Краеугольный камень России
О современном состоянии и перспективах развития ведущей промышленной отрасли Кузбасса - угольной - на деловом завтраке в областной администрации рассказал журналистам заместитель губернатора по топливно-энергетическому комплексу Владимир Ковалев.
Значительные балансовые запасы угля ценных марок (в Кузнецком бассейне добывается около 55 % всех российских углей и более 80 % углей для коксования) позволяют рассматривать регион как основную существующую и наиболее перспективную сырьевую базу для энергетики и металлургии России, а также для экспорта высококачественных отечественных углей. С 1997 года отрасль развивается динамично, и процесс этот остановить уже невозможно: есть запасы "черного золота", есть инвесторы, готовые вкладывать средства в его добычу и переработку.
"Уже сейчас мы можем с гордостью говорить, что задача на 2006-й год будет выполнена, - отметил Владимир Ковалев. - Ожидаем, что нынче добудем около 172 миллионов тонн (по итогам прошлого года было 167,2 миллиона). Если в 2005 году не менее миллиона тонн у нас выдали на-гора 27 очистных коллективов, то теперь их ожидается 29, что даст 58 % участия в подземной добыче. При этом растет и зарплата горняков. В этом году она в среднем достигла 16,5 тысячи рублей (рост - в 15 %), но это, конечно, не предел. Увеличилось и количество комплексных механизированных забоев - до 49. Введены в эксплуатацию три угледобывающих предприятия и обогатительная фабрика - то есть, очевидно, что планы по инвестициям, которые угольщики предполагали направить в строительство, развитие и техническое перевооружение действующих мощностей в нынешнем году, а это 37 миллиардов рублей, тоже будут выполнены".
По инициативе губернатора Амана Тулеева утверждена комплексная целевая программа обеспечения безопасности и противоаварийной устойчивости на угольных предприятиях, рассчитанная до 2010 года.
"Проблема безопасности многие годы была бичом отрасли: аварии перечеркивали достижения. Но в результате целенаправленной работы ситуация изменилась. Статистика говорит о положительной динамике. Общий травматизм по отношению к 2005 году снижен на 228 случаев, а со смертельным исходом - на 29. Инвестиции в обеспечение безопасной работы являются одним из основных направлений капиталовложений угольных компаний. В 2006 году на решение вопросов безопасности запланировано потратить 4,6 миллиарда рублей, почти вдвое больше, чем в прошлом году".
Более полутора миллиардов рублей в нынешнем году вложено угольщиками в развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта. Активная работа в этом направлении позволила накануне отопительного сезона избежать в Кузбассе срывов по завозке топлива и войти в зиму спокойно. Большое внимание уделяется развитию угольных терминалов в морских портах. В соответствии с заключенными с администрацией области Соглашениями угольные компании направят в этом году 5 миллиардов рублей на "социалку".
Однако, пока есть и серьезные проблемы, мешающие динамичному развитию отрасли.
Кемеровская область в 2007 году планирует увеличить добычу угля до 176 миллионов тонн, ввести в эксплуатацию по две новых шахты и разреза, а также обогатительную фабрику. Объем инвестиций на развитие угольной отрасли планируется увеличить до 40 миллиардов рублей. Среднюю зарплату шахтеров увеличить на 9 % и довести ее до 18 тысяч рублей. Но многое будет зависеть от рыночных цен на "черное золото" и конкурентоспособности нашего угля. По оценкам специалистов, потребность в этом виде топлива за рубежом будет увеличиваться, например, заинтересованность проявляет Украина. В России же доля угля в структуре топливно-энергетического баланса по сравнению с газом низка.
"И это в условиях, когда неоправданно низкие внутренние цены на газ не только стимулируют его неэффективное использование как топлива, но и приводят к колоссальным экономическим потерям государства, - отметил Владимир Ковалев. - Сегодня, например, тепловая электроэнергетика России, на две трети состоящая из станций, работающих на газе, довольствуется КПД в 35-38 %. Тогда как КПД парогазовой установки с газификацией углей достигает 55 %. Но лишь 107 из 319 электростанций работают на угле - они расположены в основном в Сибири и на Урале, в регионах с развитой угледобычей. Между тем, цена условного топлива на газ и уголь уже сравнялась, а по прогнозам Минэкономразвития России, к 2010 году стоимость тонны условного топлива газа будет превышать стоимость угля на 50 %". Поэтому перед угольщиками стоит важная задача - убедить, что переход тепловых станций на уголь вполне рентабелен и выгоден не только им, но и государству.
Сопротивление со стороны газовых лоббистов идет сильное. Среди аргументов, к примеру, такой: уголь, мол, это - "грязное" топливо, влияющее на экологию. Поэтому еще одно перспективное направление в работе отрасли - глубокая переработка угля, развитие технологий, с ним связанных. Что, к слову, может попутно оживить и научный потенциал Кузбасса.
"Просто добыть уголь и продать его - уже мало. Сегодня существует около десятка технологий переработки угля, дающих широкую номенклатуру продукции. Это, прежде всего, обогащение угля до зольности менее 5 %, что избавляет его от балласта и вредных примесей. Отходы можно опять запускать в переработку: подобный опыт есть в Австралии. Там же создана технология получения суперконцентрата - угля зольностью всего 0,15 %. Интересна и технология мягкого пиролиза, разработанная в США".
Практически весь прирост добычи в Кузбассе идет за счет угля марки Д, которую можно переработать в полукокс, - идеальное топливо для ТЭЦ, хороший восстановитель для черной и цветной металлургии и, самое главное, адсорбент для очистки воды.
Загвоздка в том, что самые новейшие технологии не дадут высокой прибыли в условиях искусственно заниженных цен на природный газ. Кроме того, строительство отдельного производства по переработке угля слишком дорого, поэтому задача дня - создание энерготехнологических комплексов с функциями добычи угля, его сортировки, переработки отходов в одном месте.
Значительные балансовые запасы угля ценных марок (в Кузнецком бассейне добывается около 55 % всех российских углей и более 80 % углей для коксования) позволяют рассматривать регион как основную существующую и наиболее перспективную сырьевую базу для энергетики и металлургии России, а также для экспорта высококачественных отечественных углей. С 1997 года отрасль развивается динамично, и процесс этот остановить уже невозможно: есть запасы "черного золота", есть инвесторы, готовые вкладывать средства в его добычу и переработку.
"Уже сейчас мы можем с гордостью говорить, что задача на 2006-й год будет выполнена, - отметил Владимир Ковалев. - Ожидаем, что нынче добудем около 172 миллионов тонн (по итогам прошлого года было 167,2 миллиона). Если в 2005 году не менее миллиона тонн у нас выдали на-гора 27 очистных коллективов, то теперь их ожидается 29, что даст 58 % участия в подземной добыче. При этом растет и зарплата горняков. В этом году она в среднем достигла 16,5 тысячи рублей (рост - в 15 %), но это, конечно, не предел. Увеличилось и количество комплексных механизированных забоев - до 49. Введены в эксплуатацию три угледобывающих предприятия и обогатительная фабрика - то есть, очевидно, что планы по инвестициям, которые угольщики предполагали направить в строительство, развитие и техническое перевооружение действующих мощностей в нынешнем году, а это 37 миллиардов рублей, тоже будут выполнены".
По инициативе губернатора Амана Тулеева утверждена комплексная целевая программа обеспечения безопасности и противоаварийной устойчивости на угольных предприятиях, рассчитанная до 2010 года.
"Проблема безопасности многие годы была бичом отрасли: аварии перечеркивали достижения. Но в результате целенаправленной работы ситуация изменилась. Статистика говорит о положительной динамике. Общий травматизм по отношению к 2005 году снижен на 228 случаев, а со смертельным исходом - на 29. Инвестиции в обеспечение безопасной работы являются одним из основных направлений капиталовложений угольных компаний. В 2006 году на решение вопросов безопасности запланировано потратить 4,6 миллиарда рублей, почти вдвое больше, чем в прошлом году".
Более полутора миллиардов рублей в нынешнем году вложено угольщиками в развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта. Активная работа в этом направлении позволила накануне отопительного сезона избежать в Кузбассе срывов по завозке топлива и войти в зиму спокойно. Большое внимание уделяется развитию угольных терминалов в морских портах. В соответствии с заключенными с администрацией области Соглашениями угольные компании направят в этом году 5 миллиардов рублей на "социалку".
Однако, пока есть и серьезные проблемы, мешающие динамичному развитию отрасли.
Кемеровская область в 2007 году планирует увеличить добычу угля до 176 миллионов тонн, ввести в эксплуатацию по две новых шахты и разреза, а также обогатительную фабрику. Объем инвестиций на развитие угольной отрасли планируется увеличить до 40 миллиардов рублей. Среднюю зарплату шахтеров увеличить на 9 % и довести ее до 18 тысяч рублей. Но многое будет зависеть от рыночных цен на "черное золото" и конкурентоспособности нашего угля. По оценкам специалистов, потребность в этом виде топлива за рубежом будет увеличиваться, например, заинтересованность проявляет Украина. В России же доля угля в структуре топливно-энергетического баланса по сравнению с газом низка.
"И это в условиях, когда неоправданно низкие внутренние цены на газ не только стимулируют его неэффективное использование как топлива, но и приводят к колоссальным экономическим потерям государства, - отметил Владимир Ковалев. - Сегодня, например, тепловая электроэнергетика России, на две трети состоящая из станций, работающих на газе, довольствуется КПД в 35-38 %. Тогда как КПД парогазовой установки с газификацией углей достигает 55 %. Но лишь 107 из 319 электростанций работают на угле - они расположены в основном в Сибири и на Урале, в регионах с развитой угледобычей. Между тем, цена условного топлива на газ и уголь уже сравнялась, а по прогнозам Минэкономразвития России, к 2010 году стоимость тонны условного топлива газа будет превышать стоимость угля на 50 %". Поэтому перед угольщиками стоит важная задача - убедить, что переход тепловых станций на уголь вполне рентабелен и выгоден не только им, но и государству.
Сопротивление со стороны газовых лоббистов идет сильное. Среди аргументов, к примеру, такой: уголь, мол, это - "грязное" топливо, влияющее на экологию. Поэтому еще одно перспективное направление в работе отрасли - глубокая переработка угля, развитие технологий, с ним связанных. Что, к слову, может попутно оживить и научный потенциал Кузбасса.
"Просто добыть уголь и продать его - уже мало. Сегодня существует около десятка технологий переработки угля, дающих широкую номенклатуру продукции. Это, прежде всего, обогащение угля до зольности менее 5 %, что избавляет его от балласта и вредных примесей. Отходы можно опять запускать в переработку: подобный опыт есть в Австралии. Там же создана технология получения суперконцентрата - угля зольностью всего 0,15 %. Интересна и технология мягкого пиролиза, разработанная в США".
Практически весь прирост добычи в Кузбассе идет за счет угля марки Д, которую можно переработать в полукокс, - идеальное топливо для ТЭЦ, хороший восстановитель для черной и цветной металлургии и, самое главное, адсорбент для очистки воды.
Загвоздка в том, что самые новейшие технологии не дадут высокой прибыли в условиях искусственно заниженных цен на природный газ. Кроме того, строительство отдельного производства по переработке угля слишком дорого, поэтому задача дня - создание энерготехнологических комплексов с функциями добычи угля, его сортировки, переработки отходов в одном месте.
Читайте так же