Две истории о деньгах
На больших экранах города в один день появились две картины, разными способами показывающие, что деньги далеко не главное в жизни, и что стремление обладать чрезмерным их количеством может привести к большим лишениям. Идея не новая, но показанная в двух случаях мастерски. Итак, встречайте! “Рождественская история” Роберта Земекиса и “Посылка” Ричарда Келли.
Автор “Форреста Гампа” и вневременной эпопеи “Назад в будущее”, как известно, в последнее время увлекся трехмерной анимацией и технологией захвата движения. Да увлекся так рьяно и с таким чувством, что иным показалось, что в “Рождественской истории” он погряз в 3D-болоте. Другие же восторженно радуются, дивясь красоте, льющейся с экрана. Среди других и автор этих строк. Полёт камеры по улицам старинного Лондона, за время которого показано так много деталей, что в атмосферу погружаешься за несколько минут. Потом будет еще много полётов вслед за героем и ведущими его сквозь время призраками, а также умопомрачительный побег от адской колесницы духа будущего Рождества.
Сюжет истории знаком многим, кому по произведению Чарльза Диккенса, кому по описанию самого фильма. Закостенелый скряга Скрудж, не признающий никаких праздников и нормальных человеческих чувств, забирающий себе в карман монеты с глаз покойника, служит лишь одному божеству – великому фунту. Но накануне Рождества его посещают три, вернее, четыре призрака и ставят на путь праведный, пугая героя, а порой вместе с ним и зрителя до чёртиков. Верна предупреждающая надпись на афише: “Некоторые сцены фильма могут испугать детей до 12 лет”.
Да даже взрослый, поёживаясь, нервно вжимается в кресло, когда Скруджа посещает призрак его делового партнёра, или когда уходят последние минуты пребывания на свете духа настоящего Рождества. После таких приключений и видений нисколько не удивляет кардинальная перемена поведения героя, ставшего вдруг добрым, общительным и щедрым. И становится так легко. Светлейший финал делает своё дело, и зритель после просмотра делается благостный и довольный.
Чего нельзя сказать о финале фильма “Посылка”. После просмотра новой картины автора культового “Донни Дарко” выходишь из зала в задумчивости и с пониманием того, что есть моменты, когда стоит сделать что-нибудь не так, и всё будет бесповоротно потеряно. Но всё же, надеюсь, не так, как это случилось у героев. Середина 70-х. Обычная американская семья получает таинственную коробку с кнопкой. Через некоторое время приходит некий мистер Стюарт и объясняет, что если нажать кнопку, то произойдет две вещи: кто-то незнакомый чете обязательно умрет, но они при этом получат миллион долларов наличными. После длительных терзаний кнопка всё же нажимается, и заветная сумма оказывается в руках. И насколько становится жутко, когда мистер Стюарт произносит фразу: “Спасибо вам. Теперь коробка будет передана другим людям, которые не знакомы с вами”.
Интрига сюжета – не главное для “Посылки”. Авторы особо не скрывают, что будет ближе к финалу, давая явные и не слишком явные зацепки и знаки. Дело в атмосфере, в сопереживании героям, вставшим на путь, с которого не сойти и не развернуться. Ричард Келли не стал вылизывать картинку до блеска, сделав грамотную стилизацию под фильмы того времени, в которое происходят события картины. И даже “простенькие” спецэффекты смотрятся здесь очень уместно. Да и не хочется думать об их качестве, когда на экране ужас и безысходность. Сцена в библиотеке, когда за героем без видимой причины начинают всюду ходить несколько бесноватого вида мужиков, или встреча с Сантой на дороге пробирают до пяток. А люди, у которых неожиданно пойдет носом кровь, теперь наверняка будут вызывать мощный приступ паранойи. И несмотря на то, что в конце становится ясно, что откуда взялось, режиссер все же оставил несколько моментов, которые можно интерпретировать по-разному. Да и от ясности значения главного смысла нисколько не преуменьшается. Потому что вопрос о выборе между деньгами или душевным спокойствием, похоже, останется вечным.