ТОПЛИВО БУДУЩЕГО

Ученые и изобретатели уже давно пытаются придумать новые двигатели для автотранспорта. И несмотря на множество направлений, в которых движется конструкторская мысль – газ, этанол, электричество, – еще много лет бензин и дизельное топливо останутся признанными лидерами на авторынке. А потому и автопроизводители держат курс на соответствующие экологическим стандартам эти виды топлива.

'ТОПЛИВОВопросы экологии являются ключевыми для многих политиков развитых стран, а партия «зеленых» заседает в европейском парламенте. Сохранение нашей планеты в пригодном для проживания виде заключается не только в борьбе с глобальными катаклизмами, вызванными деятельностью человека, вроде утечки нефти ВР в Мексиканском заливе. Ежедневно каждый из нас куда-то едет – на своем ли автомобиле или на общественном транспорте. А это означает ежедневное сжигание огромного количества топлива и выбросы в атмосферу. Что нужно сделать для того, чтобы нашим детям досталась планета не хуже, чем была у нас?

Экологические стандарты для безопасности
Впрочем, каждый автовладелец вправе сам решать, участвует ли он в борьбе за чистый воздух. В конце концов именно водителям достается меньше всего – в машинах установлены салонные фильтры, кондиционеры, климат-контроль, системы внутренней циркуляции воздуха (на случай, если нет возможности обогнать какой-нибудь старенький пыхтящий «тихоход»). Гораздо больше страдают пешеходы. И в особенной зоне риска – дети, ведь вредные пары остаются в воздухе на высоте максимум полтора метра от земли.
Транспорт всегда считался и до сих пор традиционно считается одним из главных загрязнителей окружающей среды. Многие читатели помнят кадры из Японии в выпусках новостей 70-х: жители Страны восходящего солнца ходят в респираторных масках, так как дышать на улицах невозможно из-за автомобильных выхлопов. Тогда мир был на пороге экологической катастрофы.
Сегодня автомобилизация населения выше во много раз, но маски надевают лишь в случае эпидемий. Коллективный разум взял верх, и государства во всем мире приняли жесткие нормы по соответствию топлива экологическим стандартам. Прежде всего нужно было обеспечить низкий уровень вредных веществ в бензине - а это металлосодержащие присадки, метанол, бензол, прочая химия с неблагозвучными названиями.
Со временем общемировые экологические тенденции пришли в Россию. Например, если старые ГОСТы допускали в бензине пятипроцентное содержание бензола и 0,005 процента серы, то стандарты нового тысячелетия как минимум в пять раз жестче. И сера, которая засоряет автомобильные катализаторы, теперь не представляет угрозы для машин, если вы приобретаете качественное топливо, такое, как производства Омского нефтеперерабатывающего завода, дочернего предприятия компании «Газпромнефть». Кроме того, современные стандарты стали не просто жестче, но и предусматривают большее количество параметров топлива. Например, появился такой показатель качества бензина, как «испаряемость». Этим параметром определяются пусковые характеристики мотора, что очень актуально для Сибири с учетом наших зимних морозов.

Альтернатива – повышение качества
Новые требования коснулись всех видов топлива – от авиационного керосина до автомобильного бензина. Правда, есть мнение, что выход не в улучшении качества бензина, а в замене его на принципиально другой вид горючего. Однако тут не все так однозначно, как может показаться на первый взгляд.
Например, как выяснили ученые, если заменить бензин на газ или этанол, то с сокращением выбросов одних вредных веществ резко увеличится выброс других.
Например, ученые из Стэнфордского университета использовали компьютерную модель, имитирующую ситуацию, которая может сложиться в США в 2020 году. Исследователи предположили, что к этому времени станут популярными автомобили, работающие на этаноле или, проще говоря, спирте.
Результаты оказались шокирующими. С одной стороны, использование спирта позволяет уменьшить выбросы в атмосферу двух опасных канцерогенов - бензола и бутадиена. С другой, существенно увеличивается выброс формальдегида, который воздействует на генетический материал, репродуктивные органы, дыхательные пути, глаза, кожу. Кроме того, неизбежно вырастет и выброс ацетальдегида. Это химическое соединение повреждает ДНК. А еще использование такого топлива неизбежно приведет к повышению концентрации в атмосфере озона, который считается основным компонентом смога, являясь сильнейшим окислителем. Озон значительно ухудшает состояние людей, страдающих астмой и в принципе наносит серьезный ущерб дыхательной системе.
Еще один вид топлива, который предлагается в качестве замены бензину – природный газ (метан или пропан-бутан). Редакция журнала «Авто ревю», как только в России поднялась очередная волна разговоров об ухудшении экологической ситуации, решила сравнить три вида топлива - бензин, сжиженный пропан-бутан и сжатый метан. И все это - на одном автомобиле Daewoo Nexia. Выяснилось, что переход на метан позволит не только окупить установку, но и существенно сэкономить. При переходе на пропан-бутан экономия будет скромнее. Но сколько у метана минусов... В один баллон объемом 35 литров входит всего 7 кубов сжатого природного газа. Этого хватит лишь на 70 км пробега! В багажник «Нексии» влезут два таких баллона, что обеспечит запас хода всего в 140 км. А весят два баллона около 50 кг. Но главное, что выяснили журналисты, - существенных экологических преимуществ переход на газ не дает.
Про электрические двигатели говорить и вовсе не приходится. Пока что их производство в зачаточном состоянии. Электродвижки слишком маломощны и до сих пор остаются для всего мира экзотической игрушкой.

Дом для голубя
Современные требования к топливу регулярно ужесточаются не только в сторону безопасности для автомобиля, но и в сторону экологичности – безопасности для человека и всей живой природы. У любой нефтяной компании - будь то «Газпромнефть», «Роснефть» или «Лукойл» - есть своя природоохранная программа.
После того как стало понятно, что отказ от всем привычного и давно опробованного вида топлива проблему не снимет, было решено пойти по другому, наиболее логичному пути - радикально уменьшить в бензине число вредных веществ. Так в Европе еще в начале 90-х годов запустили в действие экологические стандарты «Евро». В России сейчас производится бензин по нормам «Евро-2» и «Евро-3», но в ближайшее время запланирован переход на «Евро-4» и «Евро-5». Каждая последующая норма в разы сокращает содержание всех потенциально вредных веществ по сравнению с предыдущей версией стандарта.
В основном о характеристиках своего топлива в России заботятся крупные компании с долгосрочной бизнес-стратегией. В борьбе за клиента каждая из них старается предоставить продукт лучше, чем у конкурента. О том, что технологии производства достигли безопасного уровня, подтверждают не только эксперты. Не так давно на телевидении был сюжет про то, как голубка свила себе гнездо прямо на одной из заправок компании «Газпромнефть». Когда ее попытались отдать в голубятню, птица улетела оттуда и вернулась домой - на АЗС.
Ну а если даже голубь сегодня выбирает себе домом автозаправку, значит, на таких АЗС с качеством и «чистотой» бензина действительно все в порядке. Мы все знаем, насколько животные чувствительны к чистоте окружающей среды.

Чем опасен «самопал»?
Самая большая опасность для людей и автомобилей кроется в «паленом» топливе – как для людей, так и для автомобилей. Довольно большая часть «самопала» получается из «прямогонного» бензина с октановым числом 60-64, который производят различные нефтеперегонные заводы. Затем такое топливо продается коммерческим структурам, которые искусственно повышают его октановое число. В итоге на выходе получается якобы 76-й или даже 92-й бензин. А популярный у владельцев иномарок АИ-95 изготавливают с помощью присадок или аппаратов по типу самогонных из 92-го или того же 76-го.
Другой дешевый способ «производства» высокооктанового бензина - добавить в низкооктановое топливо тетраэтилсвинец. Получается этилированный бензин - очень токсичное и совершенно неприемлемое для современных машин с катализаторами горючее. Для сведения: катализаторы уже давно ставят на все иномарки. Правда, «народные умельцы» частенько выбивают их, чтобы бортовой компьютер не показывал ошибку из-за плохого бензина.
Этилированный бензин запрещен в России уже давно, но законные и незаконные присадки до сих пор используются недобросовестными предпринимателями, «собирающими» из АИ-80 и АИ-92 «высокооктановые» суррогаты. Как меняются свойства этого «коктейля Молотова», в том числе температура и время сгорания, разумеется, никто не контролирует и не проверяет. Вот и догорает такая смесь уже в выпускном тракте, «убивая» клапаны и отравляя воздух.
Стоит отметить, что чаще всего бензинный суррогат уходит через несетевые заправки. Поэтому на АЗС таких сомнительных компаний качество бензина часто отличается нестабильностью. Крупные поставщики нефтепродуктов, такие как упомянутая «Газпромнефть», контролируют процесс от скважины до заправки – включая собственные нефтезаводы, нефтебазы и даже бензовозы.

В ожидании Евро-5
Хороший отечественный бензин производят в Омске. Местный нефтеперерабатывающий завод (ОНПЗ) – один из ведущих производителей в России и в Европе. И хоть он и является дочерним предприятием «Газпромнефти», поставляет топливо не только на «монобрендовые» АЗС, но и еще на многие заправки в Сибири и на Урале. На заводе летом прошлого года была запущена установка "Изомалк-2". Ее задача - обеспечить современным экологичным бензином всю Сибирь. Разумеется, купить такой качественный бензин можно и в Кемеровской области.
Сейчас на основном производстве компании идет активная модернизация, чтобы к моменту принятия новых экологических норм продукция предприятия им соответствовала. Всего через несколько лет все наши нефтяные компании должны будут выпускать только топливо класса «Евро-5». А потому российские производители бензина сегодня все больше задумываются над тем, как сделать свою продукцию не только доступной, но и качественной, экологически чистой.
И многие кузбасские водители уже сегодня готовы попробовать новое топливо. Ведь каждый понимает, какое значение качественный бензин имеет для машины. А чистое топливо – это и чистый двигатель, который реже нуждается в обслуживании и дольше служит.
Владимир Соловьев.
 
0

Комментарии:


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Вопрос:
Сколько будет 2+3
Ответ:*
Введите два слова, показанных на изображении: *
Новое в блогах
Наш опрос
Часто ли вы смотрите телевизор?
Постоянно включен
Более 6 часов в день
3-4 часа в день
1-2 часа
Изредка включаю
Затрудняюсь ответить

TV программы
Мы в социальных сетях
Свежий номер

Московские полосы еженедельника "МК в Кузбассе" читайте в печатном варианте или на сайте

Календарь
«    Январь 2012    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Архив публикаций