Долгоиграющий... в джаз!
Самый "долгоиграющий" биг-бенд в мире выступил недавно в концертном зале кемеровской филармонии. В 2004 году государственному камерному оркестру джазовой музыки Олега Лундстрема исполнилось 70 лет! Этот факт засвидетельствован в российской Книге рекордов Гиннеса. К сожалению, в прошлом году Олег Леонидович скончался, 2 апреля ему бы исполнилось 90 лет. Незадолго до своей смерти гуру отечественного джаза торжественно передал дирижёрскую палочку своему преемнику Георгию Гараняну.
После грандиозного выступления народный артист России и единственный джазовый музыкант, имеющий абонемент в Большом зале консерватории, лауреат отечественных и зарубежных джазовых фестивалей, член Союза композиторов и кинематографистов, руководитель ансамблин "Мелодия", ставшего в свое время эпохой в советской эстрадной музыке, Георгий Арамович Гаранян ответил на вопросы корреспондента "МК".
- Если говорить прямо, то в Кемерове вы выступили, что называется, "на корпоративной тусовке" (встреча с публикой организована при поддержке крупного банка, отмечавшего свой юбилей)... Часто приходится давать такие концерты?
- А без этого не выживешь. С одной стороны, залы всегда полны и публика, на радость нам, молодеет, здесь вот за кулисы с цветами после концерта даже 10-летние дети подходили, что не может не радовать. В то же время в нашей стране самые профессиональные музыканты, которые учились мастерству лет 15 в консерваториях, получают зарплату 4 тысячи рублей в месяц! Между прочим, практически все эти же музыканты числятся "под другой вывеской" - ансамбль "Мелодия" - и оформлены на радио. Так они ещё четыре тысячи могут получать. Оркестр Лундстрема работает при Министерстве культуры Российской федерации. Бедная структура. Попросили вот 4 миллиона рублей отметить достойно юбилей Лундстрема... Только аренда зала стоит 1 миллион, а нам дали 180 тысяч рублей и сказали: "Больше нет".
А вот мы ещё хотели записать 2 диска с классикой джаза. Когда узнали, сколько стоит, руками развели - от 25 тысяч долларов.
- Сколько же у вас концертов в месяц?
- В среднем пять, но вот в марте было три. Семья, конечно, недовольна, но это мой хлеб, моя работа. К тому же, выходит, у меня три коллектива - "Мелодия", Краснодарский биг-бенд (я его создал, сейчас являюсь художественным руководителем, но езжу не часто, физической возможности нет)... Выступать на крупных корпоративных праздниках не зазорно, на Западе так было всегда, иначе оркестр не выживет, это необходимый фактор существования. Я, кстати, в Кемерове был лет 7-8 назад, помню полуразвалившуюся сцену, гримёрки такие же, за кулисами бедность. Сейчас просто дворец, а вот народ как был тёплый, так и остался.
Когда я учился в инженерном институте, поигрывал на саксофоне, выступал на танцевальных площадках. На вечерах в институтах зарабатывал на жизнь, сейчас редко даём концерты "для танцев".
- А насколько трудно попасть в оркестр?
- Шутка есть такая, как попасть в "Мелодию": надо играть всё и не задавать вопросов, по ним я могу понять степень квалификации музыканта. Он должен знать всё в своей области и владеть инструментом - здесь музыкальная элита!
- В вашем оркестре есть кемеровчанин Роман Секачёв...
- Когда брал, не знал, что он из этого города. Одарённый, талантливый парень. Резкий скачок сделал за полгода - в четыре раза лучше стал играть. У него большое будущее. Текучки, кстати, в оркестре не бывает, но когда заступил на должность, кое-кого попросил уйти.
- Несколько лет назад вы сотрудничали с эстрадными звёздами, а сейчас есть предложения?
- Да, работали с Пугачевой, Кобзоном, он и сейчас иногда с нами поёт в совместных проектах, а вот примадонна желания не изъявляет.
- Скажите, Вы в современной российской джазовой культуре видите музыкантов, способных на революционные открытия?
- Нет. 40 лет без революции в джазе. Но это и хорошо - никто не скажет "устарел". Играй что хочешь, джаз любой эпохи - 20-е, 30-е, 60-е годы, любой год, только чтобы хорошо. Все модерны устарели безнадёжно. Пока никого не знаю, кто мог бы что-то новое привнести в эту музыку, если только со стороны.
После концерта корреспонденту "МК" удалось поговорить с единственным кемеровчанином в составе прославленного оркестра - Романом Секачёвым.
- Сегодня в зале я видел своего учителя Германа Когута из первой музыкальной школы, в которой я учился играть на кларнете. Между прочим, и большинство кемеровских музыкантов из оркестра филармонии меня вспомнили - мой отец работал здесь, играл в симфоническом оркестре. Когда приехал в Москву, уже неплохо играл на саксофоне. Как и многие покорявшие столицу, зарабатывал на жизнь, играя на Арбате. Как я попал в оркестр, долгая история. Это воля случая, Бога, но не обошлось без помощи знакомых. Могу сказать, первым делом в новом городе важно знакомиться с нужными людьми. В общем, было трудно, но сейчас могу сказать: жизнь удалась!
Справка МК
Увлечение Олега Лундстрема джазом началось в 1932 году, когда в руки к нему случайно попала пластинка с записью оркестра Дюка Эллингтона "DEAR OLD SOUTHLAND". Именно это стало решающим моментом в выборе дальнейшего пути. Он стал учиться джазу, слушая пластинки.
В 1934 году друзья, выросшие вместе молодые музыканты, решили собрать свой джаз-оркестр, руководителем путем голосования был выбран Олег Лундстрем. Оркестр долгие годы работал в китайском городе Харбин, где жили работники советско-китайской железной дороги и была большая колония русских. Всё начиналось в 1936 году, когда джаз-оркестр приехал покорять Шанхай. Сначала невинные "халтуры", то есть подработки на танцевальных вечерах и балах, затем последовали трансляции по местному радио, где оркестр представляли под названием "Зеленый крокодил", потом работа в отеле "Янцзы", болл-рум "Мажестик"... Музыканты становятся популярны на весь Китай и далеко за его пределами.
В 1947-м оркестр в полном составе с семьями приезжает в СССР. У соотечественников джаз не пользуется большой популярностью, биг-бенд распадается, но 1 октября 1956 года приказом министра культуры РСФСР на базе приехавшего из Китая коллектива создаётся концертный эстрадный оркестр в системе ВГКО (позже Росконцерта) под управлением Олега Лундстрема. С этого момента началась большая гастрольно-концертная жизнь оркестра. Пережив нелёгкие перестроечные годы, в ноябре 1998 года оркестр Олега Лундстрема стал первым джазовым оркестром, выступившим в Большом зале Московской консерватории. В 2001 году Георгий Гаранян получает предложение от Олега Лундстрема и становится главным дирижёром оркестра.