МК-рецензия на фильм “Заражение”
Многополярный и многостаночный режиссёр Стивен Содерберг выдал зрителю одно из самых мощных творений на тему вирусных заболеваний. По крайней мере за последнее время.
Его “Заражение” не показывает нам резвых зомби, жрущих плоть, тем не менее местами выглядит еще более пугающе. Вместо существ с мутными глазами здесь обычные люди, которые в определенной ситуации ведут себя не лучше животных. Все происходит в реальном мире. “Интернет-журналисты” волнуют массы, добавляют паники и вызывают приступы паранойи, твердя о теории заговора и желании властных структур обогатиться на человеческой беде. В это время мужчина с иммунитетом к болезни, потерявший жену и сына, пытается оградить свою дочь от контактов с внешним миром. Жители китайской деревни берут в заложники сотрудницу “Всемирной организации здравоохранения”. Другие работники организации, в свою очередь, совершают тихий подвиг, изобретая вакцину против неожиданной новой заразы, то есть делают своё дело. Здесь нет надрыва, нет пафоса, но есть такие чисто человеческие эмоции и настолько горестные моменты, что, даже осознавая всю глобальность беды, происходящей на экране, смотрящий найдет в себе силы прочувствовать конкретные ситуации, обрести понимание поступкам героев. Злоупотребление служебным положением? А кто бы так не сделал? К тому же герой Фишберна отдает себе отчет в своих поступках и готов нести наказание, которое, впрочем, остается за кадром. Создатели фильма не давят на жалость. Это чувство и мощнейшая тревога появляется сама чуть ли не с первых кадров фильма.
Актёрский состав “Заражения” – громаднейший, толстенный плюс проекта. Деймон, Котийяр, Лоу, Уинслет, Пэлтроу, другие известные лица с не настолько примелькавшимися фамилиями. И всё это созвездие не способ увеличить кассу фильма. Каждый на своём месте и каждый отыгрывает свою роль, добавляя в повествование еще большей целостности. Некоторые критики называют картину Содерберга рваной, мозаичной. Но готов спорить с любым на щелбан, что это не так. Да, повествование “Заражения” будто создано из лоскутков, но в итоге всё очень легко собирается в единое целое. К тому же “лоскутность” отличный способ показать глобальность происходящего, охватить пандемию. Содерберг не вгрызается в каждый эпизод, а показывает настроения и ситуации будто штрихами, чтобы в результате выдать полотно, богатое если не красками (какое уж тут буйство красок, когда вокруг чума), то глубиной. К тому же у фильма есть стержень: это поиск происхождения вируса и поиск вакцины. Финал четко даёт нам это понять. А это направление даёт повод включить в фильм линию, берущую происхождение в хороших детективах. Сложно описать реакцию на титр “День первый”. Прозрение, беспомощность, “ох ты ж, как же так-то”…
Паренёк, выходящий из зала, своему другу: “Что-то мне теперь с людьми общаться не хочется”. Запись из социальной сети: “После фильма два раза вымыла руки и старалась особо ни с кем не общаться”. Такое кино. А хочется бездумного и беззаботного веселья, то вам на “Мушкетеров”.