Чтобы помнили!
В музее-заповеднике "Красная Горка" в День шахтёра открылась новая скульптурная композиция "Коногон", установленная в память о тяжёлом труде в шахтах Кузбасса XX века. Именно об этом человеке поётся в старой и всем известной русской песне "Спят курганы тёмные...".
Сейчас, в эпоху новейших технологий и повсеместного использования специальной шахтовой техники, профессии "коногон" давно не существует, и лишь те, кто знаком с историей становления угольной промышленности, знают, что в прошлом веке уголь вывозили из шахты на лошадях, а человека, который управлял такой лошадью, называли коногоном.
Наверняка немногие знают и то, что в 80-х годах прошлого века кемеровские шахты "Северная" и "Центральная" были объединены в шахту "Северная". Эти шахты считались самыми трудными в Кузбассе: сверхкатегорийные, самовозгорающиеся и взрывоопасные и по вероятности горных ударов, и по выбросам газа метан.
"Северная" была одной из немногих шахт в Советском Союзе, где использовалась конная тяга. Лошади работали на откаточных штреках при доставке лесоматериалов для крепления выработок, на горизонте 360 метров между шахтами "Северная" и "Центральная", где наблюдалось большое выделение газа метана. Ну и, конечно, на лошадях вывозили уголь.
Лошади в шахте проходили расстояния в три-пять километров и более. Жили постоянно в шахтных конюшнях, иногда их вывозили на поверхность клетью с глубины 360 и 260 метров, но только ночью, чтобы они не ослепли от яркого света.
Поразительно, что одна лошадь могла тянуть 8 вагонеток весом 1,5 тонны каждая. Как полноправный и умный работник лошадь-"шахтер" умела определять количество вагонеток при формировании своего маленького состава по звуку сцепления при соединении вагонеток и ни за что не соглашалась оставаться дольше положенной смены на работе. Она рвала постромки и бежала в свою конюшню по колее, по рельсам, и без освещения безошибочно находила дорогу.
Лошади были для коногонов настоящими напарниками. Они понимали все команды коногонов: "прими вправо", "прими влево" - выполнялось безошибочно. "Крути" - разворачивалась на 360 градусов, "пошла шагом" - шла с грузом степенно, размеренно. Каждая лошадь знала своего хозяина по голосу и с трудом привыкала к новому коногону. Поэтому люди в шахте старались работать с одними и теми же лошадьми.
В шахте "Северной" лошади и коногоны трудились до начала 70-х годов. Последнюю лошадь по кличке Рубин из шахты вывели 3 декабря 1972 года. К слову, лошадей для работы в шахту спускали на всю жизнь.
Идея создания скульптурной композиции родилась у собственников угольных компаний края, которые её и финансировали. Архитектор Георгий Гайфулин и скульптор Павел Барков изучили множество фотографий, на которых были изображены коногоны в работе, но без художественного вымысла не обошлось. Лошадь в скульптурной композиции получилась изящная, можно даже сказать - тощая, а в забоях работали "тягачи" - кони особой рабочей породы. Но, поскольку тело их непропорционально, для скульптурного воплощения они не очень годятся.
На торжественной церемонии открытия скульптурной композиции побывал губернатор Кемеровской области Аман Тулеев в сопровождении руководителей крупнейших угольных предприятий края и гостей кузбасской столицы. Почётных гостей на "Красной горке" встречали "тормозком" и старинным шахтёрским напитком хреновухой - спиртовой настойкой на хрене с мёдом и чесноком, правда, по крепости напиток всего 8 градусов...
"Я помню, мы песню всегда пели "А молодого коногона несли с разбитой головой...", "Вышел в степь кузбасскую..." - вспоминает губернатор. - А молодые шахтёры поют и понятия не имеют, что такое коногон".
Стоит надеяться, что после открытия скульптурной композиции современное поколение не только шахтёров, но и всех жителей нашего края узнает получше историю становления угольной промышленности в Кузбассе. Возможно, в этом им помогут и другие музейные экспозиции, которые, хочется верить, вскоре появятся на территории "Красной Горки" и рядом с ней. Дело в том, что во время церемонии губернатор обратился к руководителям угольных компаний с предложением содействовать в дальнейшем развитии музея-заповедника, его экспозиции. К примеру, Аман Тулеев отметил старый причал, с которого грузили на баржи уголь, опоры канатной дороги времён автономной индустриальной колонии "Кузбасс", по которой в прошлом веке уголь переправляли на левый берег Томи, дома, где жили первые АИКовцы-голландцы... К слову, сотрудники музея давно планируют восстановить старую канатную дорогу. Быть может, теперь, после обращения губернатора, их мечтам суждено будет сбыться.
Сейчас, в эпоху новейших технологий и повсеместного использования специальной шахтовой техники, профессии "коногон" давно не существует, и лишь те, кто знаком с историей становления угольной промышленности, знают, что в прошлом веке уголь вывозили из шахты на лошадях, а человека, который управлял такой лошадью, называли коногоном.
Наверняка немногие знают и то, что в 80-х годах прошлого века кемеровские шахты "Северная" и "Центральная" были объединены в шахту "Северная". Эти шахты считались самыми трудными в Кузбассе: сверхкатегорийные, самовозгорающиеся и взрывоопасные и по вероятности горных ударов, и по выбросам газа метан.
"Северная" была одной из немногих шахт в Советском Союзе, где использовалась конная тяга. Лошади работали на откаточных штреках при доставке лесоматериалов для крепления выработок, на горизонте 360 метров между шахтами "Северная" и "Центральная", где наблюдалось большое выделение газа метана. Ну и, конечно, на лошадях вывозили уголь.
Лошади в шахте проходили расстояния в три-пять километров и более. Жили постоянно в шахтных конюшнях, иногда их вывозили на поверхность клетью с глубины 360 и 260 метров, но только ночью, чтобы они не ослепли от яркого света.
Поразительно, что одна лошадь могла тянуть 8 вагонеток весом 1,5 тонны каждая. Как полноправный и умный работник лошадь-"шахтер" умела определять количество вагонеток при формировании своего маленького состава по звуку сцепления при соединении вагонеток и ни за что не соглашалась оставаться дольше положенной смены на работе. Она рвала постромки и бежала в свою конюшню по колее, по рельсам, и без освещения безошибочно находила дорогу.
Лошади были для коногонов настоящими напарниками. Они понимали все команды коногонов: "прими вправо", "прими влево" - выполнялось безошибочно. "Крути" - разворачивалась на 360 градусов, "пошла шагом" - шла с грузом степенно, размеренно. Каждая лошадь знала своего хозяина по голосу и с трудом привыкала к новому коногону. Поэтому люди в шахте старались работать с одними и теми же лошадьми.
В шахте "Северной" лошади и коногоны трудились до начала 70-х годов. Последнюю лошадь по кличке Рубин из шахты вывели 3 декабря 1972 года. К слову, лошадей для работы в шахту спускали на всю жизнь.
Идея создания скульптурной композиции родилась у собственников угольных компаний края, которые её и финансировали. Архитектор Георгий Гайфулин и скульптор Павел Барков изучили множество фотографий, на которых были изображены коногоны в работе, но без художественного вымысла не обошлось. Лошадь в скульптурной композиции получилась изящная, можно даже сказать - тощая, а в забоях работали "тягачи" - кони особой рабочей породы. Но, поскольку тело их непропорционально, для скульптурного воплощения они не очень годятся.
На торжественной церемонии открытия скульптурной композиции побывал губернатор Кемеровской области Аман Тулеев в сопровождении руководителей крупнейших угольных предприятий края и гостей кузбасской столицы. Почётных гостей на "Красной горке" встречали "тормозком" и старинным шахтёрским напитком хреновухой - спиртовой настойкой на хрене с мёдом и чесноком, правда, по крепости напиток всего 8 градусов...
"Я помню, мы песню всегда пели "А молодого коногона несли с разбитой головой...", "Вышел в степь кузбасскую..." - вспоминает губернатор. - А молодые шахтёры поют и понятия не имеют, что такое коногон".
Стоит надеяться, что после открытия скульптурной композиции современное поколение не только шахтёров, но и всех жителей нашего края узнает получше историю становления угольной промышленности в Кузбассе. Возможно, в этом им помогут и другие музейные экспозиции, которые, хочется верить, вскоре появятся на территории "Красной Горки" и рядом с ней. Дело в том, что во время церемонии губернатор обратился к руководителям угольных компаний с предложением содействовать в дальнейшем развитии музея-заповедника, его экспозиции. К примеру, Аман Тулеев отметил старый причал, с которого грузили на баржи уголь, опоры канатной дороги времён автономной индустриальной колонии "Кузбасс", по которой в прошлом веке уголь переправляли на левый берег Томи, дома, где жили первые АИКовцы-голландцы... К слову, сотрудники музея давно планируют восстановить старую канатную дорогу. Быть может, теперь, после обращения губернатора, их мечтам суждено будет сбыться.
Читайте так же