МК-рецензия: "Шерлок Холмс"
Шерлок Холмс… как много в этом имени для уха любителей советского кино. Хрипловатый голос Василия Ливанова, простоватая манера поведения Ватсона, неизменная трубка, дедуктивный метод. В общем, чистая классика… И тут приходят вести из-за океана.
Хо-хо! Ну, посмотрим, посмотрим, чего эти голливудцы сделают с великим сыщиком! Такая мысль появилась, когда пришла первая новость о проекте. Да что они могут на своей ниве блокбастеростроения сделать против нашей, без преувеличения, великой постановки. Наверняка очередной ширпотреб! Но потом стали известны имена исполнителей, и отношение к будущей премьере стало другим.
Роберт Дауни-младший в паре с Джудом Лоу, а в режиссерах - опа! – Гай Ричи. Да эти ребята даже по отдельности вряд ли облажаются, а уж все вместе сделают нечто. “Мы не делаем классический детектив. Наш Холмс будет владеть боевыми искусствами, но и мозги его никуда не денутся” – честность авторов тоже подкупала. А рекламный ролик всё расставил на свои места – зрителя будет ждать юмор, экшен и непомерное обаяние актёров.
И дождались. Новый “Шерлок Холмс” оказался отличной альтернативой для тех, кто заблаговременно не купил билеты на “Аватара”, а в кино, для того чтобы отвлечься от угара праздничных дней, жуть как хотелось. Да и если бы не было шедеврального творения Кэмерона, то фильм Гая Ричи мог стать главным объектом сарафанного радио. Именно он, а не очередной отечественный новогодний блокбастер про летающие машинки.
Холмс в исполнении Дауни стал чудаковатым, умеющим навалять недругам, всеми путями ищущим правды гением, который при всём своём кругозоре стремится познать мир - подобно ребёнку. И пусть скрипка потеряла смычок, собака стала подопытным кроликом, а трубка раскуривается в исключительные моменты усиленного мозгового штурма. Непосредственность и самоотдача, с которой сыщик ведет расследование, не оставляет сомнений в том, что вот он – настоящая кинолегенда с Бейкер-стрит. Нет, силу великого Ливанова никто не отрицает. Русский Шерлок тоже настоящий, но другой, и выяснять, кто из них лучше, занятие довольно-таки пустое. Как и сравнивать Ватсонов.
Гай Ричи в вольном переложении классики непривычно для себя держится некоторой централизации сюжета, не забывая оставаться тем, кто подарил миру “Карты, деньги, два ствола”, “Большой куш” и “Рок-н-рольщика”. Хотите странных персонажей? Вот вам громадный и до смеху вежливый француз. А может, необычных увлечений? Вот Шерлок с помощью диссонанса упорядочивает рой мух. А может, неожиданностей? И Ватсон за дело наносит прямой удар в лицо своему другу. Ну и обычный для последних проектов режиссера актёр Марк Стронг, неплохо справившийся с амплуа злодея.
И пусть некоторые встречающиеся по ходу расследования детали так удобно для авторов складываются в финале в единую картинку. На то он и детектив, чтобы всё стало частью одной мозаики. Всё равно скорости развития повествования мало кто может замедлить, но следить за нею - всегда пожалуйста. И как хорошо, в этом фильме есть профессор Мориарти. Его тень дарит надежду на то, что продолжения не миновать. Мы желаем как минимум еще одной встречи с таким Холмсом и его окружением. Потому что полюбить успели, а насладиться – нет.