МК-рецензия: "Территория тьмы"
Воскресный вечер. Потреблен весь квас выходных дней, и душа требует развлечений. Вечер поздний, завтра трудовые будни, поэтому вариант практически один – кино. На безбашенную комедию “Побег из Вегаса” (и кто так перевел?) не успеваем вследствие влияния кваса. “Секс в большом городе” под номером два вообще никуда не упёрся суровой мужской компании. Остается только “Территория тьмы” – фильм ужасов, режиссерский дебют актера Томаса Джейна.
Из кинотеатра навстречу выходит компания. Парень дико извиняется перед девушками, что привел их на “такое плохое кино”. Девушки хихикают и говорят, что все в порядке. Расписание извещает о том, что скорее всего молодые люди вышли именно с “Территории”. Ну и ладно, зато ужасник, к тому же в 3D. В памяти всплывает недавняя новость о том, что компания-дистрибьютор “Вольга” сняла из российского проката фильм Такаши Шимицу “Лабиринт страха”. Сняла по причине его крайне малой художественной ценности и еще ради того, чтобы не дискредитировать 3D-формат.
Фильм Томаса Джейна студия, уже американская, тоже не хотела выпускать на большие экраны. Так и сказали, давай-ка сразу на DVD. Но Томас очень уж хотел объемность в картинке – зря снимали, что ли. Порезал фильм, что повар колбасу, и запустил на большие экраны. Учитывая, что производственный бюджет фильма всего 4 миллиона долларов, особой рекламной кампании не было, может быть, и окупил.
В общем, настроились на плохое по самое не хочу. И это хорошо. Обычно, когда настраиваешься на каку, в итоге получаешь много больше приятных впечатлений. Как, в общем-то, и наоборот. Забегая вперед, скажу, так и произошло. “Территория тьмы” встречает зрителя приятным нуаровым джазом и выдержанной, местами до великолепия, красивой картинкой в духе “Города грехов”. Так и представляешь, как люди после 25 дней съемок усердно корпели над материалом, доводя каждый кадр до состояния “вкусно”, создавая при этом честное трёхмерье. Ну и пусть, что не создавали что-то новое, зато старались.
Закадровый голос, диалоги, манера поведения героев сильно смахивают на стилистику комиксов. Фразы так и просятся материализовать их на экране в виде букв в облачках. Выражения участвующих лиц зачастую холодно эмоциональны, а если и есть экспрессия, то она взрывная, даже местами нарочито наигранная. Да и самих лиц мало. Большую часть фильма мы видим в кадре двух, максимум трех персонажей. А еще машина, дорога и пустыня, машина, дорога и пустыня. Через час просмотра, взглянув на часы, с удивлением осознаешь, что по ощущениям картина длится минут 20. Потом приходит мысль: “А они все едут”, и время замедляется. Смотреть становится скучновато. Правда, финал радует своей практически линчевской фугой.
“Территория тьмы” – это не фильм ужасов, это триллер, причем психологический. И напрячься здесь можно в некоторых моментах. Но если бы, при этой стилистике и с этим сюжетом, это была короткометражка, минут на 30, то получился бы великолепный художественный опус. Но кто бы тогда стал смотреть короткометражку от Томаса Джейна? А впрочем, много ли людей посмотрит полный метр от Томаса Джейна?