МК-рецензия: "Призраки"
Дождь. Пасмурность. Постоянное чувство тревоги. Ощущение надвигающейся опасности. Всё это довлеет над героями нового фильма Романа Полански “Призрак”, а вместе с ними и над зрителем. Что-что, а подобную атмосферу этот режиссер создавать умеет. А когда речь идет о тайнах большой политики, тут уж сам кинематографический бог велел нагонять паранойи.
Главный герой – призрак пера, который помогает привести в должный вид мемуары бывшего премьер-министра Великобритании Адама Ланга. Он довольно неожиданно получает эту работу, так как его предшественник внезапно умирает, по официальной версии, по случайности. “Книга его убила”, – таинственно говорит агент писателя в начале фильма. Повеяло мистикой. Лысый, потолстевший и оттого выглядящий крайне матёрым Джеймс Белуши в роли издателя добавляет инфернальности. Но официальная встреча проходит и герой отправляется на остров к политику, к рукописи, к тому, чтобы вложить в книгу сердце. Мистика рассеивается, и паранойя потихоньку начинает захватывать экранное время. Ультимативные меры предосторожности, ограниченный в численности персонал, жена политика, подозревающая мужа в интрижке с помощницей и при случае ставящая ее на место, дождь, неспокойное серое море. К напряжению от ожидания появления бывшего премьера добавляется напряжение отношений внутри их семьи. Еще и эта по выяснению несостыковки фактов становящаяся всё более загадочной смерть предшественника.
Эван МакГрегор удачно вписывается в роль честного простачка, которого затягивает сеть таинственности, по мнению многих, всегда присущей большим решениям в большой политике. А когда на кону выяснение степени влияния США на решения Великобритании по глобальным вопросам, тут дело похлеще Уотергейта. И призрак, оставив попытки привнести “сердце” попадает под влияние рукописи и начинает искать разгадки. Действие развивается неторопливо, новые подсказки к решению тайн появляются логично и постепенно, дождь и пасмурность всё так же довлеют. Тут даже погоня превращается в выслеживание и добавляет здоровую порцию саспенса. Каждое общение с Лангом (Пирс Броснан - хорош) придает повествованию чувство нервозности, будто вы сами стоите на ковре у начальника и пытаетесь узнать у него подробности студенческой жизни. А у начальника характер взрывной.
К счастью, в политическом триллере “Призрак” больше триллера, чем политики. И истина о том, что не стоит лезть в серьезные дела, если не хватает сил и хватки, не выдвигаться на первый план, а просто остаться фоном, иногда подчеркивая беспомощность и безнадежность простого человека. И пусть развязка некоторыми будет разгадана на раз-два - не ради неё делался фильм, хотя в нём, как и в книге Роберта Харриса, четко прослеживаются отсылки к реальным, ныне живущим людям. Атмосфера перекрывает всё, и в ней, густой, нарастающей и тревожащей, происходит пара-тройка моментов и событий, которые удивляют своей неожиданностью и стремительностью. Рука мастера, практически классика кинематографа. Рука Романа Полански.