По маршруту…
Почему стоимость проезда в общественном транспорте растёт, а культура и качество обслуживания нет? Почему водители маршруток не дают билеты? Сколько реально получают маршрутчики? На эти и другие злободневные вопросы корреспонденту «МК» ответили настоящие водители маршруток. Как говорится, без купюр.
Вряд ли ошибусь, если стану утверждать, что самым популярным общественным транспортом в областном центре является маршрутное такси. В городе 72 таксомоторных маршрута, по которым ежедневно работает 485 единиц транспорта. Для сравнения: на городских и пригородных автобусных маршрутах работают 204 единицы плюс 59 трамваев и 63 троллейбуса. Это официальная статистика кемеровского Управления единого заказчика транспортных услуг (УЕЗТУ). То есть в городе работают более чем в два раза больше маршруток, чем автобусов. Эти маршрутные такси работают по утверждённым и распределённым давным-давно УЕЗТУ маршрутам и расписанию, но принадлежат различным организациям различных форм собственности – от государственных пассажирских автотранспортных предприятий (ПАТП) до индивидуальных предпринимателей, которые одновременно являются владельцами и водителями маршрутного такси. В общем, публика, как говорится, разношёрстная. Возможно, поэтому то, что сейчас происходит с маршрутным городским транспортом в Кемерове, можно назвать только одним словом – БАРДАК! Кто-нибудь поспорит? Нет, не вы, уважаемые чиновники и работники УЕЗТУ, у вас на бумаге, уверен, всё если не отлично, то по крайней мере упорядоченно. А вот кто из пассажиров со мной поспорит? Думаю, вопрос риторический.
На условиях анонимности
В последнее время в редакцию всё чаще стали обращаться недовольные нашим общественным транспортом читатели с просьбой обратить внимание, привлечь к ответу, придать огласке, вынести на суд общественности… Обращали, привлекали, придавали, выносили, а толку? В кемеровском УЕЗТУ нас уже давно узнают по голосам, но всё по-прежнему требуют письменных официальных запросов, чтобы через недельку, чуть позже, прислать нам очередной письменный ответ, что, дескать, приняли к сведению, проведена проверка, виновные будут наказаны, приносим извинения, или наоборот - «информация не подтвердилась»... Между тем проезд в транспорте продолжает дорожать, а качество этого самого проезда лучше не становится и, с прискорбием вам сообщаю, если существующая схема ведения хозяйства у городских транспортников не изменится, то на повышение качества обслуживания нам можно не рассчитывать, скорее, наоборот, может стать ещё хуже – в ближайшее время в областном центре могут просто исчезнуть несколько таксомоторных маршрутов. Откуда я это знаю? Секреты маршруточной кухни мне поведали водители, назовём их Андрей и Сергей. Говорить они согласились только на условиях полной анонимности. Почему? Наверное, потому что информацию, которую они рассказали журналистам, раньше могли поведать только своим друзьям, сидя за бутылочкой на прокуренной кухне.
Итак, Андрей – водитель маршрутки со стажем более 10 лет, сначала вкалывал «на дядю», несколько лет назад взял несколько ПАЗиков в кредит и стал работать на себя. Попался неприбыльный маршрут, несёт большие убытки, еле сводит концы с концами, зарплата маленькая, думает уходить из бизнеса, состоит в некоммерческом партнёрстве с другими такими же предпринимателями-маршрутчиками – вместе и пытаются решать свои проблемы.
Сергею повезло больше: долгое время работает на прибыльных городских маршрутах, заработал на собственный ПАЗик, зарплата устраивает, но проблемы в организации работы есть, особенно «напрягают зайцы».
Зачем в маршрутке билет?
Андрею же безбилетники наносят просто огромный финансовый ущерб: «Я больше чем уверен, более 1 000 рублей за смену я из-за них недобираю. Кондуктора иметь невыгодно, такой ставки у нас даже нет. Я, например, вожу свою маму, она помогает рассчитывать. Билеты просто отошли, их никто не требует, но они нужны, чтобы бороться с безбилетниками, поэтому мы недавно обратились в УЕЗТУ с просьбой ввести контроль на линии». «Билеты в маршрутке лежат для водителя, а не для пассажира, - утверждает Сергей. - Я, например, билеты раздаю только утром, для того чтобы в случае поломки я смог по ним пассажирам деньги вернуть. А так как много по утрам «зайцев» ездит, автобус битком набит, то без билетов мне придётся возвращать деньги всем, даже тем, кто не платил. Вообще, безбилетников я научился сам вычислять – подсчитываю, в боковое зеркало заднего вида вижу, сколько зашло в салон, сколько рассчиталось, сколько нет. А так билеты лежат себе и лежат в кабине, кому надо, тот возьмёт».
«Согласно Правилам перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам, продажа которых производится кондукторами или водителями, - утверждает кемеровское УЕЗТУ. - Билет удостоверяет заключение договора перевозки пассажира на случай аварии транспортного средства, его неисправности и других непредвиденных ситуаций. Пассажир обязан хранить билет на протяжении всей поездки». Но вот чем билет в маршрутке не является, так это каким-то отчётным документом, как чек в магазине, чтобы по номерам билетов подсчитать, сколько и на какую сумму их было продано.
Едут все по плану!
Вот как описывает кемеровское УЕЗТУ финансовую схему работы городских маршруток: «На каждом таксомоторном маршруте после изучения пассажиропотока устанавливается план доходов по каждому графику движения. Выполнение плана доходов является одним из основных условий оплаты труда и премирования водителей маршрутных такси по итогам месяца. Минимальный план доходов на полуторную смену работы (11 часов работы на линии) – 3,0 тыс. руб., максимальный – 7,0 тыс. руб.».
Нехилые планы, не правда ли?! Только реальные ли? У Андрея, например, план 2,5 тысячи – один из самых минимальных, да и тот не всегда наскребается, потому что маршрут с небольшим пассажиропотоком. Кстати о потоках: «В Кемерово работают три автобуса, о6орудованные системой автоматического подсчета пассажиропотока, что позволяет наиболее эффективно распределить общественный транспорт по маршрутам», - заявляет УЕЗТУ.
В городе 811 единиц пассажирского транспорта, 689 из них – автобусы, лишь в трёх из них специальные приборы считают пассажиров. И на основе подобных данных маршруткам устанавливают планы?!
Зарплата на доверии!
По словам Сергея, водители и их начальники работают, что называется, на доверии. После смены водитель может отдать не всю выручку, сказать, мол, не смог план выполнить и т. п., и положить себе в карман оставшуюся сумму. Чтобы подобных фокусов избежать, некоторые предприниматели вычитают недобор из зарплаты водителя. Короче, есть у тебя пассажиры на маршруте или нет, а сумму по плану начальнику отдай.
Получается, что заработная плата водителя напрямую зависит от сборов платы за проезд. Каждый день в зависимости от маршрута водитель может либо уйти в минус и стать должником своего предприятия, либо положить в карман приличную сумму.
Чуть ли не шёпотом Сергей озвучил зарплату кемеровских водителей маршрутного такси – на особо прибыльных маршрутах за смену водитель может заработать от 2 000 до 7 000 (!) рублей, не облагаемых налогами. И это не считая обязательных расходов на ГСМ, которые в смену составляют 1 700-2 300 рублей, в зависимости от автобуса. При этом предпринимателю безразлично, сколько именно заработал его водитель, главное, чтобы план был выполнен, именно на его основе ведётся хозяйственная деятельность предприятия, в том числе и составляется отчётность горадминистрации.
А теперь самое интересное: УЕЗТУ заявляет, что себестоимость перевозок складывается исходя из фактических затрат перевозчика: заработной платы водителей (интересно, официальной или ежедневной? – Прим. корр.), расходов на топливо, автошины, ремонтный фонд, амортизацию (аренду) транспортного средства, общехозяйственных затрат. «По итогам 9 месяцев себестоимость перевозки одного пассажира маршрутного такси (с НДС) – 17,06 руб.» - говорится в сообщении.
Экономическое чудо?
Вот так! Мы же ещё и не доплачиваем! Каждый из нас недодаёт за проезд в маршрутке аж 3 рубля 6 копеек! На что же, извините, они тогда живут? Наверное, экономят на нас, пассажирах, больше не на ком и не на чем. Одна из форм экономии, к примеру, для того, чтобы сэкономить на топливе, вместо трёх автобусов по маршруту пускают один: пассажиры его ждут, ждут, их всё больше и больше, и все они потом втискиваются в автобус и едут, как сельди в бочке. И это по расписанию, никакого форс-мажора! О каком тогда качестве предоставления услуг пассажироперевозки может идти речь?! Тем более о его повышении. Не будет этого! Повышается у нас только цена билета, и это, по словам транспортников, «единственная» и «вынужденная» мера.
Ладно, повысили цену, прибыли у перевозчиков стало чуть больше, жизнь должна начать налаживаться… Но нет! По словам Сергея, вместе с повышением стоимости проезда увеличились и планы по сборам. Нет причин не верить водителю. Но что в результате? Маршрутчики снова недополучают! Да как же они бедолаги живут-то? На что?
Андрей говорит, чтобы свести концы с концами, он должен выполнять план в размере 3,5 тысячи, тогда зарплата будет около 10 тысяч рублей, а он план на тысячу меньше не всегда может выполнить, поэтому ему постоянно приходится крутиться, словно белка в колесе: там перезанять, тут переотдать. «Я бы уже ушёл с радостью из этого бизнеса, но я банкрот, - рассказывает водитель-бизнесмен. – У меня ПАЗики в кредите, его нужно выплачивать, а продать их очень непросто, потому что некому. Недавно я узнал, что наше некоммерческое партнёрство маршрутных перевозчиков за прошедший год покинуло 18 предпринимателей. Если в ближайшее время топливо не перестанет расти, если как-то разумно не поделить прибыльные маршруты, рынок будут покидать и другие перевозчики, в основном мелкие, конечно, а не ПАТП».
Да, в городском транспортном хозяйстве есть и Андреи, у которых всё плохо, и Сергеи, у которых совсем всё не так плохо, но практически все транспортники, как заедающая пластинка, любят повторять одно и то же, особенно перед очередным повышением цен на проезд: «Мы работаем себе в убыток! Работаем себе в убыток! В убыток!» Любой экономист вам подсчитает и скажет, что если расходы превышают доходы, а это и называется убытком, то предприятие рано или поздно становится банкротом, разоряется, перестаёт существовать. Получается, что либо кемеровские владельцы рейсовых таксомоторов все поголовно банкроты и вскоре самоликвидируются, либо… вообще непонятно, как они до сих пор ещё существуют и работают по своим планам и расписанию (по крайней мере стараются). Прямо экономическое чудо!
Вряд ли ошибусь, если стану утверждать, что самым популярным общественным транспортом в областном центре является маршрутное такси. В городе 72 таксомоторных маршрута, по которым ежедневно работает 485 единиц транспорта. Для сравнения: на городских и пригородных автобусных маршрутах работают 204 единицы плюс 59 трамваев и 63 троллейбуса. Это официальная статистика кемеровского Управления единого заказчика транспортных услуг (УЕЗТУ). То есть в городе работают более чем в два раза больше маршруток, чем автобусов. Эти маршрутные такси работают по утверждённым и распределённым давным-давно УЕЗТУ маршрутам и расписанию, но принадлежат различным организациям различных форм собственности – от государственных пассажирских автотранспортных предприятий (ПАТП) до индивидуальных предпринимателей, которые одновременно являются владельцами и водителями маршрутного такси. В общем, публика, как говорится, разношёрстная. Возможно, поэтому то, что сейчас происходит с маршрутным городским транспортом в Кемерове, можно назвать только одним словом – БАРДАК! Кто-нибудь поспорит? Нет, не вы, уважаемые чиновники и работники УЕЗТУ, у вас на бумаге, уверен, всё если не отлично, то по крайней мере упорядоченно. А вот кто из пассажиров со мной поспорит? Думаю, вопрос риторический.
На условиях анонимности
В последнее время в редакцию всё чаще стали обращаться недовольные нашим общественным транспортом читатели с просьбой обратить внимание, привлечь к ответу, придать огласке, вынести на суд общественности… Обращали, привлекали, придавали, выносили, а толку? В кемеровском УЕЗТУ нас уже давно узнают по голосам, но всё по-прежнему требуют письменных официальных запросов, чтобы через недельку, чуть позже, прислать нам очередной письменный ответ, что, дескать, приняли к сведению, проведена проверка, виновные будут наказаны, приносим извинения, или наоборот - «информация не подтвердилась»... Между тем проезд в транспорте продолжает дорожать, а качество этого самого проезда лучше не становится и, с прискорбием вам сообщаю, если существующая схема ведения хозяйства у городских транспортников не изменится, то на повышение качества обслуживания нам можно не рассчитывать, скорее, наоборот, может стать ещё хуже – в ближайшее время в областном центре могут просто исчезнуть несколько таксомоторных маршрутов. Откуда я это знаю? Секреты маршруточной кухни мне поведали водители, назовём их Андрей и Сергей. Говорить они согласились только на условиях полной анонимности. Почему? Наверное, потому что информацию, которую они рассказали журналистам, раньше могли поведать только своим друзьям, сидя за бутылочкой на прокуренной кухне.
Итак, Андрей – водитель маршрутки со стажем более 10 лет, сначала вкалывал «на дядю», несколько лет назад взял несколько ПАЗиков в кредит и стал работать на себя. Попался неприбыльный маршрут, несёт большие убытки, еле сводит концы с концами, зарплата маленькая, думает уходить из бизнеса, состоит в некоммерческом партнёрстве с другими такими же предпринимателями-маршрутчиками – вместе и пытаются решать свои проблемы.
Сергею повезло больше: долгое время работает на прибыльных городских маршрутах, заработал на собственный ПАЗик, зарплата устраивает, но проблемы в организации работы есть, особенно «напрягают зайцы».
Зачем в маршрутке билет?
Андрею же безбилетники наносят просто огромный финансовый ущерб: «Я больше чем уверен, более 1 000 рублей за смену я из-за них недобираю. Кондуктора иметь невыгодно, такой ставки у нас даже нет. Я, например, вожу свою маму, она помогает рассчитывать. Билеты просто отошли, их никто не требует, но они нужны, чтобы бороться с безбилетниками, поэтому мы недавно обратились в УЕЗТУ с просьбой ввести контроль на линии». «Билеты в маршрутке лежат для водителя, а не для пассажира, - утверждает Сергей. - Я, например, билеты раздаю только утром, для того чтобы в случае поломки я смог по ним пассажирам деньги вернуть. А так как много по утрам «зайцев» ездит, автобус битком набит, то без билетов мне придётся возвращать деньги всем, даже тем, кто не платил. Вообще, безбилетников я научился сам вычислять – подсчитываю, в боковое зеркало заднего вида вижу, сколько зашло в салон, сколько рассчиталось, сколько нет. А так билеты лежат себе и лежат в кабине, кому надо, тот возьмёт».
«Согласно Правилам перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам, продажа которых производится кондукторами или водителями, - утверждает кемеровское УЕЗТУ. - Билет удостоверяет заключение договора перевозки пассажира на случай аварии транспортного средства, его неисправности и других непредвиденных ситуаций. Пассажир обязан хранить билет на протяжении всей поездки». Но вот чем билет в маршрутке не является, так это каким-то отчётным документом, как чек в магазине, чтобы по номерам билетов подсчитать, сколько и на какую сумму их было продано.
Едут все по плану!
Вот как описывает кемеровское УЕЗТУ финансовую схему работы городских маршруток: «На каждом таксомоторном маршруте после изучения пассажиропотока устанавливается план доходов по каждому графику движения. Выполнение плана доходов является одним из основных условий оплаты труда и премирования водителей маршрутных такси по итогам месяца. Минимальный план доходов на полуторную смену работы (11 часов работы на линии) – 3,0 тыс. руб., максимальный – 7,0 тыс. руб.».
Нехилые планы, не правда ли?! Только реальные ли? У Андрея, например, план 2,5 тысячи – один из самых минимальных, да и тот не всегда наскребается, потому что маршрут с небольшим пассажиропотоком. Кстати о потоках: «В Кемерово работают три автобуса, о6орудованные системой автоматического подсчета пассажиропотока, что позволяет наиболее эффективно распределить общественный транспорт по маршрутам», - заявляет УЕЗТУ.
В городе 811 единиц пассажирского транспорта, 689 из них – автобусы, лишь в трёх из них специальные приборы считают пассажиров. И на основе подобных данных маршруткам устанавливают планы?!
Зарплата на доверии!
По словам Сергея, водители и их начальники работают, что называется, на доверии. После смены водитель может отдать не всю выручку, сказать, мол, не смог план выполнить и т. п., и положить себе в карман оставшуюся сумму. Чтобы подобных фокусов избежать, некоторые предприниматели вычитают недобор из зарплаты водителя. Короче, есть у тебя пассажиры на маршруте или нет, а сумму по плану начальнику отдай.
Получается, что заработная плата водителя напрямую зависит от сборов платы за проезд. Каждый день в зависимости от маршрута водитель может либо уйти в минус и стать должником своего предприятия, либо положить в карман приличную сумму.
Чуть ли не шёпотом Сергей озвучил зарплату кемеровских водителей маршрутного такси – на особо прибыльных маршрутах за смену водитель может заработать от 2 000 до 7 000 (!) рублей, не облагаемых налогами. И это не считая обязательных расходов на ГСМ, которые в смену составляют 1 700-2 300 рублей, в зависимости от автобуса. При этом предпринимателю безразлично, сколько именно заработал его водитель, главное, чтобы план был выполнен, именно на его основе ведётся хозяйственная деятельность предприятия, в том числе и составляется отчётность горадминистрации.
А теперь самое интересное: УЕЗТУ заявляет, что себестоимость перевозок складывается исходя из фактических затрат перевозчика: заработной платы водителей (интересно, официальной или ежедневной? – Прим. корр.), расходов на топливо, автошины, ремонтный фонд, амортизацию (аренду) транспортного средства, общехозяйственных затрат. «По итогам 9 месяцев себестоимость перевозки одного пассажира маршрутного такси (с НДС) – 17,06 руб.» - говорится в сообщении.
Экономическое чудо?
Вот так! Мы же ещё и не доплачиваем! Каждый из нас недодаёт за проезд в маршрутке аж 3 рубля 6 копеек! На что же, извините, они тогда живут? Наверное, экономят на нас, пассажирах, больше не на ком и не на чем. Одна из форм экономии, к примеру, для того, чтобы сэкономить на топливе, вместо трёх автобусов по маршруту пускают один: пассажиры его ждут, ждут, их всё больше и больше, и все они потом втискиваются в автобус и едут, как сельди в бочке. И это по расписанию, никакого форс-мажора! О каком тогда качестве предоставления услуг пассажироперевозки может идти речь?! Тем более о его повышении. Не будет этого! Повышается у нас только цена билета, и это, по словам транспортников, «единственная» и «вынужденная» мера.
Ладно, повысили цену, прибыли у перевозчиков стало чуть больше, жизнь должна начать налаживаться… Но нет! По словам Сергея, вместе с повышением стоимости проезда увеличились и планы по сборам. Нет причин не верить водителю. Но что в результате? Маршрутчики снова недополучают! Да как же они бедолаги живут-то? На что?
Андрей говорит, чтобы свести концы с концами, он должен выполнять план в размере 3,5 тысячи, тогда зарплата будет около 10 тысяч рублей, а он план на тысячу меньше не всегда может выполнить, поэтому ему постоянно приходится крутиться, словно белка в колесе: там перезанять, тут переотдать. «Я бы уже ушёл с радостью из этого бизнеса, но я банкрот, - рассказывает водитель-бизнесмен. – У меня ПАЗики в кредите, его нужно выплачивать, а продать их очень непросто, потому что некому. Недавно я узнал, что наше некоммерческое партнёрство маршрутных перевозчиков за прошедший год покинуло 18 предпринимателей. Если в ближайшее время топливо не перестанет расти, если как-то разумно не поделить прибыльные маршруты, рынок будут покидать и другие перевозчики, в основном мелкие, конечно, а не ПАТП».
Да, в городском транспортном хозяйстве есть и Андреи, у которых всё плохо, и Сергеи, у которых совсем всё не так плохо, но практически все транспортники, как заедающая пластинка, любят повторять одно и то же, особенно перед очередным повышением цен на проезд: «Мы работаем себе в убыток! Работаем себе в убыток! В убыток!» Любой экономист вам подсчитает и скажет, что если расходы превышают доходы, а это и называется убытком, то предприятие рано или поздно становится банкротом, разоряется, перестаёт существовать. Получается, что либо кемеровские владельцы рейсовых таксомоторов все поголовно банкроты и вскоре самоликвидируются, либо… вообще непонятно, как они до сих пор ещё существуют и работают по своим планам и расписанию (по крайней мере стараются). Прямо экономическое чудо!
Читайте так же