Бакалавры идут!..
С 1 сентября 2011 года все вузы России переходят на «раздельное» высшее образование. Теперь здесь будут выпускаться сначала бакалавры, а затем – магистры. Чем чреваты для будущих выпускников, специалистов с высшим образованием подобные изменения, решил выяснить корреспондент «МК в Кузбассе».
Ну, во-первых, тем, что словосочетание «специалист с высшим образованием» теперь кардинально меняет смысл. Такие специалисты останутся. Но для этого надо будет получить именно статус специалиста, то есть пройти специалитет. Это еще один этап высшего образования – средний между бакалавриатом и магистратурой. Но, думаю, стоит поговорить о каждом уровне образования подробнее.
Специалитет не для всех
Для начала стоит отметить, что бакалавриат как явление в российском образовании появился вовсе не в 2011 году. На такое обучение давным-давно перешли некоторые вузы. Первый опыт появился еще в конце 90-х. В том числе и в кузбасском образовании. Однако носил он характер локальный, соответственно, таких выпускников на рынке было совсем немного. А потому и проблем, с ними связанных, - столько же. Теперь же на раздельное обучение вузы переходят повсеместно.
Итак, первым этапом получения высшего образования «по-новому» становится бакалавриат. Его длительность в отличие от привычной пятилетней «вышки» составит всего 4 года. Чтобы перейти на следующую образовательную ступень, необходимо будет проучиться еще два года и - стать магистром. А вовсе не специалистом, как кто-то мог подумать.
Дело в том, что специалитет возможен далеко не во всех, простите за тавтологию, специальностях. Так, например, среди большинства гуманитариев не предполагается готовить специалистов: только бакалавров или магистров. А вот инженер может и в условиях новой образовательной системы стать специалистом. Для этого ему надо успешно пройти годовой курс после окончания бакалавриата.
Все эти слова – бакалавр, специалист, магистр – вносят, разумеется, немалую сумятицу в умы будущих абитуриентов и их родителей. Да и работодатели тоже пока находятся в недоумении. Хотя с последними проще: им-то как раз все объяснить уже в ближайшие два-три года обещает Министерство здравсоцразвития. Что выразится в издании нового тарифно-квалификационного справочника. В прежнем никаких бакалавров нет в принципе. Только специалисты с высшим образованием. Что вполне понятно.
Первая волна бакалавров настигнет Россию в целом и Кузбасс в частности в 2015 году, когда выпустятся первокурсники-2011. Соответственно, к этому времени государство и работодатели (в том числе частные) должны определиться, какие образовательные требования предъявлять к сотрудникам, трудоустраиваемым на конкретные должности.
Двойное образование
Как видят начавшуюся реформу высшего образования сами представители вузов. С одной стороны, им как исполнителям в этой ситуации проще всего: получили новые учебные планы, привели свои лекции и семинары в соответствие с ними и – работают дальше.
Но, с другой стороны, сами вузы, судя по всему, от раздельного образования должны только выиграть. И вот почему. Предположим, что абитуриент поступил на бюджетное место в бакалавриат. Успешно отучился и окончил его. Затем перед каждым выпускником неизбежно встает вопрос: что делать дальше? Можно сразу поступить в магистратуру. Можно пойти работать, а потом при необходимости вернуться в вуз и получить диплом магистра.
Как бы там ни было, но бюджетных мест в магистратуре предусмотрено существенно меньше, чем в бакалавриат. А значит, не все желающие смогут получить «совершенно законченное высшее образование» бесплатно. Или вот еще один момент. Человек, получивший начальное высшее образование (диплом бакалавра) по специальности, например, экономист, может стать магистром юриспруденции. Но только на платной основе. Кстати, это один из, пожалуй, однозначных плюсов реформы: по сути, студент может получить два образования. Одно в рамках бакалавриата, второе – магистратуры.
Соответственно, сами вузы смогут на совершенно законных основаниях зарабатывать больше за счет платных услуг. И, как уверено абсолютное большинство представителей учебных заведений, опрошенных «МК» на условиях анонимности, сколько бы не говорилось о том, что бакалавр – это полноценное высшее образование, в голове россиян накрепко засядет мысль, что если есть магистр, то для получения более высокого статуса на рынке труда лучше быть именно магистром. А значит, поток поступающих в магистратуру должен быть постоянным и «полноводным».
Конкуренция в образовании
К новым реалиям реформы образования стоит отнести еще один момент. Предполагается, что готовить бакалавров смогут не только вузы, но и колледжи. То есть, с одной стороны, появится определенная конкуренция между учебными учреждениями. Но с другой, вполне уместно задуматься о качестве образования, когда и ссуз, и вуз смогут играть на одном образовательном поле.
Если так и окажется в реальности, то, разумеется, вузы изначально попадут в более выгодное положение. Все-таки логичнее получать высшее образование именно в них. Однако колледжи смогут попытаться конкурировать, во-первых, повышением качества образования, а во-вторых, ценой обучения на внебюджетных местах.
Стоит еще раз вернуться к созданию нового тарифно-квалификационного справочника. Результаты реформы высшего образования во многом будут зависеть от требований этого документа. Если бакалавры смогут занимать ответственные должности, которые помогут занять выпускникам вузов (и колледжей) в перспективе достойное место в обществе и обеспечивать себе карьеру, то вполне возможно, что часть бакалавров так и останутся в этом звании.
Правда, представители вузов высказывают определенные сомнения не только в том, что справочник это позволит обеспечить (иначе смысл магистерского диплома теряется), но и в том, что в Минтруде успеют (учитывая скорость работы бюрократической машины) вовремя выпустить новый справочник. Если такие опасения подтвердятся, то выпускникам-2015 придется убеждать в индивидуальном порядке потенциальных работодателей, что профессиональный уровень бакалавров ничем не хуже прежних специалистов.
Однако сказать точно, чем выпускники, обучавшиеся раньше по пятилетней программе, и будущие бакалавры и магистры будут отличаться, пока не могут и в учебных учреждениях. Понятно, что учебные программы будут разные. Но насколько? Как прокомментировал представитель одного из вузов, возможно, бакалавры в отличие от магистров будут обладать менее углубленными знаниями в своей профессии.
Ректор Кемеровского госуниверситета Ирина Альбертовна Свиридова о бакалавриате:
- С 2011 года российские вузы переходят на образовательные стандарты третьего поколения. Система высшего образования будет представлена уровнями – бакалавриата и магистратуры.
С 2008 года мы в Кемеровском госуниверситете начали увеличивать число бакалаврских программ - вели прием по 8 направлениям, в 2010 году уже по 14. В этом году предлагаем 32 направления бакалавриата и 16 – магистратуры. Остается только одна специальность «Перевод и переводоведение». Это направление не включено в перечень бакалаврских программ по приказу Минобрнауки РФ.
Обучение по программе бакалавриата дает полноценное высшее образование. Образовательные программы, рассчитанные на 4 года, в целом сохраняют такой же перечень дисциплин, что и при пятилетнем обучении. Просто сокращается количество часов.
После окончания бакалавриата – первого уровня высшего образования – есть возможность продолжить обучение в магистратуре (2 года), что предполагает более глубокое освоение теоретических аспектов и ориентирует на научно-исследовательскую деятельность. Причем выбрать можно любое направление вне зависимости от направления бакалавриата. Кроме того, в 2011 году в магистратуру могут подавать заявления и выпускники с дипломом специалиста. По окончании бакалавриата можно поработать несколько лет, а потом продолжить обучение в магистратуре на бюджетной основе.
Есть и оборотная сторона проблемы – расплывчатое представление, кто такие бакалавры и где они могут работать. Слова «бакалавр» и «магистр» пугают не только абитуриентов и родителей, но и работодателей. Зачастую руководители предприятий считают бакалавров «недоучками» и «недоделанными специалистами». Пока массового выпуска бакалавров в масштабах страны не было, но через 2-3 года может возникнуть проблема их трудоустройства. Поэтому необходимо правовое закрепление на федеральном уровне сегментов экономики, в которых могут трудиться выпускники с высшим образованием с дипломом бакалавра и магистра. Сейчас над этой проблемой работают в Министерстве здравоохранения и социального развития РФ.
Ну, во-первых, тем, что словосочетание «специалист с высшим образованием» теперь кардинально меняет смысл. Такие специалисты останутся. Но для этого надо будет получить именно статус специалиста, то есть пройти специалитет. Это еще один этап высшего образования – средний между бакалавриатом и магистратурой. Но, думаю, стоит поговорить о каждом уровне образования подробнее.
Специалитет не для всех
Для начала стоит отметить, что бакалавриат как явление в российском образовании появился вовсе не в 2011 году. На такое обучение давным-давно перешли некоторые вузы. Первый опыт появился еще в конце 90-х. В том числе и в кузбасском образовании. Однако носил он характер локальный, соответственно, таких выпускников на рынке было совсем немного. А потому и проблем, с ними связанных, - столько же. Теперь же на раздельное обучение вузы переходят повсеместно.
Итак, первым этапом получения высшего образования «по-новому» становится бакалавриат. Его длительность в отличие от привычной пятилетней «вышки» составит всего 4 года. Чтобы перейти на следующую образовательную ступень, необходимо будет проучиться еще два года и - стать магистром. А вовсе не специалистом, как кто-то мог подумать.
Дело в том, что специалитет возможен далеко не во всех, простите за тавтологию, специальностях. Так, например, среди большинства гуманитариев не предполагается готовить специалистов: только бакалавров или магистров. А вот инженер может и в условиях новой образовательной системы стать специалистом. Для этого ему надо успешно пройти годовой курс после окончания бакалавриата.
Все эти слова – бакалавр, специалист, магистр – вносят, разумеется, немалую сумятицу в умы будущих абитуриентов и их родителей. Да и работодатели тоже пока находятся в недоумении. Хотя с последними проще: им-то как раз все объяснить уже в ближайшие два-три года обещает Министерство здравсоцразвития. Что выразится в издании нового тарифно-квалификационного справочника. В прежнем никаких бакалавров нет в принципе. Только специалисты с высшим образованием. Что вполне понятно.
Первая волна бакалавров настигнет Россию в целом и Кузбасс в частности в 2015 году, когда выпустятся первокурсники-2011. Соответственно, к этому времени государство и работодатели (в том числе частные) должны определиться, какие образовательные требования предъявлять к сотрудникам, трудоустраиваемым на конкретные должности.
Двойное образование
Как видят начавшуюся реформу высшего образования сами представители вузов. С одной стороны, им как исполнителям в этой ситуации проще всего: получили новые учебные планы, привели свои лекции и семинары в соответствие с ними и – работают дальше.
Но, с другой стороны, сами вузы, судя по всему, от раздельного образования должны только выиграть. И вот почему. Предположим, что абитуриент поступил на бюджетное место в бакалавриат. Успешно отучился и окончил его. Затем перед каждым выпускником неизбежно встает вопрос: что делать дальше? Можно сразу поступить в магистратуру. Можно пойти работать, а потом при необходимости вернуться в вуз и получить диплом магистра.
Как бы там ни было, но бюджетных мест в магистратуре предусмотрено существенно меньше, чем в бакалавриат. А значит, не все желающие смогут получить «совершенно законченное высшее образование» бесплатно. Или вот еще один момент. Человек, получивший начальное высшее образование (диплом бакалавра) по специальности, например, экономист, может стать магистром юриспруденции. Но только на платной основе. Кстати, это один из, пожалуй, однозначных плюсов реформы: по сути, студент может получить два образования. Одно в рамках бакалавриата, второе – магистратуры.
Соответственно, сами вузы смогут на совершенно законных основаниях зарабатывать больше за счет платных услуг. И, как уверено абсолютное большинство представителей учебных заведений, опрошенных «МК» на условиях анонимности, сколько бы не говорилось о том, что бакалавр – это полноценное высшее образование, в голове россиян накрепко засядет мысль, что если есть магистр, то для получения более высокого статуса на рынке труда лучше быть именно магистром. А значит, поток поступающих в магистратуру должен быть постоянным и «полноводным».
Конкуренция в образовании
К новым реалиям реформы образования стоит отнести еще один момент. Предполагается, что готовить бакалавров смогут не только вузы, но и колледжи. То есть, с одной стороны, появится определенная конкуренция между учебными учреждениями. Но с другой, вполне уместно задуматься о качестве образования, когда и ссуз, и вуз смогут играть на одном образовательном поле.
Если так и окажется в реальности, то, разумеется, вузы изначально попадут в более выгодное положение. Все-таки логичнее получать высшее образование именно в них. Однако колледжи смогут попытаться конкурировать, во-первых, повышением качества образования, а во-вторых, ценой обучения на внебюджетных местах.
Стоит еще раз вернуться к созданию нового тарифно-квалификационного справочника. Результаты реформы высшего образования во многом будут зависеть от требований этого документа. Если бакалавры смогут занимать ответственные должности, которые помогут занять выпускникам вузов (и колледжей) в перспективе достойное место в обществе и обеспечивать себе карьеру, то вполне возможно, что часть бакалавров так и останутся в этом звании.
Правда, представители вузов высказывают определенные сомнения не только в том, что справочник это позволит обеспечить (иначе смысл магистерского диплома теряется), но и в том, что в Минтруде успеют (учитывая скорость работы бюрократической машины) вовремя выпустить новый справочник. Если такие опасения подтвердятся, то выпускникам-2015 придется убеждать в индивидуальном порядке потенциальных работодателей, что профессиональный уровень бакалавров ничем не хуже прежних специалистов.
Однако сказать точно, чем выпускники, обучавшиеся раньше по пятилетней программе, и будущие бакалавры и магистры будут отличаться, пока не могут и в учебных учреждениях. Понятно, что учебные программы будут разные. Но насколько? Как прокомментировал представитель одного из вузов, возможно, бакалавры в отличие от магистров будут обладать менее углубленными знаниями в своей профессии.
Ректор Кемеровского госуниверситета Ирина Альбертовна Свиридова о бакалавриате:
- С 2011 года российские вузы переходят на образовательные стандарты третьего поколения. Система высшего образования будет представлена уровнями – бакалавриата и магистратуры.
С 2008 года мы в Кемеровском госуниверситете начали увеличивать число бакалаврских программ - вели прием по 8 направлениям, в 2010 году уже по 14. В этом году предлагаем 32 направления бакалавриата и 16 – магистратуры. Остается только одна специальность «Перевод и переводоведение». Это направление не включено в перечень бакалаврских программ по приказу Минобрнауки РФ.
Обучение по программе бакалавриата дает полноценное высшее образование. Образовательные программы, рассчитанные на 4 года, в целом сохраняют такой же перечень дисциплин, что и при пятилетнем обучении. Просто сокращается количество часов.
После окончания бакалавриата – первого уровня высшего образования – есть возможность продолжить обучение в магистратуре (2 года), что предполагает более глубокое освоение теоретических аспектов и ориентирует на научно-исследовательскую деятельность. Причем выбрать можно любое направление вне зависимости от направления бакалавриата. Кроме того, в 2011 году в магистратуру могут подавать заявления и выпускники с дипломом специалиста. По окончании бакалавриата можно поработать несколько лет, а потом продолжить обучение в магистратуре на бюджетной основе.
Есть и оборотная сторона проблемы – расплывчатое представление, кто такие бакалавры и где они могут работать. Слова «бакалавр» и «магистр» пугают не только абитуриентов и родителей, но и работодателей. Зачастую руководители предприятий считают бакалавров «недоучками» и «недоделанными специалистами». Пока массового выпуска бакалавров в масштабах страны не было, но через 2-3 года может возникнуть проблема их трудоустройства. Поэтому необходимо правовое закрепление на федеральном уровне сегментов экономики, в которых могут трудиться выпускники с высшим образованием с дипломом бакалавра и магистра. Сейчас над этой проблемой работают в Министерстве здравоохранения и социального развития РФ.
Читайте так же