Приют художника?
В Кемерове состоялось событие, которое, возможно, сможет влить новую струю в вялотекущую культурную жизнь областного центра. В городе открылся арт-центр изобразительного искусства «Красочный завод».
Несмотря на столь «красочное» название, здание, где разместился арт-центр, не производит должного впечатления. Заброшенное, обветшавшее строение, где некогда находился административный корпус кемеровского анилино-красочного завода. Само предприятие давным-давно стало банкротом, менялись собственники, деньги тратить на поддержание заводских строений было некому. И вот теперь бывший завод претендует на приют для творческих людей. Этакий «Винзавод» в кемеровском варианте…
Фотомузыка
Открытие арт-центра ознаменовала выставка современного искусства, организованная в основном за счет сил местных молодых и не очень художников (а иногда и просто людей, претендующих на звание творческих). Правда, оказались среди участников экспозиции и представители Томска.
Однако на одном только изобразительном искусстве организаторы не стали замыкаться. Помимо художников своим искусством с собравшимися поделились музыканты – не менее современные и не менее альтернативные. Так, выступление последних проходило в темном актовом зале на фоне небольшого экрана, повешенного на стене. Видеоряд, сменяющиеся в хаотическом порядке фотографии, на которых были изображены наряду с урбанистическими картинками многозначительные лица, видимо, должны были помочь слушателям глубже понять звуковой ряд.
«Инициатором создания арт-центра стала кемеровская компания, - рассказывает один из организаторов выставки кемеровский дизайнер Мария Дрыгина. – Смысл центра изначально в том, чтобы, с одной стороны, дать возможность кемеровским художникам просто работать. С другой – выставлять свои работы».
По сути, «возможность работать» предусматривает мастерские. А с ними, как известно, в нашем городе большая проблема. Причем, возможность получить собственную мастерскую у молодого художника в настоящее время отсутствует практически полностью. Подобная роскошь доступна только для маститых владельцев кисти и мольберта. Правда, имена их едва ли известны за пределами узкого круга посвященных в местную культурную тусовку. Но это уже совсем другая история…
Кукушкины яйца
Известный кемеровский художник Сергей Кукушкин в полной мере может быть отнесен к числу тех, кто занимается современным искусством. Собственно, раньше он специализировался не на живописи, а на работе с глиной. Кстати, именно этот вид изобразительного искусства Сергей Геннадьевич и преподавал когда-то учащимся городского художественного училища. Однако так совпало, что после очередной культурной акции современного искусства, на котором Кукушкин представил на суд публики скульптуру в виде огромного фаллоса, Сергей покинул стены училища, где отработал много лет. Сейчас он работает реставратором, а в свободное от работы время занимается творчеством.
На этот раз он подготовил инсталляцию, лейтмотивом которой стала близкая ему тема кукушки и всего, что с нею связано.
«Для меня этот образ не случаен, - говорит Сергей. – Возможно, он как-то связан с моей фамилией. Сказать уже трудно. Но дело в том, что кукушка – это очень интересное животное. Именно животное, а не птица».
Инсталляция представляет из себя множество виниловых дисков, наклеенных на стену. На каждом из них – золотой овал в форме яйца.
«На мой взгляд, - продолжает художник, - это символ разрушения. Кукушка подкладывает свои яйца в общество и тем самым его разрушает».
Идею «птицеводства» Сергей развивает несколько лет. Так, например, года полтора назад, когда в областном центре подобная арт-акция проводилась в подвале одного из крупных торговых центров, Кукушкин пытался «откладывать» яйца. Чьи они были – неизвестно. Возможно, что и кукушкины…
«Несовременная» живопись
Анастасия Девяткина – еще один участник открытия «Красочного завода». В «мирной» жизни – преподаватель изобразительного искусства в кемеровской школе №50. Настя решила выставить свои работы, несмотря на то, что в настоящее время находится в декретном отпуске и практически безвылазно сидит дома с ребенком.
«Все работы, которые здесь представлены, написаны мной совсем недавно, - рассказывает Анастасия, - в то время, когда я была беременной. Мне показалось интересным то, что получилось. По крайней мере, это не очень похоже на то, что я делала раньше».
Размытые образы картин, написанных маслом, рождают в головах зрителей личные ассоциации. Лично я в работах Насти почему-то увидел море.
«Я узнала, что устроители арт-центра планируют представлять художникам, в том числе и тем, что сегодня выставляется, помещения под творческие мастерские, - говорит Девяткина. – если так действительно получится, то это было бы здорово, поскольку работать дома, в условиях городской квартиры не то что неудобно, а порой и вовсе невозможно. А лично для меня сегодняшняя выставка – это просто повод выйти к людям. А то последнее время все больше дома в четырех стенах находиться приходится».
Стоит отметить, что организаторы арт-центра обмолвились, что художники, которые будут сотрудничать с «Красочным заводом» в случае крайней необходимости, получат не только мастерские, но и приют. В том смысле, что даже временно пожить здесь смогут. Правда, никаких приспособленных помещений, судя по всему, не предусмотрено, но есть свет и тепло. Так что если творческому человеку деваться некуда, то «перекантоваться» какое-то время можно и в мастерской.
Приятно, что в рамках мероприятия, посвященного современному искусству, нашлось место и искусству «несовременному». Так, упоминавшийся уже Сергей Кукушкин подготовил на выставку отдельную экспозицию из трех работ кемеровского художника Германа Захарова, ныне покойного.
«На мой взгляд, это был очень талантливый человек, - говорит Сергей. – Но, к сожалению, непризнанный практически никем. При жизни никто ему не дал мастерскую, не было и другой поддержки. Однако он оставил после себя много работ. Сегодня они разошлись в массе своей по частным коллекциям. Эти три работы попали ко мне случайно и на время. Вот и решил, пользуясь таким стечением обстоятельств, выставить работы Германа Захарова».
Инь и Янь
Говоря о художниках пришлых, в смысле приезжих, которые собственно придали открытию арт-центра межрегиональный статус, можно отметить работу томской художницы, которая представилась как Иньянна. Собственно и работа ее состоит из Инь и Янь – мужского и женского начала в восточной философии.
«Это, по сути, не моя работа, - рассказывает Иньянна. – Две моих подруги, тоже из Томска, не смогли приехать в кемерово, вот и попросили меня выставить свои рисунки. Я только оформила их в том виде, в котором они и предстают перед зрителем. А если говорить об идее создания в Кемерове подобного центра, то это, конечно, неплохо. У нас, в Томске, кстати, уже года два работает нечто подобное - Зеленый домик. Тоже нежилое полуразрушенное строение. В одном подъезде, правда, до сих пор живут люди. В другой части дома тусуемся мы – художники-движняки». Причем аренду Зеленого домика оплачиваем сами. Собственник сдает нам площадь всего за 6 тысяч рублей в месяц. Сумма небольшая, так что вполне по карману».
Направление «движняков» Иньянна представила как тех, кто движется не в пространстве, а в своем сознании. «Правда, несмотря на это и передвигаться по стране тоже приходится, - продолжает рассказ Иньянна. – Все больше автостопом. Зато побывала в других городах. Приезжаю, чтобы принять участие в очередной выставке. А поскольку подготовка проходит всего за несколько дней, приходится работать и днем, и ночью. В буквальном смысле. Было как-то раз: работала над экспозицией и уснула тут же – рядом. Меня девчонки будят, говорят: «Иньянна, просыпайся, уже народ пришел на открытие».
Возможно, поэтому, томскую художницу нисколько не смущал тот факт, что заканчивать очередное свое творение приходилось уже на глазах кемеровской публики.
Несоориентированное искусство
Весьма интересной, на мой взгляд, получилась экспозиция, которую показала на выставке – открытии арт-центра Елена Егорова. Сама она представилась как креатор павильона современного искусства. Собственно, павильон – это и есть сама Елена. Определенная оригинальность работы Егоровой состоит в том, что она работает в технике коллажа. Этакий профессиональный вариант детских аппликаций. За счет использования этой техники работы Елены преодолевают двухмерность холста и почти достигают 3D-графики по зрительскому восприятию.
Сюжеты работ разнообразные. Вот, например, китайские иероглифы. 7 штук. По количеству цветов в небесной радуге. Вершиной (верхним), по замыслу автора, является иероглиф, который символизирует «Красоту». В основание семиступенной композиции поставлен иероглиф «Здоровье».
«Красота – это вершина, которая недостижима, если человека не наполнен многими необходимыми элементами, - говорит Елена Егорова. – Когда человек разрушается, то красота разрушается в первую очередь. А в конце концов исчезает здоровье – вместе с человеком».
Стоит отметить, что Егорова – непрофессиональный человек искусства. Биолог по образованию. Что, впрочем, не мешает заниматься творчеством профессионально. И, судя по всему, вполне успешно и оригинально. Так, небезынтересна ее работа «Барбара Стрейзанд». Идея, по сути, проста. Автор использовала зеркальное изображение известной актрисы и певицы, «декорировав» его различными художественными элементами. Правда, кемеровский вариант Стрейзанд неузнаваем – Елена Егорова лишила актрису лица, чтобы ее образ, известный по кинофильмам, не отвлекал от восприятия самой работы. Зато, взамен, Егорова получила картину, у которой нет вертикальной или горизонтальной ориентации. Ее можно рассматривать в любом варианте – в результате получаются совершенно разные изображения. Например, в классическом виде – зеркальное фото Стрейзанд без лица. В перевернутом – нечто, напоминающее изящную вазу.
Накануне открытия «Красочного завода» (организаторы удачно удалили из прежнего названия едкое «анилино») представители «художественного» мира Кемерова провели мастер-классы для детей далеко не самого благополучного Кировского района. В частности, Сергей Кукушкин вспомнил свое педагогическое прошлое и слегка поучил ребятишек работать с глиной. Более того, даже обещал обжечь лучшие поделки, чем значительно продлить им жизнь
Такая социальная ориентированность кемеровских художников, возможно, несколько неожиданна. Обыватель ждет от них некоей оторванности от реальных проблем и постоянное витание в собственных мыслях. Хотя, с другой стороны, наверное, и социальная ответственность настоящему художнику не чужда…
Читайте так же