Красота профессии

Более чем из 30 лет трудового стажа 18 лет Александр Швыдкин взрывает породу. За свои профессиональные достижения работник компании «Азот-Черниговец» награжден высшей шахтерской наградой – знаком «Заслуженный шахтер России».

'КрасотаВклады взрывников в добычу угля, которая ведется открытым способом, трудно переоценить. От того, насколько грамотно будет проведена вся подготовительная работа – пробурены скважины и взорвана порода, - зависит успешность работы любого добывающего предприятия. Горный мастер взрывного участка №1 компании «Азот-Черниговец», который дислоцируется на разрезе «Черниговский», Александр Швыдкин всегда понимал значимость своего труда и труда своих коллег.

4,5 миллиона кубов в месяц

«Я пришел на разрез еще в 1983 году – инженером в технический отдел, - рассказал корреспонденту «МК в Кузбассе» Александр Владимирович. – Но уже тогда стремился попасть на взрывные работы. Не знаю… мне всегда почему-то хотелось заниматься именно этой работой».
И мечта Швыдкина сбылась – через десять лет. По словам Александра Владимировича, за то время, что он работает в своей профессии, здесь очень многое поменялось. И хотя, по сути, взрывчатка осталась практически в неизменном виде, принципы к организации работы взрывников изменились значительно.
«Одна из лучших промышленных взрывчаток – это тротил, - продолжает Александр Швыдкин, - но она очень дорогая. Раньше так взрывали, сейчас перешли на более экономичную, но практически такую же эффективную – на основе селитры. При соотносимых технических характеристиках ее использование экономически оправданно».
Но даже с самой качественной взрывчаткой необходимо уметь обращаться – а потому роль профессиональных взрывников при проведении каждого взрыва чрезвычайно велика. Как подготовить взрывчатку, как правильно зарядить скважину, как связать между собой все закладки-скважины, количество которых, например, в настоящее время может доходить на одном блоке (поле, где проводится взрыв. – Прим. автора) до двух тысяч и более, – все это тайны профессии взрывника.
«За те почти два десятка лет, что я занимаюсь взрывными работами, объемы выросли в разы, - говорит Александр Владимирович. – Это связано, разумеется, с ростом добычи угля. Мы, взрывники, должны обеспечивать постоянное увеличение угледобычи. В качестве примера могу привести только две цифры: в 1993 году план по взрывам у нас был 1,5 миллиона кубических метров породы в месяц, а в 2011 году – в три раза больше».
А это значит, больше скважин - больше взрывчатки, больше блоков. Более того, сейчас уже практикуются одновременные взрывы не на одном блоке, а сразу на нескольких.
'Красота
Безопасность на первом месте


«Это делается вполне с понятной целью, - объясняет Александр Швыдкин. – На время подготовки и проведения каждого взрыва на разрезе останавливаются все работы. Как следствие, добыча не ведется. Раньше мы проводили до 25 взрывов в месяц. Теперь – всего 8-10. Таким образом, разрез меньше простаивает, добыча увеличивается».
Для общего понимания стоит отметить, что подготовка даже к одному взрыву – это очень кропотливая, длительная и рискованная работа. Опытный горный мастер подчеркивает, что безопасность в деле взрывника стоит на первом месте: «К любой опасности, тем более когда человек сталкивается с ней ежедневно, привыкаешь. А это нельзя допускать ни в коем случае. Я отвечаю за каждого своего человека на участке, а значит, ко мне это правило относится в большей степени».
А потому в «Азот-Черниговце» постоянно проводятся специальные занятия-инструктажи, на которых работникам компании многократно напоминается о правилах работы с опасными веществами. То есть техника безопасности труда взрывников всегда остается в поле повышенного внимания руководства предприятия.
С другой стороны, как отмечают сами специалисты, оборудование, которое в настоящее время используется при проведении взрывов, стало значительно безопаснее по сравнению с тем, что использовалось лет двадцать назад.
«Взять, например, капсули, - продолжает Александр Владимирович. – Не буду вдаваться в технические подробности их работы раньше и сейчас, но скажу одно: современный капсуль при правильном его использовании практически безопасен и не может сработать несанкционированно».
Кстати, работа именно с помощью этого оборудования (их еще называют системы инициирования. – Прим. автора) из арсенала взрывников важный показатель качества проведенного взрыва. Скважины взрываются не одновременно, а с небольшим запозданием по отношению друг к другу. Эти замедления исчисляются микросекундами. Таким образом, удается, с одной стороны, достичь более высокой эффективности с точки зрения дробления горной породы. С другой стороны, значительно снижается экологическая нагрузка (в том числе сейсмическая, звуковая и пылевая) на окружающую среду.
Недавно в компании «Азот-Черниговец» стали использоваться так называемые электронные системы инициирования, в которых режим замедления регулируется не капсулями, а с помощью «черного чемоданчика» - компьютерного мозга сложной взрывной системы. Она позволяет более точно задавать и регулировать необходимые параметры будущего взрыва.

Красота профессии

«В нашей работе многое зависит и от качества взрывчатых веществ, - продолжает Александр Владимирович. - Контроль над ним, кстати, тоже осуществляется в несколько этапов. Последний из таких этапов проводится непосредственно перед закладкой взрывчатки в скважину. Например, о качестве эмульсионной взрывчатки, которая используется для закладки в «мокрые» скважины (где есть грунтовые воды. – Прим. автора), говорит такой параметр, как плотность. В случае необходимости мы можем ее скорректировать».
В прежние годы взрывники испытывали в работе значительные физические нагрузки. По словам Александра Швыдкина, раньше бригаде взрывников за одну смену приходилось переносить на своих плечах мешки со взрывчаткой общей массой до 80 (!) тонн.
В настоящее время на «Азот-Черниговце» эта проблема решена за счет средств механизации. Теперь уже металлические «плечи» несут взрывоопасный груз. Правда, не 80, а сто и более тонн в смену.
«Работа у нас непростая, - говорит Александр Швыдкин, - но, как мне кажется, очень благодарная. С одной стороны, мы вносим свой вклад в общее дело угледобывающего предприятия. С другой… поверьте, взрыв – это очень красиво. Я до сих пор со специальной смотровой площадки наблюдаю за каждым взрывом. Это поразительное, грандиозное явление, когда тысячи тонн сверхпрочной горной массы буквально за секунду дробятся, а на поверхность выходит только немного дыма и пыли. Каждый взрыв – это очень красиво! Наверное, такая красота всегда и привлекала меня в этой профессии».

…После того как взрывники подготовили блок и взорвали его, к делу приступают экскаваторы, которые начинают вынимать взорванную горную массу, грузить ее в огромные БелАЗы, чтобы очистить забой и подготовить его к добыче черного золота Кузбасса. А взрывники снова спешат на очередной новый блок – работа у них не останавливается никогда.
Владимир Соловьев.
 
0

Комментарии:


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Вопрос:
Сколько будет 2+3
Ответ:*
Введите два слова, показанных на изображении: *
Новое в блогах
Наш опрос
Часто ли вы смотрите телевизор?
Постоянно включен
Более 6 часов в день
3-4 часа в день
1-2 часа
Изредка включаю
Затрудняюсь ответить

TV программы
Мы в социальных сетях
Свежий номер

Московские полосы еженедельника "МК в Кузбассе" читайте в печатном варианте или на сайте

Календарь
«    Август 2011    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Архив публикаций