Белый форс-мажор
Шквальные снегопады, обрушившиеся на центральную часть Кузбасса – Беловский, Ленинск-Кузнецкий, Промышленновский, Кемеровский районы, где «в ночь с воскресенья на вторник» выпала месячная норма осадков, поставила экономику Кузбасса в ситуацию форс-мажора.
Это то самое, что имеют в виду юристы, когда в конце договора между фирмами пишут, что стороны не несут ответственности в случаях форс-мажора. Конечно, при этом юристы думают про падение атомной бомбы или внезапные действия нашего любимого правительства, вдруг запрещающего молочные напитки, причерноморские вина, дарящего новую сертификацию и сборы.
Но 7 декабря власти Кузбасса получили право и обязанность объявить форс-мажор (ЧС или ЧП объявить они не вправе). То, что автодороги стали малоприспособленными для транспорта, особенно большегрузного – видно невооруженным глазом и очевидно всем, кто куда-нибудь передвигается.
Но есть вещи неочевидные и непубличные. Ежесуточно в нормальных условиях Кузбасс грузит почти 8 000 железнодорожных вагонов, и напряженный график маневрирования этой громады под разгрузку-погрузку и на переформирование составов резко застопорилось.
Экономисты давно установили, что система начинает давать сбои, когда в ежедневной работе участники начинают испытывать хотя бы 5-процентный дефицит чего-либо. Будь это кадры, деньги, металл, уголь и т. д.
Белый снег выбил из графика железнодорожников по всему Кузбассу. Пушистый снег встал железным занавесом для экспортных и внутрироссийских отгрузок угля. Который уже день часть кузбасских горняков идет не в забой, а на очистку вагонов. Железнодорожники сообщают, что из каждого полувагона приходится выгребать, выкидывать, вычищать по 9-10 тонн снега. Это дополнительная ручная работа, которая никакими графиками не предусмотрена. Снег заваливает все стрелочные переводы, которые приходится после снегоочистителя прометать метелками, чтобы стрелки сошлись и можно было вывезти уголь с шахты, разреза.
А есть еще пути подъездные и магистральные, которые тоже требуют освобождения от белого покрывала. Тяжеленный локомотив может продавить снег и промчать по рельсам без очистки. Но только один раз. Образуется накат, и нарастающий гололед на рельсах способен спровоцировать сход подвижного состава.
Бездорожье, когда на междугородной трассе автомашины идут в одну колею, срывает все графики поставки стройматериалов на стройки. Сегодня снег срывает Кузбассу своевременные поставки угля, металла, электродвигателей, молока, хлеба, водки и еще сотен товаров. Форс-мажорный срыв контрактов.
Это стихийное бедствие, делающее невозможным своевременное исполнение обязательств.
Спустя какое-то время дороги расчистят, снег растает, а в арбитражных судах, возможно, нашим предприятиям нечего будет предъявить в свое оправдание, почему в начале декабря 2010 года они сорвали поставки для своих партнеров.
Прошлогодний снег – не доказательство. Нужна бумага о форс-мажоре. Ведь без бумажки предприниматель – букашка.
Читайте так же