Ударим образованием по БДД?
В сложной ситуации с безопасностью дорожного движения в Кузбассе, как выяснилось, есть вина и сотрудников образования и здравоохранения. По крайней мере так посчитали участники недавнего совещания по БДД, которое провел заместитель губернатора Кемеровской области Александр Наумов.
Представители областной Госавтоинспекции, выступавшие перед участниками совещания, сообщили, что в снижении количества серьезных последствий в результате дорожно-транспортных происшествий, в том числе смертности, немалая роль принадлежит медикам. Чем скорее и качественнее будет оказана медицинская помощь пострадавшим в авариях, тем больше шансов, что люди смогут не только выжить, но и избежать, например, инвалидности.
Экзамен сдает каждый десятый...
Однако на состоявшемся в Санкт-Петербурге мероприятии, которое проводило МВД России, министр Рашид Нургалиев упомянул наш регион в контексте того, что именно в Кузбассе с экстренной медицинской помощью на дорогах не все благополучно.
У областных чиновников, в свою очередь, появились претензии к Кузбассобрнадзору, представители которого должны осуществлять надзор за деятельностью образовательных учреждений на территории Кемеровской области, в том числе и за автошколами.
В настоящее время в регионе работают 102 автошколы. А, например, с сентября 2007 года по сентябрь 2008 года представителями Кузбассобрнадзора было проверено всего 37 подобных образовательных учреждений, в том числе 17 новых автошкол.
Результатом этих проверок стали приостановление четырех лицензий. "Гонениям" подверглись три автошколы южной столицы Кузбасса и одна в городе Белово. Причинами приостановки лицензии стали отсутствие автодромов, где должны приобретать практические навыки езды будущие водители, и некомплект учебно-материальной базы.
Александр Наумов посчитал, что приостановка лицензий на образовательную деятельность всего в четырех автошколах - это слишком низкий показатель. С учетом всевозрастающей "дорожной нагрузки" необходимо более придирчиво относиться к проверкам деятельности автошкол. Чтобы те, в свою очередь, ответственнее подходили к подготовке водителей.
Как посетовал в ответ на это замечание замгубернатора представитель Кузбассобрнадзора, "придирчиво" проверять автошколы нельзя, поскольку есть вполне определенные требования, и если конкретное образовательное учреждение их выполняет хотя бы формально, то и придраться проверяющим чиновникам не к чему. Так, например, было в ситуации с приостановкой образовательной лицензии из-за того, что новокузнецкая автошкола оказалась без автодрома. Когда этот факт выяснился, лицензия была немедленно отозвана. Однако вскоре образовательное учреждение заключило договор со сторонней организацией, которая предоставила ему в пользование свой автодром.
Формально ситуация исправилась, фактически - сказать точно нельзя. Но лицензия была восстановлена. Для того чтобы это установить, необходимо приехать в Новокузнецк и "поселиться" на автодроме, чтобы постоянно проверять: сколько курсантов автошколы проходят через автодром, и есть ли у каждого из них такая возможность в принципе.
О качестве обучения в автошколах косвенно свидетельствует и тот факт, что в последние годы заметно сократилось количество претендентов на звание водителя, которым удалось сдать государственные экзамены (как теорию, так и практическое вождение) с первого раза. Если еще недавно количество успешных "первоходок" колебалось в пределах 55 процентов, то сегодня этот показатель составляет всего 33 процента. А в отдельных горе-автошколах этот показатель колеблется в пределах 11-13 процентов.
Как утверждают представители Госавтоинспекции - во всем виноваты автошколы. Мол, уровень подготовки в них стал заметно ниже. С одной стороны, есть претензии, например, к конкретным сотрудникам автошкол. Так, один из сотрудников кемеровской "Магистраль-авто" якобы работал с курсантами, сам в это время будучи лишен водительских прав за вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения. По мнению представителя Кузбассобрнадзора и сотрудников ГИБДД, такой работник ничему хорошему научить будущих водителей не может.
Хотя стоит отметить, что это мнение небесспорно. Пьянка за рулем, разумеется, вещь очень плохая и опасная для других участников дорожного движения, однако, как представляется, лишение прав в данной ситуации едва ли отразится на качестве знаний конкретного работника автошколы - а ведь именно знаниями делятся с курсантами специалисты этих образовательных учреждений.
Ограждения-убийцы?
Отдельным поводом для обсуждения участников совещания по безопасности дорожного движения стало состояние мостов в Кемеровской области. Согласно озвученным на мероприятии данным, в настоящее время в Кузбассе 25 процентов мостов на областных дорогах и 50 процентов мостов, расположенных на муниципальных автомагистралях, находятся в неудовлетворительном состоянии. Подчеркну, не в аварийном, когда эксплуатация мостовых конструкций может быть опасна для водителей, а именно в неудовлетворительном. Последнее подразумевает неисправное состояние либо отсутствие одного из элементов моста. Например, ограждений.
Кстати, если говорить об ограждениях, которые устанавливаются на автомагистралях для повышения безопасности дорожного движения, то из 450 километров этих конструкций на территории Кемеровской области около двухсот не соответствуют своему главному назначению. Например, дорожные ограждения из бетона. Теоретически они призваны смягчить удар при столкновении и предотвратить съезд с дорожного полотна.
Однако столкновение с бетонным "забором" само по себе представляет серьезную угрозу как для автомобилей, так и для людей, находящихся в его салоне. В этой связи, по мнению госавтоинспекторов, необходимо начинать замену бетонных ограждений на современные, которые действительно позволят "мягко" погасить энергию движения автомобиля и избежать серьезных последствий дорожно-транспортного происшествия.
Однако в этой ситуации все, разумеется, упирается в деньги, а точнее, в бюджетное финансирование ремонта дорог. Как отметил Александр Наумов, в недавно утвержденном проекте трехлетнего бюджета на 2009-2011 годы, часть расходных статей была секвестрирована, но "дорожные" остались в полном объеме.
Тем не менее даже "неурезанных" денег, по мнению специалистов дорожно-строительных организаций, чаще всего хватает на проведение экстренных мероприятий. Так, одна из "дорожных" расходных статей бюджета предусматривает 3,5 миллиарда рублей. И это притом, что для кардинального решения вопроса необходимо бюджетное годовое финансирование в размере около 20 миллиардов. В условиях имеющегося финансирования в этом году, например, было построено всего 400 метров мостовых ограждений.
Одной из проблемных автодорог, которые были отмечены на областном совещании, стала дорога, соединяющая два населенных пункта Мариинского района - Суслово и Пихтовку. Дорога была передана на баланс районных чиновников в 2006 году и изначально находилась в очень сложном состоянии. Достаточно сказать, что раньше по этой дороге ездили практически только лесовозы. Можно себе представить уровень "разбитости" дорожного покрытия. Тем не менее сейчас районная администрация пытается привести дорогу в приемлемое состояние, но на проведение всех необходимых ремонтных работ потребуется около четырехсот миллионов рублей. Найдутся ли такие деньги, пока ни чиновники Мариинского района, ни их региональные коллеги точно не знают.
Представители областной Госавтоинспекции, выступавшие перед участниками совещания, сообщили, что в снижении количества серьезных последствий в результате дорожно-транспортных происшествий, в том числе смертности, немалая роль принадлежит медикам. Чем скорее и качественнее будет оказана медицинская помощь пострадавшим в авариях, тем больше шансов, что люди смогут не только выжить, но и избежать, например, инвалидности.
Экзамен сдает каждый десятый...
Однако на состоявшемся в Санкт-Петербурге мероприятии, которое проводило МВД России, министр Рашид Нургалиев упомянул наш регион в контексте того, что именно в Кузбассе с экстренной медицинской помощью на дорогах не все благополучно.
У областных чиновников, в свою очередь, появились претензии к Кузбассобрнадзору, представители которого должны осуществлять надзор за деятельностью образовательных учреждений на территории Кемеровской области, в том числе и за автошколами.
В настоящее время в регионе работают 102 автошколы. А, например, с сентября 2007 года по сентябрь 2008 года представителями Кузбассобрнадзора было проверено всего 37 подобных образовательных учреждений, в том числе 17 новых автошкол.
Результатом этих проверок стали приостановление четырех лицензий. "Гонениям" подверглись три автошколы южной столицы Кузбасса и одна в городе Белово. Причинами приостановки лицензии стали отсутствие автодромов, где должны приобретать практические навыки езды будущие водители, и некомплект учебно-материальной базы.
Александр Наумов посчитал, что приостановка лицензий на образовательную деятельность всего в четырех автошколах - это слишком низкий показатель. С учетом всевозрастающей "дорожной нагрузки" необходимо более придирчиво относиться к проверкам деятельности автошкол. Чтобы те, в свою очередь, ответственнее подходили к подготовке водителей.
Как посетовал в ответ на это замечание замгубернатора представитель Кузбассобрнадзора, "придирчиво" проверять автошколы нельзя, поскольку есть вполне определенные требования, и если конкретное образовательное учреждение их выполняет хотя бы формально, то и придраться проверяющим чиновникам не к чему. Так, например, было в ситуации с приостановкой образовательной лицензии из-за того, что новокузнецкая автошкола оказалась без автодрома. Когда этот факт выяснился, лицензия была немедленно отозвана. Однако вскоре образовательное учреждение заключило договор со сторонней организацией, которая предоставила ему в пользование свой автодром.
Формально ситуация исправилась, фактически - сказать точно нельзя. Но лицензия была восстановлена. Для того чтобы это установить, необходимо приехать в Новокузнецк и "поселиться" на автодроме, чтобы постоянно проверять: сколько курсантов автошколы проходят через автодром, и есть ли у каждого из них такая возможность в принципе.
О качестве обучения в автошколах косвенно свидетельствует и тот факт, что в последние годы заметно сократилось количество претендентов на звание водителя, которым удалось сдать государственные экзамены (как теорию, так и практическое вождение) с первого раза. Если еще недавно количество успешных "первоходок" колебалось в пределах 55 процентов, то сегодня этот показатель составляет всего 33 процента. А в отдельных горе-автошколах этот показатель колеблется в пределах 11-13 процентов.
Как утверждают представители Госавтоинспекции - во всем виноваты автошколы. Мол, уровень подготовки в них стал заметно ниже. С одной стороны, есть претензии, например, к конкретным сотрудникам автошкол. Так, один из сотрудников кемеровской "Магистраль-авто" якобы работал с курсантами, сам в это время будучи лишен водительских прав за вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения. По мнению представителя Кузбассобрнадзора и сотрудников ГИБДД, такой работник ничему хорошему научить будущих водителей не может.
Хотя стоит отметить, что это мнение небесспорно. Пьянка за рулем, разумеется, вещь очень плохая и опасная для других участников дорожного движения, однако, как представляется, лишение прав в данной ситуации едва ли отразится на качестве знаний конкретного работника автошколы - а ведь именно знаниями делятся с курсантами специалисты этих образовательных учреждений.
Ограждения-убийцы?
Отдельным поводом для обсуждения участников совещания по безопасности дорожного движения стало состояние мостов в Кемеровской области. Согласно озвученным на мероприятии данным, в настоящее время в Кузбассе 25 процентов мостов на областных дорогах и 50 процентов мостов, расположенных на муниципальных автомагистралях, находятся в неудовлетворительном состоянии. Подчеркну, не в аварийном, когда эксплуатация мостовых конструкций может быть опасна для водителей, а именно в неудовлетворительном. Последнее подразумевает неисправное состояние либо отсутствие одного из элементов моста. Например, ограждений.
Кстати, если говорить об ограждениях, которые устанавливаются на автомагистралях для повышения безопасности дорожного движения, то из 450 километров этих конструкций на территории Кемеровской области около двухсот не соответствуют своему главному назначению. Например, дорожные ограждения из бетона. Теоретически они призваны смягчить удар при столкновении и предотвратить съезд с дорожного полотна.
Однако столкновение с бетонным "забором" само по себе представляет серьезную угрозу как для автомобилей, так и для людей, находящихся в его салоне. В этой связи, по мнению госавтоинспекторов, необходимо начинать замену бетонных ограждений на современные, которые действительно позволят "мягко" погасить энергию движения автомобиля и избежать серьезных последствий дорожно-транспортного происшествия.
Однако в этой ситуации все, разумеется, упирается в деньги, а точнее, в бюджетное финансирование ремонта дорог. Как отметил Александр Наумов, в недавно утвержденном проекте трехлетнего бюджета на 2009-2011 годы, часть расходных статей была секвестрирована, но "дорожные" остались в полном объеме.
Тем не менее даже "неурезанных" денег, по мнению специалистов дорожно-строительных организаций, чаще всего хватает на проведение экстренных мероприятий. Так, одна из "дорожных" расходных статей бюджета предусматривает 3,5 миллиарда рублей. И это притом, что для кардинального решения вопроса необходимо бюджетное годовое финансирование в размере около 20 миллиардов. В условиях имеющегося финансирования в этом году, например, было построено всего 400 метров мостовых ограждений.
Одной из проблемных автодорог, которые были отмечены на областном совещании, стала дорога, соединяющая два населенных пункта Мариинского района - Суслово и Пихтовку. Дорога была передана на баланс районных чиновников в 2006 году и изначально находилась в очень сложном состоянии. Достаточно сказать, что раньше по этой дороге ездили практически только лесовозы. Можно себе представить уровень "разбитости" дорожного покрытия. Тем не менее сейчас районная администрация пытается привести дорогу в приемлемое состояние, но на проведение всех необходимых ремонтных работ потребуется около четырехсот миллионов рублей. Найдутся ли такие деньги, пока ни чиновники Мариинского района, ни их региональные коллеги точно не знают.
Читайте так же