«Золото» машиностроителей
На 18-й международной специализированной выставке технологий горных разработок «Уголь России и Майнинг-2011», которая недавно состоялась в Новокузнецке, «Золотой медали за лучший экспонат» была удостоена уникальная по российским меркам продукция кемеровских машиностроителей.
«Кузбасская вагоностроительная компания» (входит в состав холдинговой компании «СДС-Маш») представила на выставке 130-тонную платформу для карьерных самосвалов «БелАЗ». КВСК – единственное предприятие в нашей стране, где производятся подобные кузова. «МК в Кузбассе» уже писал о том, что в ноябре прошлого года из цехов КВСК впервые выходят два типа кузова: 130-тонные углевозные и 220-тонные породовозные платформы.
120 платформ в год
Однако на запуске только двух единиц широкого спектра платформ для «БелАЗов» кемеровские машиностроители решили не останавливаться. Уже в июле 2011 года планируется начать выпуск еще двух новых видов кузова для перевозки вскрышных пород – 130 и 220 тонн. В этой связи стоит отметить, что 130-тонный кузов углевоза и 130-тонный породовоз – это принципиально различная продукция. И конструктивно, и по объему платформы различаются, поскольку на единицу объема удельный вес породы и угля разный.
Работа по расширению модельного ряда кузовов ведётся и сегодня. Как сообщил корреспонденту «МК в Кузбассе» главный конструктор КВСК Игорь Савицкий, на днях директор кемеровского завода Андрей Барбашев вернулся из командировки в Бедоруссию, где с руководством «БелАЗа» были решены вопросы о запуске еще одного вида платформы. На этот раз речь идет о 320-тонном кузове.
«Если всю проектную документацию, как предполагается, мы получим в июле, - сообщил Игорь Савицкий, - то уже к концу года будут выпущены первые кузова на 320 тонн. Дело в том, что несколько месяцев необходимы для того, чтобы освоить технологию, заказать необходимый металл, обучить рабочих. Одним словом, подготовительных мероприятий достаточно много».
Запуск в Кузбассе производства платформ для «БелАЗов» – вопрос чрезвычайной важности. Во-первых, это единственное подобное производство в России. Во-вторых, спрос на подобную продукцию в настоящее время очень высок. Даже по самым скромным оценкам кузбасские угольщики готовы сегодня покупать не менее 15 кузовов для карьерных самосвалов ежемесячно.
В этой связи стоит отметить, что на начальной стадии, когда производство на КВСК только запускалось, речь шла о штучном производстве. Так, например, в ноябре 2010 года было выпущено всего две платформы. Однако кемеровские машиностроители работают не только над расширением номенклатуры производства, но и над количеством выпускаемых платформ. «Согласно нашим планам, - продолжает Игорь Анатольевич, - до конца года участок, где налажен выпуск кузовов, должен выйти на ежемесячную мощность в 10 единиц. То есть годовой выпуск составит 120 кузовов. Это с учетом того, что будет налажено производство всех пяти единиц продукции».
Уникальное оборудование
«Проект по началу выпуска платформ для «БелАЗов» прорабатывался достаточно долго. Впервые вопрос об их производстве на базе кемеровского завода встал перед акционерами еще в 2003 году. В декабре же 2009 года в рамках изучения опыта наших белорусских коллег я отправился к ним на завод, - говорит Игорь Анатольевич. - Передо мной стояло тогда несколько задач, но основная заключалась в том, чтобы элементарно понять, а сможем ли мы обеспечить производство этих платформ на нашей базе в Кемерове? И проблем, которые необходимо было решить, обозначилось несколько».
Среди них были чрезвычайно жесткие требования к геометрии нового кузова. Кроме того, определенную сложность представляла большая масса и размеры изделий.
Если говорить о размерах, то все, что касается «БелАЗа», по обывательским меркам чрезвычайно большое. Например, в 320-тонном кузове может запросто развернуться (!) легковой автомобиль. Да и масса даже самого «маленького» 130-тонного кузова-углевоза составляет около 21,5 (!) тонны, а тот же 220-тонный кузов весит еще на десять тонн больше. В связи с этим возникают сложности со сборкой таких платформ.
Во-первых, для начала необходима достаточно большая площадь для размещения производства. Во-вторых, чтобы минимизировать ручной труд, на заводе оборудовали отдельный участок, оснащённый специальными сборочно-сварочными стендами.
«Сейчас на четырёх оборудованных стендах уже ведутся работы по сборке платформ, - рассказывает Игорь Савицкий.- Следующий этап – установка здесь полного комплекса сварочного оборудования, которое позволит в автоматическом режиме проводить все сварочные работы».
Особенность стендов для сборки кузовов в том, что, по сути, это уникальное оборудование. Оно изготавливается по индивидуальному проекту с учетом потребностей конкретного производства. Тем не менее машиностроители предусмотрели возможность производства на участке КВСК всех пяти видов платформ для «БелАЗов». То есть изготовленный стенд получился максимально универсальным.
Высокое качество от КВСК
Еще один вопрос, который встал перед кемеровскими машиностроителями – это комплектующие для производства кузова. А точнее, металл. Дело в том, что к нему предъявляются особые требования. «В производстве платформ, если говорить в общем, используются два типа металла – износостойкий и высокопрочный. Первый мы приобретали у Северстали и в Швеции (Hardox). Сейчас рассматривается вопрос о том, чтобы, оставив Hardox, дополнить поставки финским металлом Raex. Эти марки хорошо себя зарекомендовали по нескольким параметрам. В первую очередь, по физическим свойствам, то есть по износостойкости, и, что не менее важно, по геометрии. Когда заготовка имеет четко заданные геометрические показатели, то и работать с металлом гораздо проще, а продукция в результате получается наиболее стабильного качества. Конечно, импортный металл дороже отечественного, однако и ресурс у него выше, а значит, кузов будет дольше служить. Аналогичная ситуация складывается и с высокопрочными марками металла».
Таким образом партнеры КВСК – угольные компании, ведущие добычу угля открытым способом, получат более качественную продукцию, которая, кроме прочего, сможет значительно дольше «ходить» без капремонта.
Еще одной важнейшей составляющей производства платформ для «БелАЗов» является квалификация рабочих предприятия. По словам главного конструктора КВСК, все сотрудники, задействованные на участке по производству кузовов для карьерных самосвалов, прошли специальное обучение, которое в том числе проводили и Игорь Савицкий, и главный технолог завода Станислав Иванищев.
В настоящее время на участке работает более 20 человек. Однако до конца года с увеличением и объема выпускаемой продукции, и ее номенклатуры численность участка может превысить 40 сотрудников. Таким образом количество новых рабочих мест здесь увеличится как минимум в два раза.
Запуск нового производства и его дальнейшее развитие очень важны для Кузбасса в частности и для всей России в целом. И вот почему. Как уже отмечалось выше, это уникальное производство – в нашей стране платформы для «БелАЗов» производятся только на КВСК. Конечно, в первую очередь это производство рассчитано на угольщиков Кузбасса и Сибири, приобретать платформы в Кемерове выгоднее – исключается пресловутая транспортная составляющая, которая неизбежна, если вести речь о поставках из Белоруссии. Ну а если говорить исключительно о нашем регионе, то это и новые рабочие места, и, разумеется, дополнительные отчисления в бюджет в виде налогов.
Так что вполне логично ожидать, что в скором времени большинство белорусских карьерных самосвалов в Кузбассе будут оснащены высококачественными кемеровскими платформами. Тем более что руководство КВСК планирует наращивать объемы производства кузовов для «БелАЗов» и в дальнейшем.
«Кузбасская вагоностроительная компания» (входит в состав холдинговой компании «СДС-Маш») представила на выставке 130-тонную платформу для карьерных самосвалов «БелАЗ». КВСК – единственное предприятие в нашей стране, где производятся подобные кузова. «МК в Кузбассе» уже писал о том, что в ноябре прошлого года из цехов КВСК впервые выходят два типа кузова: 130-тонные углевозные и 220-тонные породовозные платформы.
120 платформ в год
Однако на запуске только двух единиц широкого спектра платформ для «БелАЗов» кемеровские машиностроители решили не останавливаться. Уже в июле 2011 года планируется начать выпуск еще двух новых видов кузова для перевозки вскрышных пород – 130 и 220 тонн. В этой связи стоит отметить, что 130-тонный кузов углевоза и 130-тонный породовоз – это принципиально различная продукция. И конструктивно, и по объему платформы различаются, поскольку на единицу объема удельный вес породы и угля разный.
Работа по расширению модельного ряда кузовов ведётся и сегодня. Как сообщил корреспонденту «МК в Кузбассе» главный конструктор КВСК Игорь Савицкий, на днях директор кемеровского завода Андрей Барбашев вернулся из командировки в Бедоруссию, где с руководством «БелАЗа» были решены вопросы о запуске еще одного вида платформы. На этот раз речь идет о 320-тонном кузове.
«Если всю проектную документацию, как предполагается, мы получим в июле, - сообщил Игорь Савицкий, - то уже к концу года будут выпущены первые кузова на 320 тонн. Дело в том, что несколько месяцев необходимы для того, чтобы освоить технологию, заказать необходимый металл, обучить рабочих. Одним словом, подготовительных мероприятий достаточно много».
Запуск в Кузбассе производства платформ для «БелАЗов» – вопрос чрезвычайной важности. Во-первых, это единственное подобное производство в России. Во-вторых, спрос на подобную продукцию в настоящее время очень высок. Даже по самым скромным оценкам кузбасские угольщики готовы сегодня покупать не менее 15 кузовов для карьерных самосвалов ежемесячно.
В этой связи стоит отметить, что на начальной стадии, когда производство на КВСК только запускалось, речь шла о штучном производстве. Так, например, в ноябре 2010 года было выпущено всего две платформы. Однако кемеровские машиностроители работают не только над расширением номенклатуры производства, но и над количеством выпускаемых платформ. «Согласно нашим планам, - продолжает Игорь Анатольевич, - до конца года участок, где налажен выпуск кузовов, должен выйти на ежемесячную мощность в 10 единиц. То есть годовой выпуск составит 120 кузовов. Это с учетом того, что будет налажено производство всех пяти единиц продукции».
Уникальное оборудование
«Проект по началу выпуска платформ для «БелАЗов» прорабатывался достаточно долго. Впервые вопрос об их производстве на базе кемеровского завода встал перед акционерами еще в 2003 году. В декабре же 2009 года в рамках изучения опыта наших белорусских коллег я отправился к ним на завод, - говорит Игорь Анатольевич. - Передо мной стояло тогда несколько задач, но основная заключалась в том, чтобы элементарно понять, а сможем ли мы обеспечить производство этих платформ на нашей базе в Кемерове? И проблем, которые необходимо было решить, обозначилось несколько».
Среди них были чрезвычайно жесткие требования к геометрии нового кузова. Кроме того, определенную сложность представляла большая масса и размеры изделий.
Если говорить о размерах, то все, что касается «БелАЗа», по обывательским меркам чрезвычайно большое. Например, в 320-тонном кузове может запросто развернуться (!) легковой автомобиль. Да и масса даже самого «маленького» 130-тонного кузова-углевоза составляет около 21,5 (!) тонны, а тот же 220-тонный кузов весит еще на десять тонн больше. В связи с этим возникают сложности со сборкой таких платформ.
Во-первых, для начала необходима достаточно большая площадь для размещения производства. Во-вторых, чтобы минимизировать ручной труд, на заводе оборудовали отдельный участок, оснащённый специальными сборочно-сварочными стендами.
«Сейчас на четырёх оборудованных стендах уже ведутся работы по сборке платформ, - рассказывает Игорь Савицкий.- Следующий этап – установка здесь полного комплекса сварочного оборудования, которое позволит в автоматическом режиме проводить все сварочные работы».
Особенность стендов для сборки кузовов в том, что, по сути, это уникальное оборудование. Оно изготавливается по индивидуальному проекту с учетом потребностей конкретного производства. Тем не менее машиностроители предусмотрели возможность производства на участке КВСК всех пяти видов платформ для «БелАЗов». То есть изготовленный стенд получился максимально универсальным.
Высокое качество от КВСК
Еще один вопрос, который встал перед кемеровскими машиностроителями – это комплектующие для производства кузова. А точнее, металл. Дело в том, что к нему предъявляются особые требования. «В производстве платформ, если говорить в общем, используются два типа металла – износостойкий и высокопрочный. Первый мы приобретали у Северстали и в Швеции (Hardox). Сейчас рассматривается вопрос о том, чтобы, оставив Hardox, дополнить поставки финским металлом Raex. Эти марки хорошо себя зарекомендовали по нескольким параметрам. В первую очередь, по физическим свойствам, то есть по износостойкости, и, что не менее важно, по геометрии. Когда заготовка имеет четко заданные геометрические показатели, то и работать с металлом гораздо проще, а продукция в результате получается наиболее стабильного качества. Конечно, импортный металл дороже отечественного, однако и ресурс у него выше, а значит, кузов будет дольше служить. Аналогичная ситуация складывается и с высокопрочными марками металла».
Таким образом партнеры КВСК – угольные компании, ведущие добычу угля открытым способом, получат более качественную продукцию, которая, кроме прочего, сможет значительно дольше «ходить» без капремонта.
Еще одной важнейшей составляющей производства платформ для «БелАЗов» является квалификация рабочих предприятия. По словам главного конструктора КВСК, все сотрудники, задействованные на участке по производству кузовов для карьерных самосвалов, прошли специальное обучение, которое в том числе проводили и Игорь Савицкий, и главный технолог завода Станислав Иванищев.
В настоящее время на участке работает более 20 человек. Однако до конца года с увеличением и объема выпускаемой продукции, и ее номенклатуры численность участка может превысить 40 сотрудников. Таким образом количество новых рабочих мест здесь увеличится как минимум в два раза.
Запуск нового производства и его дальнейшее развитие очень важны для Кузбасса в частности и для всей России в целом. И вот почему. Как уже отмечалось выше, это уникальное производство – в нашей стране платформы для «БелАЗов» производятся только на КВСК. Конечно, в первую очередь это производство рассчитано на угольщиков Кузбасса и Сибири, приобретать платформы в Кемерове выгоднее – исключается пресловутая транспортная составляющая, которая неизбежна, если вести речь о поставках из Белоруссии. Ну а если говорить исключительно о нашем регионе, то это и новые рабочие места, и, разумеется, дополнительные отчисления в бюджет в виде налогов.
Так что вполне логично ожидать, что в скором времени большинство белорусских карьерных самосвалов в Кузбассе будут оснащены высококачественными кемеровскими платформами. Тем более что руководство КВСК планирует наращивать объемы производства кузовов для «БелАЗов» и в дальнейшем.
Читайте так же