Из физиков – в лирики!

'ИзНаверное, в советской школе было проще. Проще учить и проще учиться: стандартные учебники, одни для всех, одна программа. Никаких тебе современных различных методик и развивающих программ. Знания тут давались набором – стандартные, согласно количеству отведенных часов, а уж «углубленное изучение» - это либо от преданных своему делу фанатиков-преподавателей, либо от собственных изысканий увлеченного предметом ребенка. Сейчас – другое дело: родители могут выбрать для своего ребенка любую образовательную программу, специализированную школу. Но это тоже, как говорится, палка о двух концах.

Удивительные метаморфозы

Эксперименты в образовании – вещь сложная. В первую очередь оттого, что они растянуты во времени. Помнится, лет десять назад очень модной, современной – а на мой взгляд, так и вообще лучшей программой по литературе была программа, разработанная Тамарченко и Стрельцовой. По этой программе в первом классе дети изучали только простенький, понятный семилеткам фольклор, во втором–третьем – мифы разных народов, к четвертому-пятому классу добирались до сказок Андерсена, рассказов Джека Лондона и фантастики. Так, на понятных и близких его возрасту текстах и сюжетах ребенок овладевал инструментами для изучения литературы. Учился анализировать, понимать и в конечном счете любить слово. А ближе к старшим классам ребята выходили на Пушкина, Достоевского, Толстого, и они уже ценили литературу и могли видеть и понимать текст гораздо глубже.

Работали по этой программе и в Кемерове. Всем хороша программа, одна беда: ребенка нужно обучать по ней в течение десяти лет, с первого до одиннадцатого класса. А в нашем образовании всё меняется стремительно: уехал из региона идейный вдохновитель передовых методов преподавания предмета Сергей Лавлинский, и все пошло на спад: некоторые школы вообще отказались от программы, взяли на вооружение новую методику. А заложниками ситуации, как вы догадались, стали дети.

Но это только один случай и с одним предметом. Есть вообще примеры другие, более кардинальные.
Если спросить у кемеровчан, знают ли они, на каких предметах специализируется школа – теперь уже гимназия - №1, то, бьюсь об заклад, 90% ответят: «Конечно, на физике и математике!» И ошибутся. Ведь в следующем году здесь будет сформировано три старших класса: «историко-правовой», «социально-экономический» и – только не падайте – «лингвистический».

Где физика с математикой и где лингвистика с историей, думается, никому объяснять не нужно. Да и вообще, представьте себе состояние родителей, которые, порой путем договоренностей на самых разных уровнях, благотворительной помощи школе и т. д., и т. п., отдавали ребенка в первый класс или переводили из других учебных заведений в пятый, шестой, девятый классы в расчете на углубленное изучение физики и математики. Представьте себе детей, которые проучились тут кто с первого класса, кто несколько лет, и уже всерьез прикипели к коллективу. Сейчас же им нужно решать: либо уходить в другую школу, либо оставаться тут и два последних, ключевых года обучаться, скажем, в лингвистическом классе.

«Дошло до того, - рассказали «МК в Кузбассе» родители, чьи дети обучаются в девятом классе этого учебного заведения, - что недавно нас собрали на родительское собрание и сказали, что те дети, которые выбрали для подготовки к ГИА (государственной итоговой аттестации, своего рода ЕГЭ, только для девятиклассников. – Прим. ред.) такие предметы, как физика, химия, биология и так далее, должны срочно переписаться на другой, профильный предмет – чтобы поступить в один из профильных классов. Это в то время, когда многие уже начали готовиться к экзамену!» Правда, после бури родительского возмущения было решено всё оставить как есть – пускай сдают, что хотят. Но то, что три выпускных класса будут вообще далекими от точных наук, – дело решенное. 'Из

В соответствии с законом…

Отчего так вышло? Директор гимназии №1 Любовь Мельник считает, что ничего тут страшного нет. «Физико-математической школа №1 была очень давно. В 2002 году, еще при прежнем директоре, она обрела статус «экономико-математической гимназии». Но физику мы все равно продолжали преподавать в расширенном объеме – до 5 часов в неделю. В 2008 году было предложено привести статус нашего образовательного учреждения в соответствие с законом. По закону есть несколько типов образовательных учреждений: гимназия, лицей, школы с углубленным изучением. Естественно-научный цикл соответствует статусу лицея, потому мы должны были либо становиться лицеем – так было с гимназией №62, которая сейчас называется лицеем. Либо расширять блок физики и математики, либо физику убрать вовсе. Мы посоветовались с родительской общественностью, провели анкетирование, проконсультировались с управлением образования Кемерова и решили сохранить статус гимназии. Почему? Дело в том, что на нашем «пятачке», в центре города есть лицей №62, где преподают именно точные науки, есть лицей на улице Мичурина. И дети, те, кто в самом деле имеет склонность к точным наукам, могут перейти туда. У нас же будут эти три направления. Не забывайте, что часто ребенок не может определиться, что ему интересно, какой предмет ближе – этот выбор за него делают родители. А потом получается, что ученик решает, что не хочет изучать углубленно математику, ему важнее история и экономика. Так что большой беды в этом нет…»

Нам неизвестно, кто участвовал в том самом «анкетировании» и «опросе родительской общественности», но те, кто обратился в редакцию «МК», точно не были среди респондентов.

Как быть?

Ребенок действительно практически всегда не знает, какую профессию он выберет в будущем, в какой вуз или ссуз собирается поступать. Взрослые-то порой с профессией определиться не могут, а уж дети – подавно. Но ведь все-таки если ребенка переводят специально из школы на другом конце города в учебное заведение, которое специализируется именно на физике и математике, значит, есть в этом какой-то смысл: гуманитария родители ни в коем случае не отправят в точные науки. А если ребенка таки переводят, значит, хоть какие-то способности у мальчика или девочки есть. По-иному не бывает.
Конечно, есть какая-то вероятность того, что люди ошиблись, и в самом деле их ребенок мечтает стать знаменитым лингвистом или историком, но ведь не вся же параллель «физиков» разом должна превратиться в «лириков»! Их ведь по программе Тамарченко-Стрельцовой не обучали, а наоборот, прививали любовь к точным наукам.

Правда, детям обещают усиленно преподавать английский, немецкий, правоведение, русский, литературу и даже «менеджмент», но недоумение родителей и учеников понять можно: да, по закону образовательное учреждение, претендующее на статус гимназии, должно иметь гуманитарный цикл. Но ведь хоть один специализированный физико-математический класс сформировать можно было в данной ситуации. А для тех, кто вдруг почувствовал в себе склонность к языкам и истории, пожалуйста - остальные.

Сейчас же девятиклассники и их родители пребывают в легком недоумении: как быть? Переводить ребенка из школы или оставить тут, в знакомом коллективе? И особенно кусают локти те, кто перешел в гимназию №1 в последние годы, уже в средних классах. Мол, кабы знали, что так выйдет, сразу бы пошли в тот же лицей №62.

…Злые языки утверждают, что такая ситуация во многом возникла из-за того, что в последние несколько лет из гимназии №1 ушли более десятка преподавателей, в том числе – сильных предметников цикла точных наук. Но так это или нет – вопрос риторический, на который ответить мы не можем. Да это, наверное, и неважно. Потому что и в самом деле - и ученикам, и их родителям нет никакого дела ни до кадровой политики в школе, ни до «приведения статуса школы» в соответствие с законом, им важно получить ту образовательную услугу, на которую они рассчитывали, и которую теперь они в этой школе не получат.
Возможно, в новом статусе – теперь уже практически гуманитарной гимназии – гимназия №1 обретет известность и успех – дай Бог ей такого процветания. Но это будет уже другая история.
Наталья Гузева
 
0

Комментарии:



Перминов Иван, 5 февраля 2010 10:40

На самом деле вся проблема в директоре. Я сам заканчивал эту школу 7 лет назад, и последний год мы как раз учились с "новым" директором. Уже тогда и среди преподавателей, и среди учеников были не очень хорошие настроения. Да, вероятно, как и любая смена власти, смена директора не могла быть принята радостно. И тогда лично мне-то было всё равно, мол "последний год-то доучимся". Но сейчас моя сестра учится в 9-м классе, и я не по-наслышке знаю, что преподавательский состав физиков и математиков абсолютно другой. Это, конечно, не означает что сейчас более слабые преподаватели, но то, что ушли те, которые проработали в школе много лет, заставляет задуматься: почему они это сделали? И вот теперь меня напрямую коснулось то, в чем 7 лет назад я был уверен, что это про всех кроме меня: моя сестра 1,5 года назад перешла в 1-ю гимназию из гуманитарной 41-й для того чтобы более глубоко изучать точные науки, а что теперь? Теперь получается, что ребенку за 2 года в очередной раз надо менять школу. И действительно интересно среди кого же проводилось анкетирование?
Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Вопрос:
Сколько будет 2+3
Ответ:*
Введите два слова, показанных на изображении: *
Новое в блогах
Наш опрос
Часто ли вы смотрите телевизор?
Постоянно включен
Более 6 часов в день
3-4 часа в день
1-2 часа
Изредка включаю
Затрудняюсь ответить

TV программы
Мы в социальных сетях
Свежий номер

Московские полосы еженедельника "МК в Кузбассе" читайте в печатном варианте или на сайте

Календарь
«    Январь 2012    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Архив публикаций