МК-рецензия: "Дьявол"
После последних режиссерских работ Найта Шьямалана, особенно “Повелителя стихий”, общественность стала смотреть на кинодела с подозрением или снисходительностью. Наверное, именно поэтому ролики первого фильма из серии “Ночные хроники” с надписью “Найт Шьямалан представляет” у многих вызывали критичную усмешку. К счастью, зря.
В 2008 году появилась информация о том, что автор “Шестого чувства” презентует новый продюсерский проект “Ночные хроники”, в рамках которого будет выпущено три фильма на тему мистического в современной жизни. Шьямалан сам лично будет контролировать творческий процесс и растить новые таланты. Первой ласточкой “Хроник” стал фильма “Дьявол”, который вышел на экраны на прошлой неделе. И пусть история про таинственным образом застрявших в лифте людей однозначно напоминает “10 негритят” великой создательницы детективов, а развязки предсказуемы для любителей предсказывать развязки, это нисколько не мешает получать удовольствие от просмотра, потому что кино не пытается выдать зрителю сверхоригинальный и запутанный сюжет и держится не только на нём. Даже наоборот, закадровый голос и персонажи время от времени дают понять, что следует ожидать дальше, не мешая при этом напряженно вцепляться в кресло и крепко переживать.
“Как можно построить фильм на том, что люди застряли в кабине лифта?” – встречался мне вопрос еще до выхода картины. А что, сделал же Шумахер “Телефонную будку” – отличный триллер с одним местом и практически одним героем. А тут и будка побольше и героев в ней целых пять, или даже шесть, как утверждают некоторые источники. Психологизма море и понимания персонажей тоже достаточно. А как тут себя вести, когда под ногами пара трупов твоих недавних спутников, а убийца один из оставшихся? Остается только орать друг на друга, подозревать всех и вся и ждать отключения электричества. Отличный ход! Замигал свет, значит, случится что-то страшное. Уже к середине повествования зритель, как собака Павлова, на мигание лампочки в кадре реагирует впрыском адреналина.
Кроме лифта повествование разворачивается и за его пределами, где тоже происходят интересные вещи и существуют адекватные персонажи. Первая сцена с самоубийством и уборщиком просто экзистенциально хороша. Детектив, умный, скорый на решения и толерантный к другим самым эксцентричным версиям. Его трагическое прошлое в определенные моменты тянет сюжет за лямки, обеспечивая очередной порцией интересностей. Охранник, который настраивает героев на мистический лад. Зрители изначально настроены, пролёт по городу вверх ногами в начале фильма вводит в нужное русло. Пожелаем “Ночным хроникам” продолжаться так же крепко, захватывающе, напряженно и интересно. Да и сам Шьямалан пусть вернется в качестве режиссера к любимому жанру триллеров с неожиданной концовкой. Хотя молодые таланты тоже важны.