3 процента уверенности


Судебные приставы смогли вернуть вкладчикам обанкротившихся потребительских кредитных кооперативов только три процента потерянных денег. Более того, как заверяют представители правоохранительных органов, и это даже много.
'3

Если говорить в абсолютных цифрах, то возврат составил более 11 миллионов рублей. А вот невозврат – куда больше. Всего 334 миллиона рублей. Итого соотношение примерно 3 к 97 процентам. А приставы беспомощно разводят руками. Государственная структура, у которой есть полномочия, большой штат работников, которые получают заплаты за счет бюджетных средств, расписывается в собственном бессилии.

Присвоили и растратили?

Так, по словам заместителя кузбасского управления федеральной службы судебных приставов Лены Бессоновой, когда сотрудники этого ведомства приходят к должникам, которым суд предписал вернуть деньги своим вкладчикам, то из имущества в офисах некогда преуспевающих организаций нет ничего.
Таким образом, безрезультатно окончились прогулки приставов к должникам по пятнадцати адресам – именно столько кредитных кооперативов оказались вне правового поля. Всего по фактам деятельности этих компаний было возбуждено 1 317 исполнительных производств. И как уже понятно, абсолютное большинство из них окончилось ничем.

Ну, если не считать единичных случаев с наказанием конкретных лиц – руководителей кооперативов. Да и то речь идет не о взыскании задолженности в пользу вкладчиков, а лишь о своего рода моральной сатисфакции. Так, например, руководитель кооператива под громким названием «Алмаз» был приговорен судом к обязательным работам на 190 часов. Итого всего 24 полновесных рабочих смены.

Или вот еще. Руководитель организации под названием «Кредит-Инвест» оштрафована на десять тысяч рублей. Все эти наказания назначены за злостное уклонение от выполнения решений суда.
Волна обвала кредитных кооперативов пришла вместе с мировым экономическим кризисом. Тогда, в конце 2008 года и начался массовый обвал кооперативного движения, невозврат денег вкладчикам (в отношении кредитных кооперативов точнее называть таких людей сберегателями. – Прим. автора). Шума и реакции властей всех уровней в тот момент было в избытке. Отчего и ожидать адекватных мер со стороны правоохранительных органов и возбуждения резонансных уголовных дел вроде вполне уместно. Но не тут-то было.

Как сообщила начальник отдела Главного следственного управления областной полиции Татьяна Килина, было возбуждено 16 уголовных дел, фигурантами в которых выступили руководители тринадцати кооперативов. Дела возбуждались в основном по двум статьям УК РФ. Это 159 «Мошенничество» и 201 «Присвоение или растрата».
Но, несмотря на такое приличное количество дел, в настоящее время в суде находится только «пакет документов» на руководителя «Гурьянина». По мнению следствия, эта организация задолжала своим вкладчикам около 50 миллионов рублей. Однако к чему придет судебное следствие – пока еще непонятно. В принципе, возможны абсолютно разные варианты, но тут, как говорится, поживем – увидим.

Высокорисковый бизнес

Однако интересен сам факт: за два года, начиная с 2009 года, из громких уголовно-кооперативных дел – только «Гурьянин». Остальные, скажем так, помельче. Вот, например, руководителя одного из кооперативов объявили даже не во всероссийский, а в международный розыск. Но пока толку мало: человека след простыл.
А тут, с наступлением очередного периода стабильности, кредитные кооперативы вновь поднимают головы, обещая своим вкладчикам-сберегателям баснословные проценты. Так, например, отдельные организации предлагают до 30 (!) процентов годовых доходность по вкладам. И это притом, что банки сегодня готовы обеспечить уровень доходности в разы меньший – всего на уровне шести процентов в среднем.

И самое главное состоит в том, что желающие расстаться со своими кровными в пользу кооперативов опять находятся. Несмотря на здравый смысл и элементарную логику. Так, если кооператив предлагает разместить деньги даже под 15-20 процентов годовых, стоит задуматься, откуда тот сможет взять капитал, чтобы обеспечить такую доходность.

А вам ответят: за счет кредитов, ставка по которым составляет, например, 25 процентов в годовом исчислении. Только вот тут возникает один нюанс. Кто готов на то, чтобы брать такие дорогие кредиты? – даже в самых дорогих банках ставка сегодня колеблется на уровне 15 процентов. Значит, в кооперативы приходят такие заемщики, которым по какой-то причине отказал банк. А это ни больше ни меньше высокорисковый заемщик. То есть риск невозврата полученного кредита достаточно высок. Соответственно, финансовая стабильность компании, в которую вкладчик принес деньги, по меньшей мере вызывает сомнения.
В этой связи стоит отметить, что на кооперативном рынке, возможно, частично стабилизирующую роль сыграет становление системы саморегулируемых организаций (СРО), в состав которых к 4 августа 2011 года должны войти абсолютно все кредитные кооперативы. СРО якобы призваны обеспечить контроль за деятельностью своих членов. Однако насколько эффективным может оказаться такой контроль, стоит судить только спустя как минимум несколько лет.
Сергей Филлипов.
 
0

Комментарии:


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Вопрос:
Сколько будет 2+3
Ответ:*
Введите два слова, показанных на изображении: *
Новое в блогах
Наш опрос
Часто ли вы смотрите телевизор?
Постоянно включен
Более 6 часов в день
3-4 часа в день
1-2 часа
Изредка включаю
Затрудняюсь ответить

TV программы
Мы в социальных сетях
Свежий номер

Московские полосы еженедельника "МК в Кузбассе" читайте в печатном варианте или на сайте

Календарь
«    Август 2011    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Архив публикаций