80 процентов экстренной помощи
В Кузбассе по-прежнему остается острым вопрос оказания своевременной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Эта проблема тем более актуальна, что по данным специалистов Кемеровского областного Центра медицины катастроф, в течение трех часов без врачебной помощи смертность среди жертв ДТП составляет 90 процентов.
Если же бригада скорой помощи успеет к месту ДТП в течение часа, то средняя выживаемость среди пострадавших (есть такой термин у медиков) составляет 70 процентов. То есть вместо 90 процентов погибает только 30 процентов жертв аварий.
Однако в том-то и проблема, что врачи Центра медицины катастроф до сих пор не могут организовать взаимодействие с соответствующими структурами для получения оперативной информации о зарегистрированных происшествиях на дорогах области и, следовательно, своевременного прибытия на место ДТП.
Как заявил корреспонденту "МК в Кузбассе" директор Центра медицины катастроф Ильгиз Галеев, все дело в том, что "дорожники" не информируют его специалистов. Под термином "дорожники", как объяснил Ильгиз Кадырович, он имеет в виду вовсе не представителей Госавтоинспекции, что было бы вполне логично, видь именно к ним стекается вся оперативная информация о ситуации на дорогах области, а собственников этих дорог. Остается предположить, что медикам должны сообщать о ДТП представители областного дорожного фонда (если речь идет о дорогах федерального или областного значения) или муниципалитетов (если речь идет о муниципальных дорогах). Именно они эксплуатируют дороги, и на них лежит ответственность за состояние автомагистралей.
Конечно, способов решения даже самой простой проблемы всегда можно найти несколько. Один - наиболее простой, остальные - значительно более сложные. Если следовать ходу мыслей Ильгиза Галеева, то сотрудники Госавтоинспекции должны информировать представителей, например, дорожного фонда, а те, в свою очередь, - Центр медицины катастроф. Логика небезупречная. Ведь цепочку можно значительно сократить.
Остается только предполагать, сколько человеческих жизней могло быть спасено, если бы удалось отремонтировать глухой телефон между врачами и "дорожниками". Ведь только в минувшем году из почти миллиона обращений на телефон скорой помощи около 130 тысяч касались дорожно-транспортных происшествий. Об этом сообщила заместитель директора Центра медицины катастроф Надежда Годлевская.
В настоящее время в Кузбассе в службе экстренной медицинской помощи работает 228 медицинских бригад. Причем 122 из них укомплектованы не врачами, а фельдшерами. То есть в критических ситуациях фельдшер просто не имеет право оказывать пострадавшему специализированную помощь на месте - он обязан доставить пациента в лечебное учреждение под присмотр врача. Все это неизбежно приводит опять-таки к потере драгоценного времени.
Такая низкая укомплектованность бригад скорой помощи квалифицированными врачами - общая проблема службы. По словам Надежды Михайловны, наиболее сложная ситуация в этом плане сложилась в городе Новокузнецке. Сейчас здесь около 25 процентов от общего числа врачебных бригад. В целом по Кемеровской области положение немногим лучше - около 50 процентов врачей.
И весь этот некомплект на фоне нехватки количества бригад скорой помощи в целом по региону. Сейчас показатель обеспеченности населения Кузбасса колеблется в пределах 0,8 или 80 процентов. В идеале, согласно нормативам, он должен составлять 100 процентов или одна бригада скорой помощи на 10 тысяч населения. В противном случае врачи физически не могут успеть оказать помощь всем, кто в ней нуждается.
Стоит отметить, что, несмотря на то, что деятельность службы скорой помощи и Центра медицины катастроф частично пересекается, все же у них разные задачи. Скорая помощь появляется там, где необходимо экстренное медицинское вмешательство, - чаще всего пациентами врачей оказываются люди, состояние которых резко ухудшилось в результате обострения хронических заболеваний, а также пациенты с различными инсультами, инфарктами и прочими состояниями, которые угрожают жизни человека.
Медицина катастроф призвана заниматься организацией работы врачей, в том числе и скорой помощи, при ликвидации крупных чрезвычайных происшествий техногенного характера, например, аварий в шахтах, серьезных ДТП и так далее. Для работы в Центре медицины катастроф привлечены в настоящее время 400 медиков. Кроме того, Центр призван заниматься разработкой различных проектов, которые в перспективе могут помочь в деле спасения жизни людей, ставших жертвами техногенных катастроф. Однако бюджет этой организации до удивления незначителен. 25 миллионов в год. Если разделить эти деньги между всеми работниками Центра, то получится чуть более 5 тысяч рублей в месяц. Причем в эту сумму входит не только зарплата медиков, но те самые проекты. Остается только догадываться, что могут сделать врачи исходя из такого бюджета.
Если же бригада скорой помощи успеет к месту ДТП в течение часа, то средняя выживаемость среди пострадавших (есть такой термин у медиков) составляет 70 процентов. То есть вместо 90 процентов погибает только 30 процентов жертв аварий.
Однако в том-то и проблема, что врачи Центра медицины катастроф до сих пор не могут организовать взаимодействие с соответствующими структурами для получения оперативной информации о зарегистрированных происшествиях на дорогах области и, следовательно, своевременного прибытия на место ДТП.
Как заявил корреспонденту "МК в Кузбассе" директор Центра медицины катастроф Ильгиз Галеев, все дело в том, что "дорожники" не информируют его специалистов. Под термином "дорожники", как объяснил Ильгиз Кадырович, он имеет в виду вовсе не представителей Госавтоинспекции, что было бы вполне логично, видь именно к ним стекается вся оперативная информация о ситуации на дорогах области, а собственников этих дорог. Остается предположить, что медикам должны сообщать о ДТП представители областного дорожного фонда (если речь идет о дорогах федерального или областного значения) или муниципалитетов (если речь идет о муниципальных дорогах). Именно они эксплуатируют дороги, и на них лежит ответственность за состояние автомагистралей.
Конечно, способов решения даже самой простой проблемы всегда можно найти несколько. Один - наиболее простой, остальные - значительно более сложные. Если следовать ходу мыслей Ильгиза Галеева, то сотрудники Госавтоинспекции должны информировать представителей, например, дорожного фонда, а те, в свою очередь, - Центр медицины катастроф. Логика небезупречная. Ведь цепочку можно значительно сократить.
Остается только предполагать, сколько человеческих жизней могло быть спасено, если бы удалось отремонтировать глухой телефон между врачами и "дорожниками". Ведь только в минувшем году из почти миллиона обращений на телефон скорой помощи около 130 тысяч касались дорожно-транспортных происшествий. Об этом сообщила заместитель директора Центра медицины катастроф Надежда Годлевская.
В настоящее время в Кузбассе в службе экстренной медицинской помощи работает 228 медицинских бригад. Причем 122 из них укомплектованы не врачами, а фельдшерами. То есть в критических ситуациях фельдшер просто не имеет право оказывать пострадавшему специализированную помощь на месте - он обязан доставить пациента в лечебное учреждение под присмотр врача. Все это неизбежно приводит опять-таки к потере драгоценного времени.
Такая низкая укомплектованность бригад скорой помощи квалифицированными врачами - общая проблема службы. По словам Надежды Михайловны, наиболее сложная ситуация в этом плане сложилась в городе Новокузнецке. Сейчас здесь около 25 процентов от общего числа врачебных бригад. В целом по Кемеровской области положение немногим лучше - около 50 процентов врачей.
И весь этот некомплект на фоне нехватки количества бригад скорой помощи в целом по региону. Сейчас показатель обеспеченности населения Кузбасса колеблется в пределах 0,8 или 80 процентов. В идеале, согласно нормативам, он должен составлять 100 процентов или одна бригада скорой помощи на 10 тысяч населения. В противном случае врачи физически не могут успеть оказать помощь всем, кто в ней нуждается.
Стоит отметить, что, несмотря на то, что деятельность службы скорой помощи и Центра медицины катастроф частично пересекается, все же у них разные задачи. Скорая помощь появляется там, где необходимо экстренное медицинское вмешательство, - чаще всего пациентами врачей оказываются люди, состояние которых резко ухудшилось в результате обострения хронических заболеваний, а также пациенты с различными инсультами, инфарктами и прочими состояниями, которые угрожают жизни человека.
Медицина катастроф призвана заниматься организацией работы врачей, в том числе и скорой помощи, при ликвидации крупных чрезвычайных происшествий техногенного характера, например, аварий в шахтах, серьезных ДТП и так далее. Для работы в Центре медицины катастроф привлечены в настоящее время 400 медиков. Кроме того, Центр призван заниматься разработкой различных проектов, которые в перспективе могут помочь в деле спасения жизни людей, ставших жертвами техногенных катастроф. Однако бюджет этой организации до удивления незначителен. 25 миллионов в год. Если разделить эти деньги между всеми работниками Центра, то получится чуть более 5 тысяч рублей в месяц. Причем в эту сумму входит не только зарплата медиков, но те самые проекты. Остается только догадываться, что могут сделать врачи исходя из такого бюджета.
Читайте так же