Городские узоры
В минувшую субботу в кемеровском «Парке Чудес» прошел конкурс граффити. На площади в центре горсада расположились фанерные стены и 5 настоящих автомобилей. На одну машину рисунок нанесут аэрографом и загонят под лак: это навсегда. Остальные же будут красоваться ярким орнаментом до первого дождя. Все автомобили предоставили друзья и знакомые организаторов мероприятия. Пока хозяева готовят свои авто к экстремальной процедуре, граффитисты творят на фанере. У каждого райтера (прим. авт. - художника) должна быть своя манера письма. Собственно по ней и узнают художника, а еще – по «тегу», обязательной подписи к граффити. Из-под струй баллона постепенно выходят полотна: от незамысловатых переплетенных надписей до рисунков, реалистичных, как фото.
«Если ты художник и умеешь рисовать – то кисть, аэрограф или баллончик - не принципиально, просто надо руку набить, - говорит один из организаторов граффити-контеста Алексей Вишняков. – Сегодня здесь присутствуют лучшие художники: новокузнечанин - победитель последней «Сникерс-Урбании» (в Новосибирске), титулованный граффитчик из Томска, новосибирец и наши кемеровские ребята. Из восьми человек половина – профессионалы, а остальные – талантливые самоучки».
Одно из препятствий для развития граффити – дороговизна увлечения. И так не дешевая краска сегодня поднялась в цене. На одну картину можно «разбрызгать» до 1000 рублей, если экономить на палитре и качестве краски – до 400. Иван Ягода из Новосибирска говорит, что уже несколько лет краску не покупает: остается с заказов.
Граффити нравится молодежи своей монументальностью и дерзостью, легким чувством опасности – оно генетически связано с риском. На заре становления культуры уличные художники находились в постоянной войне со стражами порядка. До того, как парней с баллонами легализовали, предоставив площадки под рисунки, любой мазок был несанкционированным – считай, хулиганство, а значит - ответственность. Грань между вандализмом и искусством весьма четкая – не портить, а улучшать. Олег Шубин, основатель граффити-движения в Томске, как будущий архитектор, прекрасно это понимает.
«В Томске есть 5 галерей под открытым небом, где мы рисуем совершенно легально, - рассказывает он. – Иногда поступают частные и муниципальные заказы: мы расписали 3 трамвая для мэрии и фасад 5-этажного здания организации». И если с площадками в Томске все в порядке, то с организацией соревнований и развитием граффити вообще, по словам Ивана, ситуация напряженная. В Кемерове ситуация обратная: контесты, хоть редко, но проводятся, ребята также стали получать заказы от чиновников и предприятий, но площадок, где бы творчеству размахнуться – нет. Приходится перебиваться гаражами и заборами. Конфликты с милицией до сих пор случаются.
Некоторым граффитчикам приходится уговаривать милицию дать разрешение раскрасить серую стену. «Мы предлагаем им это как альтернативу, - говорит 17-летний кемеровчанин Артем, в народе райтер Teku7, - покрыть ту же разбомбленную хулиганами стену, вместо матов, на ней будет красивая картинка. Часто такие компромиссы проходят».
Итак, граффити готовы, автомобилисты довольны, гуляющие парка с удовольствием фотографируются на их фоне. Всем хорошо. Ясно, что на фасадах в центре города экспрессивные полотна современного искусства – вещь неуместная. Но почему бы не расцветить, к примеру, окраины спальных районов? Медленно, но верно мы двигаемся к этому.
«Если ты художник и умеешь рисовать – то кисть, аэрограф или баллончик - не принципиально, просто надо руку набить, - говорит один из организаторов граффити-контеста Алексей Вишняков. – Сегодня здесь присутствуют лучшие художники: новокузнечанин - победитель последней «Сникерс-Урбании» (в Новосибирске), титулованный граффитчик из Томска, новосибирец и наши кемеровские ребята. Из восьми человек половина – профессионалы, а остальные – талантливые самоучки».
Одно из препятствий для развития граффити – дороговизна увлечения. И так не дешевая краска сегодня поднялась в цене. На одну картину можно «разбрызгать» до 1000 рублей, если экономить на палитре и качестве краски – до 400. Иван Ягода из Новосибирска говорит, что уже несколько лет краску не покупает: остается с заказов.
Граффити нравится молодежи своей монументальностью и дерзостью, легким чувством опасности – оно генетически связано с риском. На заре становления культуры уличные художники находились в постоянной войне со стражами порядка. До того, как парней с баллонами легализовали, предоставив площадки под рисунки, любой мазок был несанкционированным – считай, хулиганство, а значит - ответственность. Грань между вандализмом и искусством весьма четкая – не портить, а улучшать. Олег Шубин, основатель граффити-движения в Томске, как будущий архитектор, прекрасно это понимает.
«В Томске есть 5 галерей под открытым небом, где мы рисуем совершенно легально, - рассказывает он. – Иногда поступают частные и муниципальные заказы: мы расписали 3 трамвая для мэрии и фасад 5-этажного здания организации». И если с площадками в Томске все в порядке, то с организацией соревнований и развитием граффити вообще, по словам Ивана, ситуация напряженная. В Кемерове ситуация обратная: контесты, хоть редко, но проводятся, ребята также стали получать заказы от чиновников и предприятий, но площадок, где бы творчеству размахнуться – нет. Приходится перебиваться гаражами и заборами. Конфликты с милицией до сих пор случаются.
Некоторым граффитчикам приходится уговаривать милицию дать разрешение раскрасить серую стену. «Мы предлагаем им это как альтернативу, - говорит 17-летний кемеровчанин Артем, в народе райтер Teku7, - покрыть ту же разбомбленную хулиганами стену, вместо матов, на ней будет красивая картинка. Часто такие компромиссы проходят».
Итак, граффити готовы, автомобилисты довольны, гуляющие парка с удовольствием фотографируются на их фоне. Всем хорошо. Ясно, что на фасадах в центре города экспрессивные полотна современного искусства – вещь неуместная. Но почему бы не расцветить, к примеру, окраины спальных районов? Медленно, но верно мы двигаемся к этому.
Читайте так же