Углубление в "профиль"
Профильное обучение для старшеклассников, введённое в качестве эксперимента в учебную программу нескольких средних школ в 2004 году, на сегодняшний день внедрено уже во всех 67 школах Кемерова. Одно из главных достоинств такой практики в том, что хороший результат на вступительных экзаменах в вузы могут продемонстрировать не только выпускники лицеев и гимназий, но и ученики обычных средних школ. Результаты ЕГЭ у "профильников" также гораздо лучше, чем у "непрофильных" сверстников.
Об особенностях работы профильных классов в кемеровских школах в условиях "демографической ямы" корреспонденту "МК" рассказали работники управления образования горадминистрации.
Профиль на любой вкус
Итак, классы с углублённым изучением какого-либо предмета в общеобразовательных школах появились давно. Несомненно, обучение в таком классе давало дополнительные возможности при поступлении в вуз, но, как правило, углублённо изучался только один предмет. В профильных же классах углублённо изучаются два предмета как минимум, но их может быть и три, и четыре, и даже пять сразу - это зависит от выбранного профиля и пожеланий учащегося.
"Профильное обучение - это целая система, которая включает в себя базовые предметы, профильные предметы и так называемые элективные курсы - то есть "курсы по выбору", которые предлагаются каждому профилю, - рассказывает завотделом МОУ ДПО "Научно-методический центр" Мария Оксём. - Школа разрабатывает свои элективные курсы, которые расширяют или углублинют профильные предметы, исходя из готовности кадров и программно-методического обеспечения, а также потребностей детей. Немаловажно и то, что в профильных классах, как правило, работают опытные учителя высшей категории. В течение одного учебного года школьник должен обязательно посетить три курса на свой выбор, но их может быть и больше. Например, возьмём социально-гуманитарный класс, где профильный предмет "История". Профильным предметом будет "История России", а элективный курс будет на тему "История войн второй половины ХХ века". Однако если в социально-гуманитарном профильном классе у некоторых детей появится желание углублённо изучать математику, они могут ходить на элективные курсы по математике".
При этом даже такое насыщенное обучение не превышает установленных государственных временных стандартов - 36 часов в неделю, не более 6 уроков в день, включая занятия по субботам.
Анализ показателей последних лет позволил определить, какие специализации являются востребованными и популярными, а какие из-за отсутствия спроса стоит подкорректировать. Так, на протяжении нескольких последних лет актуальными остаются социально-гуманитарный, физико-математический, химико-биологический и информационно-технологический профили.
Маловостребованные профили - биолого-географический и художественно-эстетический были трансформированы. Последний, к примеру, превратился в гуманитарно-эстетический, а биолого-географический - в биолого-химический и биолого-физический, а вместо лингвистического профиля появился филологический. Социально-психологический трансформировался в социально-экономический и социально-гуманитарный профили. Малый интерес также школьники проявляют к агротехнологическому профилю - он есть только в одном общеобразовательном учреждении.
"Выбор направления профильных классов определяется многими факторами - это уровень подготовки учителей, наличие методической базы и, конечно, желание и потребность учеников и их родителей, - рассказывает завотделом общего и дополнительного образования кемеровского гороно Наталья Тропина. - На формирование сети классов профильного обучения по всему городу влияет ещё ряд моментов. К примеру, в одной школе или в двух рядом стоящих школах не могут быть одинаковые профильные классы. По крайней мере мы стараемся так делать. В одном районе могут быть, но не в соседних школах".
Это условие, конечно, доставляют школьникам и их родителям неудобство - если выбранного ребёнком профиля не окажется в его родной или даже соседней школе, ему придётся переводиться в другую, где есть нужный ему профильный класс. Но если в 2004-м году родители и дети заявляли, что не хотят ради профильного обучения менять заведение, то сейчас они уже относятся к этому с пониманием и готовы покинуть свою родную школу ради получения выбранных знаний.
Для тех же школьников, кто не определился или просто не захотел нагружать себя "лишними" знаниями, создаются универсальные классы по стандартному учебному плану, "без углубления", но таких, по словам специалистов, с каждым годом становится всё меньше.
Подготовка к подготовке
Профильными являются 10-е и 11-е классы, но перед тем как старшеклассник начнёт углублённо изучать те или иные предметы, он должен определиться: а что, собственно, он будет изучать, что его больше интересует. Этим школьники занимаются в 9-м классе - предпрофильном. И это очень важный этап образования.
"Именно в 9-м классе, в данный возрастной период наиболее интенсивно формируются ценностные установки, личностные ориентации, проявляются те или иные способности, выявляется интерес к выбору профессии, - рассказывает Мария Оксём. - Система предпрофильной подготовки состоит из трёх компонентов: во-первых, это информационная работа с родителями и детьми - они узнают, какие профили существуют в городских школах. Во-вторых, это психолого-педагогическое сопровождение - у ребёнка выявляются способности и склонности к разным профессиям, определяются его интересы. Третье - это курсы по выбору, своеобразные "пробы", позволяющие школьнику на практике прочувствовать особенности той или иной профессии, понять, чем он будет заниматься, выбрав тот или иной профильный класс".
Курсы эти краткосрочные - первую четверть ребёнок может ходить на одни курсы, вторую четверть - на другие и т.д. Обязательными являются не менее трёх курсов.
Как пояснила Мария Владимировна, по итогам предпрофильной подготовки в 9-м классе, ребёнок уже делает более осознанный выбор профиля. По крайней мере к этому стремятся педагоги и работники управления, ведь по сути это некое планирование на будущую профессию. Работа проводится масштабная, привлекаются специалисты из школьного учебного комбината, в диагностике и консультировании помогают профессиональные психологи. Также на встречу с учениками приглашаются специалисты, которые помогают составить чёткое представление об особенностях различных профессий. Главная цель, чтобы условное "хочу и могу" школьника совпало в итоге с понятием "надо". Стоит отметить, что всё это происходит в рамках учебного плана и для школьников и их родителей абсолютно бесплатно.
Стоит также отметить, чтобы попасть в профильный 10-й класс, нужно хорошо сдать экзамены за 9-й класс, получить аттестат, желательно без троек. В принципе, тройки в аттестате тоже могут быть, но только не по профильным предметам. Даже несмотря на то, что в стране, и в Кузбассе в том числе, сейчас наблюдаются последствия демографической ямы - дефицит старшеклассников (на 1 января текущего года 11-классников в Кемерове насчитывалось 2 667 человек, в 2008 году их было 3 555), в профильные классы всех подряд набирать не станут. Дети, не определившиеся со своим профилем обучения, могут продолжить образование в учреждениях среднего профессионального образования - колледжах, техникумах, училищах и т.п.
На сегодняшний день в кемеровских общеобразовательных школах существуют 178 классов профильного обучения и 78 классов предпрофильной подготовки.
Профильные направления формируют сами школы на основании исследования, которое проводится раз в 2 года. Оно называется "Удовлетворение социума в образовательных услугах", в рамках этого исследования выявляются потребности социума в тех или иных профилях. Минобразования сейчас предлагает 12 примерных профилей, в Кемерове сегодня их существует уже 24. А это значит, что у большинства кемеровских старшеклассников есть реальный шанс получить не только больше знаний, но и именно тех, которые им необходимы и действительно интересны.
Валентин Киселёв.
Профильные классы школ г. Кемерово на 2009-2010 учебный год:
Школа №31
- Социально-экономический
- Технико-технологический
- Гуманитарный
Школа №11
- Социально-гуманитарный
- Физико-химический
- Информационно-технологический
Школа №45
- Химико-биологический
- Физико-математический
- Социально-гуманитарный
- Химико-математический
- Информационно-технологический
Школа №40
- Социально-гуманитарный
- Химико-биологический
- Информационно-технологический
Школа №93 с углубленным изучением отдельных предметов
- Экономико-математический
- Химико-биологический
- Социально-правовой
Гимназия №1
- Социально-экономический
- Лингво-экономический
- Социально-правовой
Гимназия №62
- Химико-биологический
- Физико-химический
- Информационно-технологический
Лицей №89
- Естественно-научный
Гимназия №41
- Социально-гуманитарный
- Филологический