Фотограф на свадьбе

'ФотографБархатный мягкий август хорош для женитьбы. В этом месяце традиционно много свадеб. Впрочем, он считает, что свадеб всегда много. Он воспринимает их совершенно по-иному, особенным зрением, и потому видит то, что не заметят другие. Он - фотограф на свадьбе.

- Снимаю свадьбы уже несколько лет. За все это время выдалась редкая летняя суббота, которую я провел бы с семьей, к примеру, на речке. Вместо этого иду на чужой праздник. Потому что это мое дело, от которого я не могу отказаться.

Началось все с того, как брат подарил мне, 17-летнему, фотоаппарат «Смена». Потом была учеба по специальности, работа в студии, газетах… Я уходил из фотографии, но вернулся, чтобы она сделалась бизнесом, хлебом, но при этом не переставала быть искусством. Свадьба, вот где можно все это свести воедино.
Выход молодоженов из ЗАГСа у нас считается важным моментом. Такое фото из раздела обязательных. Жених появляется с невестой на руках. Гул голосов и хлопанье пробок. Подставляю объектив под брызги шампанского. Бокалы со звоном разлетаются, достигая асфальта… Горько!

Виновница торжества сегодня юная красавица – она хороша уже своей молодостью. Жаль, что образ многих невест портят пошлые платья-торты и тривиальные «вавилоны» на голове. Но в последнее время попадаются элегантно и со вкусом одетые барышни. В моде ретростилистика. Говорят, что невеста всегда красивая. Ну, не все они идеальны, скажем так… А все ведь хотят эталонные фото. Для того чтобы люди получились красивыми, нужно их полюбить и заставить раскрыться с лучшей стороны.

Лучшее фото – искреннее фото, даже если оно постановочное. Это потолок нашей работы. Для этого нужно постараться. Под прицелом объектива люди так или иначе зажимаются. Чтобы их расшевелить, я начинаю «аттракцион». Ничего замысловатого тут нет: главное, всем видом сообщать паре, что сейчас ТАКОЕ у них фото получится и искренне радоваться результату, пролистывая кадры на дисплее, поощрять их. «О, так, нет чуть дальше, повернитесь, возьмите невесту за руку… Вот-вот, еще чуть-чуть. Вот это кадр, - кричу. - Зашибись!» Однажды снимал свадьбу зэка: такой попался угрюмый! Я и так и сяк кривлялся, показывал язык даже, но «протокольное» лицо не выдавало эмоций. Тут я услышал, как кто-то сказал жениху «сука» - как он просиял! Я ходил по городу, и говорил гостям и новобрачным «волшебное слово». То-то они радовались, прямо как дети! А это как раз то, что мне нужно.

Двигаемся по традиционным свадебным местам города. Шахтерская часовня, филармония, стела погибшим воинам на набережной, фонтан у драмтеатра… Брачующиеся непременно хотят, чтобы Кемерово стало, скажем, Питером или как минимум Венецией… Приходится соответствовать. Какие только штуки ни придумываю. Хорошего фотографа от другого отличает то, что первый стабилен. То, что он показывает заказчикам, он может воспроизвести в точности много раз. Вот так всеми любимая фотография на фоне часовни. Место уже «попсовое», но за счет ракурса и света удается сделать снимок оригинальным. Жених и невеста подбрасывают в небо голубей. И каждый раз у смотрящего ощущение, что ослепительные крылья осеняют молодых, будто небесное благословение. Это в хорошем смысле штамп – клише художника, его почерк. А всяких набивших оскомину вещей типа жених держит невесту на ладони - стараюсь избегать.


Бизнес

Свадебная фотография – это бизнес. Достаточно серьезный. Откажешься от съемки раз-два: потеряешь клиента. Люди ведь записываются заранее, так что никуда не денешься. Конкуренция сейчас большая: снимают даже те, кто этого делать не умеет, не говоря уже о профессионалах. Подработать на свадьбе – обычная тема для всякого фотографа. У нас сегодня есть больше технических возможностей, но и заказчики стали требовательней. Они хотят получить свои фотографии такими, какими они увидели их в Интернете или модном журнале. Многих удивляет цена на наши услуги. Она формируется каждый год по-новому. Конечно, она должна быть адекватной качеству и объему работы. Для разных видов съемок – разные цены. В среднем на одной свадьбе можно заработать 10 тысяч. Но, к сожалению, клиенты не всегда понимают, что это действительно столько стоит – сверхприбылей мы не получаем. Часто фотограф работает на свою «кормилицу». Аппаратура сейчас стоит очень дорого: камера порядка 70 тысяч, объектив – 40. И это все имеет свойство изнашиваться, особенно в таком деле – как свадебная съемка. Где чем-нибудь зальют, где толкнут.

«Да сами вы Шрайбикус», - отвечаю сквозь зубы толстому дядьке, кажется, свекру, а про себя отвешиваю гораздо более непечатные слова. Это он меня позвать хотел, дабы запечатлел я его в сотый раз с кем-то из родни. Ненавижу всяческие унизительные погоняла. Они веселятся, а я что, прохлаждаюсь? Я на работе. Высоко себя ценю – в прямом и переносном смысле. Потому что это тяжелый труд. Весь день на ногах, и при этом не скучать, не быть равнодушным фиксатором, отдавать очень много от себя энергетически. Это под силу не каждому, и не только физически. Еще есть гордыня. Многим фотографам она не позволяет заниматься «халтурой», как они пренебрежительно отзываются о свадебной съемке. Нет, не только из-за денег я люблю свою работу. Это ведь, пожалуй, единственная после «студии» возможность творческого самовыражения у нас в городе. Кроме того, можно снять потрясающе красивый художественный кадр, но он никому не будет родным. Сделать для этих конкретных людей что-то необыкновенно красивое, что будет их согревать долгие годы – намного важнее. Получается, я незаметный хранитель их очага.


Драка

Наступает момент кражи невесты – кавказский обычай, привнесенный в русскую свадьбу с легкой руки какого-то тамады. Только там – это традиция, а у нас часто – казус. Ну, ничего лучшего, чтобы спрятать девушку в машине одного из гостей не нашли! Свидетель, будучи хорошо подшофе, ринулся вызволять, залез на крышу авто. Уж не знаю, лезгинку он на ней отплясывал что ли – крышу помял. Хозяин, вместо того чтобы позвонить куда нужно и списать все на «страховой случай» (мало ли – хулиганы прибегали), начал колотить обидчика. Завязался свальный мордобой. Но скоро, забыв взаимные обиды, оба «джигита» вместе пили водку. Однажды, правда, я и сам стал непосредственным участником драки. Со мной работала девушка-оператор. Пьяный мужик клеился-клеился к ней и начал хватать. Тут я не удержался и двинул ему… Гости-то обрадовались: потасовка! Нет, драка на свадьбе все-таки уже стала редкостью.

А знаете, какая свадьба для меня самая удачная? Та, на которой меня покормили. Удивительно, но чем богаче свадьба, тем страннее люди… Они думают, что фотографу есть не нужно, впрочем, как и пить. Представьте себе: 12 часов на ногах, давно проголодался, а тут столы ломятся. Иные даже минералки не предложат. Я в таких случаях складываю камеру в кофр и говорю, что пошел на обед. Совесть обычно просыпается.


Апофеоз

Сколько я уже насмотрелся их за все годы. Праздником, чем-то «в жизни раз» свадьбы были для меня только поначалу. Сейчас – это рутинная работа. Для наших людей свадьба – это событие космической масштабности, апофеоз, порой доходящий до глупости. Главное, как следует отгреметь в этот день, а там уже хоть камни с неба пусть сыплются. Если лимузин – то самый дорогой. Помпезность среднестатистических современных свадеб порою граничит с пошлостью. Очень забавно было, когда однажды молодожены вышли у ЗАГСа не из лимузина, а из замызганной «девятки». В последний момент у роскошной машины что-то сломалось и пришлось хватать первую попавшуюся попутку. На свадьбы тратится куча сил и денег, а сколько потом скорых разводов? Так может, относиться ко всему проще и спокойнее? Нет, праздник должен быть, конечно. Но более разумный, что ли.

Молодые – они же заложники мероприятия. Они уже и целоваться-то, бедные, наверное, устали. Но гости не унимаются. Через каждые 15 минут кричат сакраментальное «горько»… А я вот ловлю эти моменты – где-то между бокалом шампанского и ложкой оливье. Сколько можно слушать однообразные шутки тамады, устраивать «бабушкины» переодевания? Но думаю, постепенно мы от этого уйдем. Уже сейчас некоторые пары свой главный день проживают не так, как диктует «традиция», а так – как они хотят сами.

Закрывается кафе. Свадьба разъезжается. Унылые официанты убирают со столов. Камера, вспышка, объективы уложены в сумку. Работа моя на сегодня окончена. Я сижу на стуле, абсолютно выжатый. Почему-то я опустошен, как хозяин после ухода гостей. Вроде бы не мой праздник, а выходит – что я чувствую себя тут чуть ли не за главного. На мне же большая ответственность – сделать этот день даже лучше, чем он был на самом деле. Я люблю свою трудную и благодарную работу.


Записала рассказ фотографа Ольга Смирнова.
 
0

Комментарии:



максим, 12 августа 2009 13:41

заключительная часть статьи наиболее впечатлила, думаете на самом деле стадное чувство хоть частично заменится здравым смыслом, или стадный культур-мультур выйдет на новый уровень?

Анастасия, 12 августа 2009 13:46

интересно! но есть еще ведущая или ведущий на свадьбе...и тогда много интересных, забавных кадров получается.Ведь у нас тоже есть своя "зашибоза" (кстати, фирменное словечко Дмитрия, с кем вы имели диалог)))) ) Ольга, а почему в статье получился абстрактный диалог, а не конкретно с Дмитрием Ярощуком? формат газеты не позволяет?

LEXX, 12 августа 2009 21:52

Зашибоза!!!

cij, 15 августа 2009 19:46

да уж - работка очень приятная и творческая


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Вопрос:
Сколько будет 2+3
Ответ:*
Введите два слова, показанных на изображении: *
Новое в блогах
Наш опрос
Часто ли вы смотрите телевизор?
Постоянно включен
Более 6 часов в день
3-4 часа в день
1-2 часа
Изредка включаю
Затрудняюсь ответить

TV программы
Мы в социальных сетях
Свежий номер

Московские полосы еженедельника "МК в Кузбассе" читайте в печатном варианте или на сайте

Календарь
«    Январь 2012    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Архив публикаций