МК-рецензия: "Пила 3D" и "Паранормальное явление 2"
Буржуйский праздник Хэллоуин придал вектор и направил на фильмы ужасов. Тем более, на мультфильм “Мегамозг” не пробиться сквозь радостно вопящую ребятню, ведомую не менее радостными родителями. Поэтому на очереди традиционная для конца октября “Пила”, на сей раз под номером семь, и финансовый феномен в стиле мокьюментари “Паранормальное явление 2”. И если вторая картина оказалась даже лучше, чем ожидалось, то “Пила” окончательно слилась и поставила до того хлипкую точку на серии, что становится обидно.
Но сначала о хорошем. Создатели второго “Паранормального явления” мало того, что сохранили стиль первой части – документальные съемки, так еще и завязали сюжет с первой частью. Да так грамотно, что это доставляет истинное удовольствие. Не то, чтобы первая часть оставила массу вопросов, но вторая добавила много фактического материала, который даёт больше ясности, почему всё это произошло, показывая и раскрывая характеры и поступки. Традиционно медленно раскачиваясь, сюжет во второй половине фильма выдает такие поводы для страха, что зал в едином порыве ахает, вскрикивает или замирает – кто на что горазд. Опять же больше персонажей делают действие интересней. Собака на экране напрягается – возникает тревога; дети, как известно еще со времен популярности японских ужастиков, могут напугать до жути. Как оказалось, даже снятые в стиле псевдодокументалистики.
Псевдодокументалистика, в свою очередь, имеет свой подводный камень, который, впрочем, на поверхность выглядывает, - высокий порог веры зрителя в достоверность происходящего на экране. Особенно тяжело переступить этот порог в кинозале, где недоросли всех возрастов или нервно хихикают, или смачно ржут, матерно обсуждают увиденное и поглощают попкорн. Вот то ли дело дома, вечером, вдвоем или лучше одному… Тогда, может, придется извести порцию стирального порошка на простыни. Испугаться есть где.
На “Пиле” же пугаться возможностей не возникает. Да и не тем она брала всю свою долгую историю. Седьмая часть так и вовсе ничем не берет. Полная творческая импотенция. Серьезно, идти семь лет к настолько высосанной из пальца последней части (по крайней мере, заявленной продюсерами, как последняя), это издевательство и над зрителями, и над собой. После седьмой серии многие даже ярые поклонники могут с уверенностью сказать, что лучше бы закончили на первой. Апофеоз выжимания денег из аудитории. Приходите, это же “Пила”! “Пила” да сплыла. Стремление соединить воедино все концы, в том числе и надуманные, выдало в итоге клубок с торчащими отовсюду нитками. Это первая часть, в которой Игра не перенимает на себя все внимание и вообще к финалу уходит в сторону. Пожалуй, это первая часть, в которой видны огромные сценарные бреши, от которых возникает вопрос: “А почему герои такие глупые и делают именно то, что делают?”. Ну а финт придумщиков-сценаристов закончить серию, присобачив героев первой части, это то, что не только не восхищает, а даже не удивляет. Скучно, мясно-кроваво и бессмысленно яростно. Хорош на сто процентов только эпизод с пулемётом. Ну и редкий Тобин Белл, конечно. Жаль, искренне жаль.