Из углярки – в музей
В музее-заповеднике «Красная горка» выставили уголь. 12 работ топкинского скульптора Игоря Суворова сделаны из этого материала. Как именно, автор держит в секрете. Экспозиция представляет ценность не столько как предмет искусства, сколько – самобытного творчества. Из угля – главного «бренда» Кузбасса – немногие догадались бы вырезать небольшие скульптуры.
«Угольки» Игоря Суворова
Таинственность витает над экспозицией, расположенной в каминном зале музея. Сам по себе уголь, залегающий глубоко под землей, глубокий черный цвет – это уже мистика, говорят сотрудники «Красной горки». К тому же половина скульптур – это сказочные персонажи. Голова волхва, воин, чертенок, муза, похожая на мифическую птицу Сирин. Но самая главная загадка в том, каким образом хрупкий, непригодный для скульптуры материал автор превращает в удивительно гладкую и податливую фактуру?
Этого не знает никто, кроме самого топкинского умельца: свою технологию он не раскрывает. Как рассказали в музее, Игорь Суворов, резчик по дереву, пришел к углю благодаря… спору. Была какая-то выставка прикладного искусства, где скульптора практически взяли «на слабо»: а получится у тебя из угля? Он и попробовал, и, к удивлению многих, – получилось. С 2005 года Суворов со своими «угольками» посетил многие областные выставки – и не без признания. Какой именно сорт угля он использует как поделочный - в музее сказать затрудняются. Известно только, что первые свои работы скульптор делал из обычного угля, которым отапливал свой дом.
«Новаторство Суворова напоминает дореволюционное чугунное литье, - говорит заместитель директора по науке МАУ «Музей-заповедник Красная горка» Зинора Волкова. – Чугун варили на древесном угле, а не на каменном. Хрупкий и жесткий материал становился очень пластичным. Из него делали скульптуры как из бронзы. Все были потрясены. И здесь – то же самое».
Сверху мастер покрывает скульптуры разбавленным клеем, чтобы уголь не пачкался. Куски цельные – никакой склейки нет. Среди выставленных работ есть даже портрет реального человека - шахтера. Вообще портретная техника удается автору достаточно хорошо, тем более на такой хрупкой поверхности, как уголь. И в то же время камень есть камень. По словам работников музея, фигуры достаточно прочные. Везли их в обычных картонных коробках.
«Северное сияние» продолжается
Личность самого скульптура представляется достаточно загадочной. Сотрудники «Красной горки» видели его всего один раз, когда тот привозил свои работы.
«Мы хотели бы, чтобы он наши портреты и сюжеты выполнил в угле, - говорит Зинора Волкова. – В истории рудника масса интересных лиц. Например, дореволюционный управляющий – племянник Саввы Мамонтова. Голландцы, индустриальная колония – много чего можно изобразить».
Экспозиция скульптур из угля открылась в качестве подарка шахтерам-ветеранам. Она стала продолжением юбилейной выставки «Северное сияние», посвященной 70-летию шахты «Северной». Во время нашей поездки сотрудники «Красной горки» как раз готовились к приезду гостей – заслуженных горняков: натирали витрины до блеска, сдували историческую пыль, варили… картошку. Шахтерский паек будет обязательной частью стилизованного фуршета.
Подышать историей города – главное предложение «Красной горки». На территории музейного комплекса, плавно переходящей в уютный частный сектор, - тоже с налетом старины - приятно просто прогуливаться. Подъем на гору к памятнику - путь через сосновый парк – вполне себе нетривиальный променад. Вход на территорию музея – бесплатный. Однако у кемеровчан «Красная горка» не пользуется особой популярностью именно как объект досуга. Сотрудники музея считают, что виной тому оторванность от «материка» и отсутствие какой-либо формы общепита. Зато это место по-своему заповедное и заманчивое для тех, кому надоели привычные посиделки в условиях городской суеты и шума.
«Угольки» Игоря Суворова
Таинственность витает над экспозицией, расположенной в каминном зале музея. Сам по себе уголь, залегающий глубоко под землей, глубокий черный цвет – это уже мистика, говорят сотрудники «Красной горки». К тому же половина скульптур – это сказочные персонажи. Голова волхва, воин, чертенок, муза, похожая на мифическую птицу Сирин. Но самая главная загадка в том, каким образом хрупкий, непригодный для скульптуры материал автор превращает в удивительно гладкую и податливую фактуру?
Этого не знает никто, кроме самого топкинского умельца: свою технологию он не раскрывает. Как рассказали в музее, Игорь Суворов, резчик по дереву, пришел к углю благодаря… спору. Была какая-то выставка прикладного искусства, где скульптора практически взяли «на слабо»: а получится у тебя из угля? Он и попробовал, и, к удивлению многих, – получилось. С 2005 года Суворов со своими «угольками» посетил многие областные выставки – и не без признания. Какой именно сорт угля он использует как поделочный - в музее сказать затрудняются. Известно только, что первые свои работы скульптор делал из обычного угля, которым отапливал свой дом.
«Новаторство Суворова напоминает дореволюционное чугунное литье, - говорит заместитель директора по науке МАУ «Музей-заповедник Красная горка» Зинора Волкова. – Чугун варили на древесном угле, а не на каменном. Хрупкий и жесткий материал становился очень пластичным. Из него делали скульптуры как из бронзы. Все были потрясены. И здесь – то же самое».
Сверху мастер покрывает скульптуры разбавленным клеем, чтобы уголь не пачкался. Куски цельные – никакой склейки нет. Среди выставленных работ есть даже портрет реального человека - шахтера. Вообще портретная техника удается автору достаточно хорошо, тем более на такой хрупкой поверхности, как уголь. И в то же время камень есть камень. По словам работников музея, фигуры достаточно прочные. Везли их в обычных картонных коробках.
«Северное сияние» продолжается
Личность самого скульптура представляется достаточно загадочной. Сотрудники «Красной горки» видели его всего один раз, когда тот привозил свои работы.
«Мы хотели бы, чтобы он наши портреты и сюжеты выполнил в угле, - говорит Зинора Волкова. – В истории рудника масса интересных лиц. Например, дореволюционный управляющий – племянник Саввы Мамонтова. Голландцы, индустриальная колония – много чего можно изобразить».
Экспозиция скульптур из угля открылась в качестве подарка шахтерам-ветеранам. Она стала продолжением юбилейной выставки «Северное сияние», посвященной 70-летию шахты «Северной». Во время нашей поездки сотрудники «Красной горки» как раз готовились к приезду гостей – заслуженных горняков: натирали витрины до блеска, сдували историческую пыль, варили… картошку. Шахтерский паек будет обязательной частью стилизованного фуршета.
Подышать историей города – главное предложение «Красной горки». На территории музейного комплекса, плавно переходящей в уютный частный сектор, - тоже с налетом старины - приятно просто прогуливаться. Подъем на гору к памятнику - путь через сосновый парк – вполне себе нетривиальный променад. Вход на территорию музея – бесплатный. Однако у кемеровчан «Красная горка» не пользуется особой популярностью именно как объект досуга. Сотрудники музея считают, что виной тому оторванность от «материка» и отсутствие какой-либо формы общепита. Зато это место по-своему заповедное и заманчивое для тех, кому надоели привычные посиделки в условиях городской суеты и шума.
Читайте так же