МК-рецензия: "Утомленные солнцем 2: Предстояние"
Как ни привык у нас народ ругать отечественное кино, но такой мощной лавины грязи и возмущения не было, кажется, никогда. Имя Никиты Михалкова плюс на самом деле заносчивый и раздражающий слоган фильма “Великое кино о великой войне”, еще мнимая спекуляция на известном названии “Утомленные солнцем” – всё это и многое другое вызывало зубной скрежет еще до выхода фильма в прокат. Когда же картина дошла до кинотеатров, поднялась настоящая буря негодования как среди неоплаченных критиков, так и среди простых зрителей.
Результат этого негативного цунами показал себя уже после первого уик-энда, когда аналитики и продюсеры смотрят на финансовую выносливость фильма, - фильм по сборам не дотянул даже до трехмиллионной отметки, конечно, в долларовом эквиваленте. Это крайне мало для работы такого масштаба. Проще говоря, полный провал. Никита Сергеевич как-то в одном из интервью упоминал о том, что ему не так важно, окупится ли фильм, но все же не в такой степени. А самое интересное то, что фильм не достоин такого массового игнорирования.
Собираясь в кино, невольно начитался перед этим много отрицательных текстов и ознакомился с многочисленными возникающими вопросами, тем самым подготовил себя к худшему. А получил гораздо больше, чем ожидал. Очень непростое и неоднозначное кино получилось. Да, перегибы есть. Иногда Михалков выставляет перед зрителем настолько острые грани, что невольно режет и глаза, и душу, но чаще глаза. Эпизоды с голым немецким задом и Надеждино плаванье на мине выглядят настолько абсурдно как в зачине, так и в своем развитии, что невольно возникают вопросы “Зачем?” и “Почему именно так?” И не всегда можно найти на них адекватного ответа, кроме одного: “Михалков сделал авторское кино”. Арт-хаус с многомиллионным бюджетом. Ошибка ли это? Каждый, пожалуй, решит для себя сам. Но сложно не увидеть в “Предстоянии” отличную режиссерскую работу, пусть и пускающуюся время от времени в свободное от зрителя плавание. Также не пройдёт мимо прекрасная игра актеров, даже самого маленького плана. Единственное нарекание вызывает Надежда Михалкова, которая, скорее, пытается сыграть, чем играет.
Фильм легко разбивается на эпизоды, каждый из которых в разной степени силен, но когда эпизоды в сознании пытаются собраться в единое целое, оно все время пытается еще раз резануть теми самыми острыми гранями. Абсолютно гениальный от начала до конца фрагмент с пришедшими на передовую курсантами по драматизму, напряжению, постановке с великолепным Евгением Мироновым в роли командующего на данном участке фронта. Диалог Сталина, Берии и Мити, создающий атмосферу страха и неуютности. “Да вы продолжайте играть, товарищ Арсентьев”. И снова пальцы бегают по клавишам пианино. Но скоро звуки музыки сменяются разрывами бомб и автоматными очередями.
В “Предстоянии” сложно, да и невозможно увидеть героя войны, здесь есть только люди на войне, чаще всего совершающие очень глупые и нелепые поступки, иногда превращающие повествование в фарс. Советский солдат здесь испуган и беспомощен. Может быть, Михалков специально избрал такую тактику, дабы показать ужас внезапного вражеского наступления, и в третьей части останется место для настоящих геройских поступков, которые просто обязаны быть в Великой войне. А пока же беспомощность советского народа передается зрителю, и он этой беспомощности пугается и совершенно справедливо выставляет штыки.
Посмотрев фильм “Утомленные солнцем 2: Предстояние”, можно сделать вывод: либо Никита Михалков сделал то, что хотел, редко думая о тех, для кого он создает кино, либо, как утверждают злые языки, сошел с ума. Первый вариант все же будет вернее. Но, к сожалению режиссера, решение о качестве фильма принимает зритель. И решение, скорее всего, уже принято.