меня к главному боссу. Захожу, заранее чувствуя за собой вину (так положено), а начальник-то мой вроде как даже улыбается. Подходит, руку жмет.
Генерал говорит: «Не надоело тебе в отделе сидеть? Может, ко мне пойдешь? В референты?» Я подумал дня два, посоветовался со старшими товарищами – офицерами. И согласился.

Боевое крещение

Начальник мой, стоит отметить, человек очень амбициозный и хитрый. «Стратежный», как говорится. С равными - душка, с подчиненными – мало не покажется. Боялись его в управе - просто жуть. Когда я только приступал к новым обязанностям, генерал говорит, мол, ты моя правая рука. Куда я – туда и ты. Все мои документы – на тебе. Все мои встречи, все дела, все связи с внешним миром – тоже. Так что, по сути, когда я вошел в курс своих обязанностей, получилось, что референт – это тот же адъютант, только на современный лад.

Первое боевое (причем в прямом смысле) крещение в новой должности я получил на учениях, которые в нашей структуре устраивались с завидным постоянством. Суть их сводилась к следующему: со всей области собирались начальники подразделений, их таскали по разным заранее подготовленным объектам, показывали, как надо организовывать службу. Вечером принимающая сторона закатывала банкет по полной программе – с молочными поросятами, дичью и разносолами. Хотя все это была не столько еда, сколько закуска.

Боевым свое крещение я считаю потому, что именно на этих учениях мне впервые пришлось прокатиться на настоящем танке и БМП. Ощущения незабываемые. Особенно от танка. Ни один самый навороченный джип или хваленый «Мерседес» не сравнится с российским танком по плавности хода. На полигоне, где проходили учения, дороги не было в принципе – высохшие после дождя земляные волны, которые при езде на автомобиле мозги вытрясали напрочь. Так вот на танке неровностей не существовало в принципе. Казалось, земной шар прогибался под многотонной военной машиной. Танк шел, как утюг, оставляя после себя ровное поле перепаханной земли.
В то лето выдалась редкая жара во всей Сибири, что для участников учений оказалось не очень хорошо, поскольку одеты они были в полевую форму. Она хоть и сделана из хлопка, но очень плотная, теплая. Так что стоять в чистом поле под солнцем, когда даже в тени +33, было непросто. Особенно начальникам, большинству из которых приближалось или уже минуло 50 лет. Один все-таки не выдержал, точнее, его сердце – скорую вызывать пришлось.

Кстати, генералу проще было. Он тоже вроде бы носил «полевку», но другую. Из тонкой сетки, а не из ткани. Чтобы кожа дышала.

Ревизия

На втором году моего адъютантства случилась проверка из Москвы. Дело это, как я понял, страшное. Потому как могут наказать любого, даже моего генерала. А потому готовиться мы начали заранее. По подразделениям в область полетела весточка: собирать различные подарки для дорогих гостей. Этакий оброк, что ли. Собрали в итоге, сложили в кабинете эти подарки. Среди них были как весьма приятные и дорогие, так и совершенно незначительные, но тоже приятные.

Но это только одна сторона приема московских ревизоров. Как ни крути, а лоск какой-никакой в подразделениях навести надо. Контролировать степень блеска генерал никому не доверил – решил заниматься этим сам. А мне поручил быть с ним в каждой поездке, записывать все недостатки, потом контролировать ход их устранения.
Сразу отмечу, что в подразделениях традиционно говорилось о нехватке средств на ремонт фасада здания, на установку спецсредств охраны и так далее и тому подобное. И когда раньше мне приходилось ездить в командировки по области, лишний раз убеждался в чрезвычайной бедноте тех, кто работает «на земле». А тут как что-то случилось. Откуда начальники взяли деньги – остается только догадываться, - но ремонт закипел с чудовищной скоростью.

Приезжаем с генералом в одно из подразделений к контрольному сроку, когда все уже должно быть закончено, идем через проходную. Мой босс проходил через «вертушку» и едва не прилип к ней – краска еще не высохла. Вроде мелочь, но начальник местный, видимо, испытал несколько неприятных мгновений. «Дешевая, - оправдывается полковник. – Вот и не сохнет никак».

Из проходной генерал прямиком в туалет – чистоту проконтролировать. Заглянул чуть ли не под ободок унитаза. Остался недоволен. Я записал. И так по всем объектам: генерал ищет, начальник виновато тупит глазки, я записываю. А в самой управе тем временем тоже кипит работа – в смысле ремонт. Правда, не чета тому, что в подразделениях области. И пол мраморный, и гипсокартон, и окна пластиковые, и обои жидкие – по тем временам все это стоило бешеных денег. Опять же при остром дефиците финансирования со стороны бюджета.

Даже как-то заместитель по финансовым вопросам спрашивает генерала: а если москвичи спросят, откуда деньги на ремонт? А начальник говорит, мол, главное - успеть закончить работу до их приезда. А потом всегда можно сказать: так уже давно ремонт этот сделали, уж и не помним - на какие деньги. То ли шутил, то ли всерьез говорил.

ЧП с заглушкой

Вообще, должность референта достаточно странная. Вроде бы мелкая сошка. Старший лейтенант при генерале, документы разные носишь на подпись. Если секретаря на месте нет, на телефонные звонки отвечаешь, чай завариваешь, когда генерал попросит. Как-то поднимаю трубку: «Референт генерала», - говорю. А я как раз простыл сильно, голос хрипел, этакий басок прорезался. И вот, к моему глубочайшему изумлению, на том конце телефонного провода говорят: «Девушка, а генерал на месте?» Я был просто вынужден признаться, что я не девушка.

И опять про свою должность. При всей легковесности «старлеевского» звания даже начальники-полковники здоровались исключительно за руку. Видимо, на всякий случай. Все же при генерале человек.
Это поначалу. Потом еще одну странность заметил. Стали ко мне сотрудники управления захаживать, истории всякие рассказывать – про своих коллег. Я по наивности сначала не понимал - для чего. Потом осенило: народ пытается таким образом через меня до генерала «достучаться». Точнее, достучать. Честно скажу, ни разу эти разговоры не передавал. Пускай сами свои проблемы решают.

Тем более что вскоре у меня самого случилась проблема. Причем на пустом месте. Пришел как-то мой генерал на работу ни свет ни заря. В управе только дежурный офицер, генерал и я. Заходит начальник в кабинет, вдруг кричит – меня призывает. Явился по команде. Он показывает на отверстие в гипсокартоновой стене, на пластиковую заглушку для электропроводки, которая выпала из стены и валяется на полу.

«Ты в кабинет заходил сегодня?» - спрашивает. Я отрицательно мотаю головой. Тогда кто? Никого. И тут начинается. Ты понимаешь, что это может быть кто угодно, могут спецслужбы «прослушку» установить, может, они меня «пасут». Короче, мысли, что заглушка могла быть плохо приклеена и сама вывалилась, генерал даже не допускал.

В тот же день в кабинет явился какой-то специально обученный в штатском с небольшим узким чемоданчиком, достал из него затейливое оборудование и «прощупал» все стены генеральской обители. Когда проверка закончилась, начальник вздохнул спокойно. Но недовольство мной осталось.

…Признаться, к концу второго года в должности «референтить» мне порядком надоело. Работы было немного. А значит, рабочий день тянулся долго. К тому же необходимость угождать начальнику как-то стала всерьез мне надоедать. К счастью, к тому времени на гражданке появились рабочие места по моей профессии. Однако решиться на увольнение было непросто, но обстоятельства помогли. Плюнул я на выслугу лет, на льготы, на пресловутую стабильность.

Кроме того, своеобразным толчком для меня стало то, что я видел, как крепкие еще мужики, помногу лет отработавшие в системе, порой далеко не глупые, специалисты в своих профессиях с большим опытом, выйдя на пенсию, шли работать в охрану. Практически все! И это с полковничьими звездами на погонах! Потому что на «свободе» никому не нужны оказывались. Просто стало страшно выйти на пенсию лет в сорок, будучи в здравом уме и вполне здоровым, физически потратить остаток жизни на поднимание шлагбаума…
Записал Сергей Филлипов
 
0

Комментарии:


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Вопрос:
Сколько будет 2+3
Ответ:*
Введите два слова, показанных на изображении: *
Новое в блогах
Наш опрос
Часто ли вы смотрите телевизор?
Постоянно включен
Более 6 часов в день
3-4 часа в день
1-2 часа
Изредка включаю
Затрудняюсь ответить

TV программы
Мы в социальных сетях
Свежий номер

Московские полосы еженедельника "МК в Кузбассе" читайте в печатном варианте или на сайте

Календарь
«    Январь 2012    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Архив публикаций