В музей – с оружием
В Кемерове прошла ставшая уже традиционной ежегодная акция «Ночь в музее». Главными площадками этого мероприятия стали краеведческий музей и музей изобразительного искусства. По словам экспертов, интерес к этой акции год от года неуклонно растет.
В качестве подтверждения такого мнения заместитель директора музея ИЗО Елена Митрофанова привела один только факт. Накануне первой «ночи» было продано всего 5 билетов. Спустя три года – 250 (!). И это несмотря на то, что цены на вход в музей далеко не чисто символические. По крайней мере на один билет можно, например, купить 3-4 бутылки пива. А потому особенно отрадно, что кемеровская молодежь, которая и составила основу музейной аудитории в эту ночь, предпочла потребление алкоголя знакомству с изобразительным (и не только) искусством.
Ню и ночь
Я уже упомянул, что «ночь» прошла на двух площадках: краеведческой и изобразительной. Последняя была гораздо шумнее. Возможно, не в последнюю очередь и из-за количества помещений, задействованных в акции, в их разнонаправленности. А также в попытке объединить под крышей ИЗО не только экспозиции художников, что вполне логично, но и предоставить возможность высказаться авторам, работающим в сфере создания видео- и музыкального искусства.
«Я бы не стала называть работы наших авторов современным искусством, - говорит Елена Митрофанова. – Точнее было бы сказать «актуальное». Поскольку современное искусство – это, по сути, все искусство 20 века. Наши авторы работают сейчас и представляют именно актуальные направления».
Такая полиголосица, что удалось обеспечить работникам музея ИЗО в музейную ночь, пожалуй, основой момент, позволивший привлечь внимание широкой кемеровской публики. Более того, корреспондент «МК» встретил в стенах ИЗО жителей кемеровского пригорода и даже… Яшкинского района. Так что интерес действительно есть. В том числе к достаточно пикантной экспозиции «Тело как искусство» в стиле «ню».
По сути, чисто музейная акция превратилась, благодаря стараниям музейщиков, в нечто вроде «сейшена», капустника, фестиваля, где собрались представители разных направлений искусства из разных же городов. Причем не только Кемеровской области, но и из соседнего Новосибирска.
Последнее особенно приятно, поскольку в столице Сибири вполне достаточно творческих площадок различного уровня, где могут показаться и художники, и музыканты, и видеотворцы. «В Новосибирске около года назад создан Центр современного искусства, - продолжает рассказ Елена Юрьевна. – Благодаря тому, что между нашим музеем и Центром установились хорошие, даже дружеские отношения, к нам приезжают новосибирские авторы. Достаточно интересные и известные. Так, например, сегодня в одном из залов музея представлена экспозиция Евгения Иванова «Балет». Сам Евгений Иванов один из участников очень известного в Сибири объединения художников «Синие носы», чьи работы стали уже классическим современным искусством».
Стоит отметить, что работы Евгения Иванова и других участников группы уже не раз выставлялись в кемеровском музее. Вообще, говоря о сотрудничестве с новосибирским Центром, работники ИЗО отмечают, что в ближайшее будущем планируется проведение совместных акций.
Сладкая коллекция
На этот раз в ИЗО помимо уже традиционных участников акции появились и новые лица. Так, к студии «Неосознанной музыки» и организаторам фестиваля «Видение» добавились, например, участники из «Интуитивной музыки» и новосибирский джазмен.
Причем чтобы вместить всех желающих поиграть, с одной стороны, и послушать – с другой, в музее были организованы две сценические площадки. Одна – в одном из музейных залов, вторая – на крыльце. Разумеется, вторая привлекла к себе внимание не только тех, кто целенаправленно пришел «заночевать» в ИЗО, но и совершенно случайных прохожих.
Они стали свидетелями и яркого огненного шоу на ходулях, участники которого, видимо, представили еще один вид искусства – цирковой. В результате, можно сказать, получилась не чисто музейная «ночь в музее», а этакий микс, творческий фестиваль, на котором каждый старался удивить публику.
В отличие от ИЗО «ночная» экспозиция в краеведческом музее отличалась определенной консервативностью и большей близостью к «музейности», если так можно сказать. Никаких особых шоу, огненных и музыкальных проектов. Зато больше внимания детям. Так, рядом с помещением краеведов на Притомской набережной кемеровская детвора могла покататься на паровозике и попробовать настоящую солдатскую кашу из полевой кухни. Здесь работала экспозиция «Кузбасс в годы Великой Отечественной войны».
«Сегодня для посетителей музея работали не только наши экспозиции, - рассказала старший научный сотрудник Кемеровского краеведческого музея Екатерина Болшукова, - но и были организованы театрализованные занятия и мастер-классы».
В основном здании музея, что на Советском проспекте, развернулись одновременно несколько выставок. Наиболее примечательная, на мой взгляд, «Космическая Одиссея». Ее посетители могли увидеть и, что особенно приятно, лично попробовать продукты, которые едят во время полетов российские космонавты. Корреспондент «МК» тоже не удержался и съел пару ложек. Первой была, судя по вкусу, тушеная капуста. Второй – ложечка меда. Скажу коротко: съедобно, даже вкусно.
Кстати, космическая экспозиция тоже была во многом ориентирована на юного посетителя. Так, например, все желающие (на деле – в основном дети) могли покататься на специальном вращающемся стуле-центифуге. При этом работники музея надевали на испытуемого что-то вроде скафандра – специальные полиэтиленовые пакеты.
Еще одна неожиданная экспозиция была посвящена глюкофилии. Термин, скорее напоминающий какое-то неизвестное заболевание, на самом деле обозначает увлечение собирательством порционных пакетиков с сахаром. Тех, что можно увидеть в отелях, ресторанах, самолетах.
Автором выставки стала преподаватель одного из кемеровских вузов Евгения Степанцова, в коллекции которой 110 экспонатов. «Сама я сахар не употребляю, а потому из поездок привозила самолетные пакетики в подарок сыновьям. Это сначала, - рассказала Евгения Викторовна. – Потом решила их собирать. Постепенно мои друзья как-то подключились. Вот и набралась небольшая коллекция».
Кстати, «сахарная» экспозиция – не первый музейный опыт кемеровского педагога. В краеведческом музее уже выставлялась коллекция фиалок Евгении Степанцовой.
Музеи и арт-рынок
«В целом интерес к музеям в Кемерово есть, - отмечает Елена Митрофанова. – Более того, есть пусть и небольшая группа жителей нашего города, которые являются нашими постоянными посетителями, отслеживают большинство выставок. Особенно когда мы выставляем экспонаты из фондов музея».
Но в целом, как признает Елена Юрьевна, круг реальных музейных потребителей, людей, кому интересно то, что представляет тот же музей ИЗО, - достаточно ограничен. А такие акции, как «Ночь в музее», интерес более широкой аудитории так или иначе стимулирует. А уж перспектив для роста этого интереса в Кемерове хоть отбавляй.
В качестве примера можно привести едва зарождающийся кемеровский, в частности и кузбасский в целом арт-рынок. «В настоящее время и в Кемерове, и в Новокузнецке есть художественные галереи, где любой желающий может приобрести понравившуюся ему картину, - рассказывает Елена Митрофанова. – Однако их работы, как и сам арт-рынок, находятся в зачаточном состоянии. Необходимо формировать культуру этого рынка, воспитывать потенциального потребителя. В том числе с помощью аукционов, с привлечением экспертов и так далее и тому подобное. К сожалению, галереи пока не спешат идти навстречу нам работать, объединив усилия. Но крупные галеристы уже понимают, что по большому счету наши интересы в плане развития арт-рынка пересекаются».
…Ну а пока настоящие ценители искусства, в том числе изобразительного, еще воспитываются, музеи привлекают горожан музейными и околомузейными акциями. Так, в ИЗО в рамках «ночи в музее» прошли сразу два мастер-класса: художника Романа Ахметгалиева, который работал со своими новоиспеченными учениками – участниками акции «ночь в музее» под музыкальное сопровождение экспериментального музыканта Стаса Богачёва, а также Юрия Михайлова - народного мастера по бересте, лауреата конкурса «Душа России». На этот раз Юрий Михайлов посвятил мастер-класс отработке навыков рисования лошадей и владению… холодным оружием из собственной коллекции.
В качестве подтверждения такого мнения заместитель директора музея ИЗО Елена Митрофанова привела один только факт. Накануне первой «ночи» было продано всего 5 билетов. Спустя три года – 250 (!). И это несмотря на то, что цены на вход в музей далеко не чисто символические. По крайней мере на один билет можно, например, купить 3-4 бутылки пива. А потому особенно отрадно, что кемеровская молодежь, которая и составила основу музейной аудитории в эту ночь, предпочла потребление алкоголя знакомству с изобразительным (и не только) искусством.
Ню и ночь
Я уже упомянул, что «ночь» прошла на двух площадках: краеведческой и изобразительной. Последняя была гораздо шумнее. Возможно, не в последнюю очередь и из-за количества помещений, задействованных в акции, в их разнонаправленности. А также в попытке объединить под крышей ИЗО не только экспозиции художников, что вполне логично, но и предоставить возможность высказаться авторам, работающим в сфере создания видео- и музыкального искусства.
«Я бы не стала называть работы наших авторов современным искусством, - говорит Елена Митрофанова. – Точнее было бы сказать «актуальное». Поскольку современное искусство – это, по сути, все искусство 20 века. Наши авторы работают сейчас и представляют именно актуальные направления».
Такая полиголосица, что удалось обеспечить работникам музея ИЗО в музейную ночь, пожалуй, основой момент, позволивший привлечь внимание широкой кемеровской публики. Более того, корреспондент «МК» встретил в стенах ИЗО жителей кемеровского пригорода и даже… Яшкинского района. Так что интерес действительно есть. В том числе к достаточно пикантной экспозиции «Тело как искусство» в стиле «ню».
По сути, чисто музейная акция превратилась, благодаря стараниям музейщиков, в нечто вроде «сейшена», капустника, фестиваля, где собрались представители разных направлений искусства из разных же городов. Причем не только Кемеровской области, но и из соседнего Новосибирска.
Последнее особенно приятно, поскольку в столице Сибири вполне достаточно творческих площадок различного уровня, где могут показаться и художники, и музыканты, и видеотворцы. «В Новосибирске около года назад создан Центр современного искусства, - продолжает рассказ Елена Юрьевна. – Благодаря тому, что между нашим музеем и Центром установились хорошие, даже дружеские отношения, к нам приезжают новосибирские авторы. Достаточно интересные и известные. Так, например, сегодня в одном из залов музея представлена экспозиция Евгения Иванова «Балет». Сам Евгений Иванов один из участников очень известного в Сибири объединения художников «Синие носы», чьи работы стали уже классическим современным искусством».
Стоит отметить, что работы Евгения Иванова и других участников группы уже не раз выставлялись в кемеровском музее. Вообще, говоря о сотрудничестве с новосибирским Центром, работники ИЗО отмечают, что в ближайшее будущем планируется проведение совместных акций.
Сладкая коллекция
На этот раз в ИЗО помимо уже традиционных участников акции появились и новые лица. Так, к студии «Неосознанной музыки» и организаторам фестиваля «Видение» добавились, например, участники из «Интуитивной музыки» и новосибирский джазмен.
Причем чтобы вместить всех желающих поиграть, с одной стороны, и послушать – с другой, в музее были организованы две сценические площадки. Одна – в одном из музейных залов, вторая – на крыльце. Разумеется, вторая привлекла к себе внимание не только тех, кто целенаправленно пришел «заночевать» в ИЗО, но и совершенно случайных прохожих.
Они стали свидетелями и яркого огненного шоу на ходулях, участники которого, видимо, представили еще один вид искусства – цирковой. В результате, можно сказать, получилась не чисто музейная «ночь в музее», а этакий микс, творческий фестиваль, на котором каждый старался удивить публику.
В отличие от ИЗО «ночная» экспозиция в краеведческом музее отличалась определенной консервативностью и большей близостью к «музейности», если так можно сказать. Никаких особых шоу, огненных и музыкальных проектов. Зато больше внимания детям. Так, рядом с помещением краеведов на Притомской набережной кемеровская детвора могла покататься на паровозике и попробовать настоящую солдатскую кашу из полевой кухни. Здесь работала экспозиция «Кузбасс в годы Великой Отечественной войны».
«Сегодня для посетителей музея работали не только наши экспозиции, - рассказала старший научный сотрудник Кемеровского краеведческого музея Екатерина Болшукова, - но и были организованы театрализованные занятия и мастер-классы».
В основном здании музея, что на Советском проспекте, развернулись одновременно несколько выставок. Наиболее примечательная, на мой взгляд, «Космическая Одиссея». Ее посетители могли увидеть и, что особенно приятно, лично попробовать продукты, которые едят во время полетов российские космонавты. Корреспондент «МК» тоже не удержался и съел пару ложек. Первой была, судя по вкусу, тушеная капуста. Второй – ложечка меда. Скажу коротко: съедобно, даже вкусно.
Кстати, космическая экспозиция тоже была во многом ориентирована на юного посетителя. Так, например, все желающие (на деле – в основном дети) могли покататься на специальном вращающемся стуле-центифуге. При этом работники музея надевали на испытуемого что-то вроде скафандра – специальные полиэтиленовые пакеты.
Еще одна неожиданная экспозиция была посвящена глюкофилии. Термин, скорее напоминающий какое-то неизвестное заболевание, на самом деле обозначает увлечение собирательством порционных пакетиков с сахаром. Тех, что можно увидеть в отелях, ресторанах, самолетах.
Автором выставки стала преподаватель одного из кемеровских вузов Евгения Степанцова, в коллекции которой 110 экспонатов. «Сама я сахар не употребляю, а потому из поездок привозила самолетные пакетики в подарок сыновьям. Это сначала, - рассказала Евгения Викторовна. – Потом решила их собирать. Постепенно мои друзья как-то подключились. Вот и набралась небольшая коллекция».
Кстати, «сахарная» экспозиция – не первый музейный опыт кемеровского педагога. В краеведческом музее уже выставлялась коллекция фиалок Евгении Степанцовой.
Музеи и арт-рынок
«В целом интерес к музеям в Кемерово есть, - отмечает Елена Митрофанова. – Более того, есть пусть и небольшая группа жителей нашего города, которые являются нашими постоянными посетителями, отслеживают большинство выставок. Особенно когда мы выставляем экспонаты из фондов музея».
Но в целом, как признает Елена Юрьевна, круг реальных музейных потребителей, людей, кому интересно то, что представляет тот же музей ИЗО, - достаточно ограничен. А такие акции, как «Ночь в музее», интерес более широкой аудитории так или иначе стимулирует. А уж перспектив для роста этого интереса в Кемерове хоть отбавляй.
В качестве примера можно привести едва зарождающийся кемеровский, в частности и кузбасский в целом арт-рынок. «В настоящее время и в Кемерове, и в Новокузнецке есть художественные галереи, где любой желающий может приобрести понравившуюся ему картину, - рассказывает Елена Митрофанова. – Однако их работы, как и сам арт-рынок, находятся в зачаточном состоянии. Необходимо формировать культуру этого рынка, воспитывать потенциального потребителя. В том числе с помощью аукционов, с привлечением экспертов и так далее и тому подобное. К сожалению, галереи пока не спешат идти навстречу нам работать, объединив усилия. Но крупные галеристы уже понимают, что по большому счету наши интересы в плане развития арт-рынка пересекаются».
…Ну а пока настоящие ценители искусства, в том числе изобразительного, еще воспитываются, музеи привлекают горожан музейными и околомузейными акциями. Так, в ИЗО в рамках «ночи в музее» прошли сразу два мастер-класса: художника Романа Ахметгалиева, который работал со своими новоиспеченными учениками – участниками акции «ночь в музее» под музыкальное сопровождение экспериментального музыканта Стаса Богачёва, а также Юрия Михайлова - народного мастера по бересте, лауреата конкурса «Душа России». На этот раз Юрий Михайлов посвятил мастер-класс отработке навыков рисования лошадей и владению… холодным оружием из собственной коллекции.
Читайте так же