МК-рецензия:“Брестская крепость”
Сколько в последние годы было снято фильмов о войне? О Великой Отечественной? А хороших фильмов о войне? Да и того меньше. По пальцам руки можно пересчитать, если вспомнишь еще. И какое чувство восхищения, радости и гордости появляется, когда неожиданно возникает алмаз, естественный, но чистейший. Такой, как фильм режиссёра Александра Котта “Брестская крепость”.
Позвольте задать еще один вопрос. Давно ли вы смотрели русский фильм, не отрываясь два часа, в напряжении и в полном сопереживании героям? Вот и я думаю, что нет. Можно ответить, но это же фильм о войне, о солдатах, о героической защите Брестской крепости, которая одной из первых приняла на себя удар немецких войск, как тут можно не сопереживать? Так и “Утомленные солнцем-2” тоже о войне, но в зале было больше смеха и недоуменных возгласов во время тех или иных эпизодов, чем напряженного сопереживания. “Крепость” же обходится без нарочито доведенных до пика ситуаций, показывая не надуманные художественные грани, а простых людей в крайне непростых условиях, людей, которым пришлось стать героями. И поступки персонажа Михалкова, ищущего по запаху дочь, не идут ни в какое сравнение с решительными, но такими человеческими действиями любого из командиров Брестской крепости. И актёры, их играющие, ни на секунду не дают усомниться в своей убедительности.
Кто бы мог подумать, что актер Павел Деревянко, который глупо паясничал в некоторых комедиях последних лет, может быть настолько свирепым и решительным, да и вообще выдать такой глубины игру! Изменчивое выражение лица при “переговорах” на мосту, когда за пару-тройку секунд можешь прочувствовать всю бурю переживаемых героем эмоций, - это многого стоит. А еще Андрей Мерзликин, который блестяще справился с ролью не только лейтенанта, но и главы семьи. Да что говорить о взрослых актёрах, когда и дети выдают такую убедительную игру, что даже мысли не возникает подумать: “Ай, какой хороший мальчик (девочка), как хорошо играет”. Кино настолько живое, что воспринимаешь только героев, а не людей, их играющих.
Первая бомбардировка крепости. Паника. На экране десятки взрывов и сотни напуганных мечущихся в поисках укрытия людей. В зале же полное понимание ужаса происходящего, когда всего несколько часов назад все жили своей мирной жизнью, и вдруг – война! Создатели фильма не гнушаются показывать всю мерзость войны, когда вокруг трупы и смерть, но делают это ненавязчиво. Это просто так было. Это просто так есть. К сожалению.
При всей атмосфере, которая не отпускает, при отличных съемках боёв, когда камера не дергается как сумасшедшая, авторы фильма не забывают о людях. Практически у каждого мало-мальски значимого персонажа есть свой характер, своя история, отнюдь не надуманные и не пришитые наскоряк. И еще одним огромным плюсом выступает то, что в картине нет ни политической подоплеки, выяснения, какая власть лучше, ни ура-патриотического пафоса. Вот так надо показывать зрителю настоящий патриотизм, который не в идеях, а в поступках. Зритель не глупый, он поймет, что это и есть настоящая “патриотическая драма”. И навернувшиеся к финалу на глаза слёзы, не только от грусти, но и от гордости, - хорошее тому подтверждение.