Несчастный билет
Сев в троллейбус и оплатив проезд, корреспондент «МК» по обыкновению посчитал цифры на билете – не счастливый, обычный, стало быть. Троллейбус встал, едва проехав остановку. Дальше не поедем, объявил водитель, нет электроснабжения. Кондуктор начала обменивать билеты пассажиров на деньги. И тут выяснилось, что мой билет все-таки именно несчастливый…
Мужчину, сдающего билет передо мной, кондуктор раздраженно упрекнула в том, что тот помял проездную бумажку. «Ну и что, у меня билет вообще немного надорван. Хотите сказать, вы мне не вернете деньги?» - не выдержала я. Ответ последовал утвердительный: не верну. Но, простите, я покупала не билет, а услугу, которая не была оказана, стало быть, имею полное право на возврат денег. И ведь отказывать потому, что билет порван – сущая глупость. Но доводы разума странную логику кондуктора не пробили. Тут из другого вставшего троллейбуса прибежала коллега моей героини и включилась в словесную перепалку. Тыча пальцем в приклеенные на стене выдержки из правил перевозки пассажиров, кондуктор доказывала, что пассажир обязан предъявить билет в целости и сохранности. Правда, процитировать эти самые слова женщина затруднилась: мол, сами найдете.
Кондуктора так твердо стояли на своей правоте, будто кто-то внушил им ее как непреложную истину. Даже после того как я назвалась журналистом (а на моем месте мог оказаться любой гражданин) и пообещала прояснить ситуацию, они ничуть не смутились. К концу разговора эмоции стихли, и, несмотря на то, что денег мне так и не вернули, разошлись мы по-хорошему. Женщина представилась и посоветовала мне обратиться в диспетчерскую.
Надрыв ни при чем!
Сфера пассажирских перевозок в городском общественном транспорте регулируется двумя специальными нормативными актами. Это Постановление Правительства Российской Федерации №112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" от 14 февраля 2009 г. и Федеральный закон №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» №259-ФЗ от 8 ноября 2007 г. «Дело в том, что в этих документах не прописано, что кондуктор должен в обязательном порядке вернуть деньги за билет, - комментирует руководитель пресс-службы «Кемеровской электротранспортной компании» Максим Гончаренко. – Там сказано, что в случае невозможности продолжения поездки в связи с неисправностью транспорта, аварией и другими причинами пассажир имеет право воспользоваться приобретенным билетом для проезда на другом транспорте. Пересадку обязаны организовать кондуктор и водитель вставшего транспорта. Но бывает так, что при аварии движение на линии становится невозможным, и если другой вид транспорта здесь не ходит, пассажиров просто не на что пересаживать. Поэтому практика возврата денег за несостоявшуюся поездку в обмен на неиспользованный билет существует. Если билет надорван или смят, это еще не повод категорически отказывать пассажиру. Главное, чтобы это был действительно тот билет, который продан на несостоявшемся рейсе. Установить это можно по билетно-учётному листу кондуктора, но только в том случае, если на билете отчётливо читается серия и номер. В случае же если оплата производилась не наличными, а посредством электронной транспортной карты, за возвратом денег следует обращаться в платежную организацию, а именно в Центр по обслуживанию транспортных карт».
Напомним, что разные виды общественного транспорта в городе делят разные организации: в автобусе с билетом из электротранспорта не повезут, не говоря уже о маршрутке. В соответствии с 20-й статьей «Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» билетом удостоверяется заключение договора перевозки пассажира. «Пассажир обязан хранить билет, багажную квитанцию, квитанцию на провоз ручной клади в течение всей поездки и предъявлять их по первому требованию лиц, осуществляющих контроль», - читаем здесь же. Ни о какой «целости и сохранности», а уж тем более о помятостях и надрывах речь не идет. Что касается серии и номера, то их на несчастном билете можно разобрать прекрасно.
Нетоварный вид?
Кроме специальных законов на перевозки пассажиров распространяется действие Гражданского кодекса РФ и Федерального закона «О защите прав потребителей». В соответствии с ними несостоявшаяся поездка, как и любая другая услуга в случае неоказания, подразумевает возврат денег потребителю и возмещение ущерба (в частности ст. 779 ГК РФ, ст. 29 закона «О защите прав потребителя»). Об этом же говорит начальник отдела по защите прав потребителей администрации города Кемерово Виталий Князев. Этого же не отрицает Максим Гончаренко.
Даже если принять во внимание недоговоренность Устава, стоящего на одной ступени иерархии с законом «О защите прав потребителей», то Гражданский кодекс РФ в любом случае будет иметь большую силу. Получается, что кондуктор, не имеющая возможности пересадить пассажира в другой троллейбус, в то же время не должна отказывать вернуть деньги за проезд. Получается, что «КЭТК» по закону должна заплатить мне, потребителю, 8 рублей за недолжным образом оказанную услугу и 13 руб. – в качестве возмещения ущерба за проезд в маршрутке.
Излишним будет говорить, что дело здесь не в деньгах. Это и так понятно. Не нужны эти 23 рубля, но и не нужны были малоприятные разборки с кондуктором и испорченное настроение. Этого не пожелает себе никто. По информации представителя «КЭТК», жалобы от пассажиров подробного рода поступают, с работниками транспорта проводится инструктаж. Так почему же тогда кондуктор так истово спорила? Главным контраргументом женщины был нетоварный вид билета. Мол, она не сможет его перепродать, а платить из своего кармана не хочет. Если издержки «КЭТК», возникающие из-за аварии на линии, ложатся на кондукторов, остается только пожалеть последних. Купленный в троллейбусе билет ни в коем разе не нужно складывать пополам или сворачивать в трубочку. И не дай Бог помять его или надорвать. Лучше вообще не дышать на билетик. Исключительно из соображений гуманности.
Мужчину, сдающего билет передо мной, кондуктор раздраженно упрекнула в том, что тот помял проездную бумажку. «Ну и что, у меня билет вообще немного надорван. Хотите сказать, вы мне не вернете деньги?» - не выдержала я. Ответ последовал утвердительный: не верну. Но, простите, я покупала не билет, а услугу, которая не была оказана, стало быть, имею полное право на возврат денег. И ведь отказывать потому, что билет порван – сущая глупость. Но доводы разума странную логику кондуктора не пробили. Тут из другого вставшего троллейбуса прибежала коллега моей героини и включилась в словесную перепалку. Тыча пальцем в приклеенные на стене выдержки из правил перевозки пассажиров, кондуктор доказывала, что пассажир обязан предъявить билет в целости и сохранности. Правда, процитировать эти самые слова женщина затруднилась: мол, сами найдете.
Кондуктора так твердо стояли на своей правоте, будто кто-то внушил им ее как непреложную истину. Даже после того как я назвалась журналистом (а на моем месте мог оказаться любой гражданин) и пообещала прояснить ситуацию, они ничуть не смутились. К концу разговора эмоции стихли, и, несмотря на то, что денег мне так и не вернули, разошлись мы по-хорошему. Женщина представилась и посоветовала мне обратиться в диспетчерскую.
Надрыв ни при чем!
Сфера пассажирских перевозок в городском общественном транспорте регулируется двумя специальными нормативными актами. Это Постановление Правительства Российской Федерации №112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" от 14 февраля 2009 г. и Федеральный закон №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» №259-ФЗ от 8 ноября 2007 г. «Дело в том, что в этих документах не прописано, что кондуктор должен в обязательном порядке вернуть деньги за билет, - комментирует руководитель пресс-службы «Кемеровской электротранспортной компании» Максим Гончаренко. – Там сказано, что в случае невозможности продолжения поездки в связи с неисправностью транспорта, аварией и другими причинами пассажир имеет право воспользоваться приобретенным билетом для проезда на другом транспорте. Пересадку обязаны организовать кондуктор и водитель вставшего транспорта. Но бывает так, что при аварии движение на линии становится невозможным, и если другой вид транспорта здесь не ходит, пассажиров просто не на что пересаживать. Поэтому практика возврата денег за несостоявшуюся поездку в обмен на неиспользованный билет существует. Если билет надорван или смят, это еще не повод категорически отказывать пассажиру. Главное, чтобы это был действительно тот билет, который продан на несостоявшемся рейсе. Установить это можно по билетно-учётному листу кондуктора, но только в том случае, если на билете отчётливо читается серия и номер. В случае же если оплата производилась не наличными, а посредством электронной транспортной карты, за возвратом денег следует обращаться в платежную организацию, а именно в Центр по обслуживанию транспортных карт».
Напомним, что разные виды общественного транспорта в городе делят разные организации: в автобусе с билетом из электротранспорта не повезут, не говоря уже о маршрутке. В соответствии с 20-й статьей «Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» билетом удостоверяется заключение договора перевозки пассажира. «Пассажир обязан хранить билет, багажную квитанцию, квитанцию на провоз ручной клади в течение всей поездки и предъявлять их по первому требованию лиц, осуществляющих контроль», - читаем здесь же. Ни о какой «целости и сохранности», а уж тем более о помятостях и надрывах речь не идет. Что касается серии и номера, то их на несчастном билете можно разобрать прекрасно.
Нетоварный вид?
Кроме специальных законов на перевозки пассажиров распространяется действие Гражданского кодекса РФ и Федерального закона «О защите прав потребителей». В соответствии с ними несостоявшаяся поездка, как и любая другая услуга в случае неоказания, подразумевает возврат денег потребителю и возмещение ущерба (в частности ст. 779 ГК РФ, ст. 29 закона «О защите прав потребителя»). Об этом же говорит начальник отдела по защите прав потребителей администрации города Кемерово Виталий Князев. Этого же не отрицает Максим Гончаренко.
Даже если принять во внимание недоговоренность Устава, стоящего на одной ступени иерархии с законом «О защите прав потребителей», то Гражданский кодекс РФ в любом случае будет иметь большую силу. Получается, что кондуктор, не имеющая возможности пересадить пассажира в другой троллейбус, в то же время не должна отказывать вернуть деньги за проезд. Получается, что «КЭТК» по закону должна заплатить мне, потребителю, 8 рублей за недолжным образом оказанную услугу и 13 руб. – в качестве возмещения ущерба за проезд в маршрутке.
Излишним будет говорить, что дело здесь не в деньгах. Это и так понятно. Не нужны эти 23 рубля, но и не нужны были малоприятные разборки с кондуктором и испорченное настроение. Этого не пожелает себе никто. По информации представителя «КЭТК», жалобы от пассажиров подробного рода поступают, с работниками транспорта проводится инструктаж. Так почему же тогда кондуктор так истово спорила? Главным контраргументом женщины был нетоварный вид билета. Мол, она не сможет его перепродать, а платить из своего кармана не хочет. Если издержки «КЭТК», возникающие из-за аварии на линии, ложатся на кондукторов, остается только пожалеть последних. Купленный в троллейбусе билет ни в коем разе не нужно складывать пополам или сворачивать в трубочку. И не дай Бог помять его или надорвать. Лучше вообще не дышать на билетик. Исключительно из соображений гуманности.
Читайте так же