Виктор Зинчук: вне конкуренции
На прошлой неделе в Кемеровской области состоялись гастроли известного российского музыканта Виктора Зинчука. Культовый гитарист на сцене и заядлый футболист команды «Старко» в свободное от сценической жизни время посетил несколько кузбасских городов и провел мастер-класс с местными молодыми музыкантами.
Гастрольный тур по Кузбассу был организован компанией «Стройсервис», которая отмечает 15-летие своей деятельности, совместно с департаментом культуры и национальной политики областной администрации. Выступления Виктора Зинчука состоялись в рамках «Дни культуры в Кузбассе». Перед концертом в областном центре Виктор рассказал корреспонденту «МК», зачем он берет с собой гитару на телепередачу «Малахов плюс».
Пятый элемент
- Наше время можно назвать эпохой попсы. А Вы выбиваетесь из общего «попсового» строя. Насколько трудно работать вне «попсового» поля?
- Попса действительно сегодня везде. На радио, на телевидении. Но приятно то, что, несмотря на это, на мои концерты всегда приходит много людей. Значит, есть интерес публики. Да и мне самому, и это совершенно честно, нравится играть ту музыку, которую я и мои музыканты исполняем на сцене.
Порой бывает, что много переездов, большой гастрольный тур, города, города, города… Устаешь, разумеется, сильно. Но выходишь на сцену и, скажу без пафоса, действительно как-то все меняется - все забываешь. И очень приятно, когда чувствуешь, что зал откликается на твою музыку. Понимаете, на моих концертах, мне так кажется, не бывает случайных людей. А значит, мы понимаем друг друга. И тут поневоле начинаешь чувствовать себя как в фильме «Пятый элемент». С одной стороны зрители, с другой – музыканты. И все это в итоге замыкается на мне. Вроде как медиум получаюсь. Это, конечно, очень ответственно, но пока, кажется, удается. До тех пор, пока такое ощущение будет – стоит выходить на сцену.
О музыкантах и «фонарных столбах»
- Чувствуете ли вы конкуренцию с поп-культурой?
- О конкуренции с поп-музыкой говорить не приходится в принципе. Взять, например, историю с Евровидением. Россию представляла украинская девушка. Почему? Я не понимаю. Разве у нас нет собственных талантов!?
Сегодня продюсеры совершенно честно говорят: дайте нам деньги, и мы раскрутим фонарный столб. Время такое. Как бы мы не ругали советское время, но тогда были пресловутые худсоветы, конкурсы различные, фестивали. И тогда действительно нужен был талант, чтобы пробиться на эстраду. Выигрывали на самом деле лучшие. Вспомнить ту же Валерию. Да и многих других музыкантов тоже.
Меня, например, вы не увидите ни на МТВ, ни в «голубых огоньках». Люди часто говорят, что им надоели одни и те же лица на экране, но новых не появляется. И не появится. Потому что на экран путь один – через продюсера. Я лично рад тому, что мне хотя бы удалось организовать свой юбилейный концерт в «Олимпийском», который показали по каналу НТВ. У меня тогда получилось пригласить своих друзей и коллег по сцене, начиная от балета Аллы Духовой до известного гитариста Фрынсиса Гойи. Кстати, этого музыканта с мировым именем пригласить на концерт оказалось почему-то значительно проще, чем Владимира Кузьмина.
- То есть на телевидение Вы слегка обижены?
- Нет, наверное. Так говорить не стоит. Меня, кстати, приглашают на различные телепередачи. Но почему-то чаще на те, где играть не надо. Например, в программу «Малахов плюс» или «Контрольная закупка». Хотя лично я стараюсь даже туда прийти с гитарой, чтобы люди не забывали, что я музыкант. Из-за этого, правда, бывают определенные конфликтные ситуации. Так что теперь даже стал отказываться от подобных приглашений.
В Баварию – за гитарой и пивом
- А в свободное время музыку слушаете? Вообще, каким образом занимаете свой досуг?
- Перед концертом точно не могу слушать другую музыку. Даже в автомобиле. Потому что воспринимаю ее не как простой слушатель. Я слышу, как звучат инструменты, поджимает ли исполнитель связки и так далее. Начинаю анализировать. А это очень отвлекает от предстоящего концерта. От того, чтобы сконцентрироваться на скором выступлении.
А из своих хобби, пожалуй, отмечу футбол. Каждое лето в составе команды «Старко» я и другие музыканты постоянно играем в футбол. Часто проводим благотворительные матчи. Например, в прошлом году играли с итальянцами. Выиграли у них 2:1. Причем играли по-честному. Профессиональных футболистов в наших командах не было. В этом году 12 июня едем в Нижний Новгород поиграть с командой тренеров. А потом планируем всей командой поехать с матчами по стране.
- Для любого гитариста очень важен его инструмент. Сколько в Вашей коллекции гитар?
- Около 30. Есть достаточно экзотические экземпляры. Есть, например, металлическая гитара. У нее особенный холодный звук. У меня есть «стратокастер», «фендер», несколько банджо, «гибсон», ситар, мандолины. Иногда я в одной композиции могу записать несколько инструментов. Так, в недавно записанном проекте «12 гитар магистра» я играл «Собачий вальс». Для того чтобы получилось неожиданно и оригинально, я использовал 6 инструментов.
В прошлом году на юбилей я сделал себе подарок. Съездил в Баварию и купил там гитару за 8 тысяч евро. И еще попил отличного немецкого пива.
А из последних инструментов, который попала в мои руки, я отметил бы подаренную мне «Золотую гитару» фирмы Fender. Мастер Шишков, наш бывший соотечественник – ведущий специалист этой фирмы, сделал мне авторскую гитару. Ее даже хотели покрыть сусальным золотом, но я побоялся, что это может отразиться на звуке. Я активно использую этот инструмент, даже уже отколол кусок от нее во время одного из концертов. Это тоже достаточно дорогой инструмент. Хотя я лично считаю, что для того, чтобы играть на гитаре, не нужно стремиться к каким-то дорогостоящим экземплярам. Надо сначала научиться просто играть. Например, даже за 200 долларов есть гитары, которые звучат достаточно хорошо.
Справка «МК»:
Виктор Зинчук - «Золотая гитара России».
Заслуженный артист России, кавалер ордена «За служение искусству», магистр академии наук Сан-Марино, доцент Московского государственного университета культуры. Его концерты проходят с аншлагами как в столице, так и в самых отдаленных уголках России. Ему рукоплещут залы Франции, Италии, Ирландии и других стран. Исполняя лучшие произведения из сокровищницы мировой классики в авторских обработках, Виктор Зинчук создал свой собственный стиль и манеру звучания.