МК-рецензия: "Кошмар на улице вязов"
Любовь к фильмам ужасов сродни любви к кино для взрослых. Человек готов пересмотреть тонны шлака в надежде найти что-то стоящее. В почёте классика, то ли потому что работы первопроходцев, то ли из-за воспоминаний из детства. И тем интереснее смотреть ремейки на жемчужины жанра – а вдруг получится достойно, а вдруг просто получится. И особенно сильно трепещут внутренние струны души киномана, когда голливудские студии собираются возродить такой культовый сериал, как “Кошмар на улице Вязов”.
Вопрос из видеосалонного детства: “А кто кого победит: Фредди Крюгер или Джейсон Вурхиз?” В моих фантазиях первый всегда выигрывал, потому что действовал более изобретательно. Потом американские киноделы разрушили мечтания, столкнув двух культовых героев лоб в лоб на одном экране. Кроме необъяснимого смеха это ничего не вызвало. Потом ремейки “Пятницы, 13-е”, “Техасской резни бензопилой”, которые любому почитателю классики дали право на выкрик: “Не трогайте святое!” Но тронули, вооружившись продюсированием Майкла Бея, дебютной (свежей?) режиссурой Сэмюэля Байера, игрой Джека Эрла Хейли в роли Роберта Энгл… ой, Фредди Крюгера и гениальными наработками Уэса Крейвена. Получившийся продукт ожидаемо вызвал упреки со стороны целителей оригинала и по-хорошему тронул души молодой аудитории. А самое главное – фильм получился.
Создатели новой версии не стали изобретать велосипеда в сюжете. Все ключевые сцены из оригинальной первой части, кроме засасывания в кровать дружка главной героини, на месте. Искушенный, но не испорченный своим знанием зритель получит массу удовольствия от сравнения того, как было тогда и как есть теперь. Так можно весь фильм играть в игру “найди нцать отличий”. И это невозможно не делать, благо отличия есть. Пара дополнительных смертей, особенно хороша та, которая использует современные технологии. И трюк с тем, что героиня, на которой изначально концентрируется внимание, оказывается не главной. И адреналиновые уколы, и фишка с микроснами, которая привнесла свежести в повествование. Ну и пусть, что практически весь вызываемый у зрителя страх основан на эффекте “пикабу”. Этого приема так много, что пара-тройка моментов оказываются удачными настолько, что не раздражает даже визг сидящей рядом девушки и неестественно вывернутые пальцы правой руки.
Ну и главный объект сравнения – это, конечно, сам Фредди Крюгер. Само собой, представить кого-то лучше Энглунда в этой роли сложно. Можно кричать о том, что Джек Эрл Хейли не справился и вообще не Крюгер ни одним местом. Но они разные, их просто не стоит сравнивать. Тогда восприятие будет легче, и вообще уйдет множество проблем в борьбе с собственным эго. В любом случае Хейли хорош, особенно в роли живого Фредди. Да и Сэмюель Байер и сотоварищи позволили сделать себе с персонажем то, чего поостерегся сделать с ним Крейвен, хотя и задумывал показать это.
Неизвестно, будут ли продолжения обновленного “Кошмара”, но в принципе это неплохое поле для полетов мысли. Да и сборы в Америке дают основание на то, что зеленый свет может быть дан. Главное, чтобы создатели не пересняли один в один вторую часть. А так, пожалуйте, мы готовы переработать тонны в поисках изюминки.