Уголь будущего

В 2010 году Кузбасс выдал рекордный объем угля с начала угледобычи в области - 185,5 млн тонн. В планах на ближайшие 15 лет – наращивать объемы. Как будет выглядеть наша угольная промышленность к 2025 году и нужно ли Кузбассу больше угля, узнавал корреспондент «МК».
'Уголь
В уходящем году в области введено в эксплуатацию 5 новых угольных разрезов и одна обогатительная фабрика. Причем разрез «Караканский Западный» – первый этап энергетического кластера, который планируется построить в Кемеровской области. Кроме разреза в кластер будет входить шахта, обогатительная фабрика, завод полукоксования, ТЭЦ. По проекту комплекс с замкнутым циклом возьмет на себя функции от добычи до переработки угля с выпуском конечного продукта. Уголь можно перерабатывать практически на 100%, в том числе производить синтетическое жидкое топливо. В работе над кластером задействованы физики-ядерщики из Сарова. Построить таких кластеров в Кузбассе планируют не один. Таким образом, в отрасли намечается уход от исключительно сырьевой направленности.

На двух стульях
К сожалению, рекордная угледобыча и открытие новых предприятий не означает, что отрасль полностью вышла из кризиса. Топливные регионы упали мягче, некоторые вообще не падали, а металлургические - рухнули. То, что экономика Кузбасса, по выражению профессора МГУ, директора региональной программы Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич, сидит «на двух стульях», определило сегодняшнее положение региона. «Кемеровская область в промежуточном положении – лучшая по восстановительному росту среди всех металлургических регионов и худшая среди всех ТЭКовских, - отмечает эксперт. - Потому что одна нога тянет вниз – плохо восстанавливается металлургия, другая, угольная, – поддерживает. И это промежуточное положение очень неустойчивое».
«Я бы не сказал, что отрасль полностью отошла от кризиса – отголоски еще есть», - говорит начальник областного департамента угольной промышленности и энергетики Андрей Гаммершмидт.
В планах на будущий год – ввести еще 2 шахты, 3 разреза и 3 фабрики. Всего же стратегией развития угольной отрасли Кемеровской области до 2025 года предусмотрено строительство 13 новых современных и мощных предприятий (при этом 19 планируется закрыть как из-за доработки запасов, так и из-за нерентабельности).

Черное золото будет актуально
В эту же стратегию, принятую в 2009 году, заложен рост добычи - на 5 млн тонн в год. Таким образом, в 2025 году прогнозируется добыча 240 млн тонн угля по уже выданным лицензиям (губернатором принято решение больше лицензий не выдавать). По оценкам Санкт-Петербургского института, Кузбасс без ущерба для экологии может добывать 200 млн тонн угля. Больше – возможно, но с выполнением экологических мероприятий, делает оговорку Андрей Гаммершмидт.
240 млн тонн – а нужно ли столько? Известно, что на собственные нужды Кузбасс оставляет незначительное количество добытого топлива. Кто востребует кузбасский уголь? «На внутреннем рынке увеличение практически не планируется, - комментирует Андрей Альбертович. - Уголь реализуется за счет экспорта. На сегодняшний день мы поставляем его в 85 стран мира. Основные потребители на Востоке – Китай, Япония, Индия, на Западе – страны Восточной Европы".
Аналитик ИК «Велес Капитал» Айрат Халиков оценивает планы кузбасских стратегов как вполне оправданные. «Энергетический уголь актуален, потому что электроэнергия из него гораздо дешевле других видов электроэнергии, кроме разве что вырабатываемой атомными станциями, - говорит он. - Во-вторых, в России много угля, поэтому для развития страны – это хорошее решение. Если говорить про коксующиеся угли, особенно с учетом наводнения в мире, то это тоже очень актуально. Не так-то много мест в мире, богатых месторождениями коксующегося угля (в 2010-м в Кузбассе добыто 50,2 млн тонн коксующихся марок угля, 135,3 млн тонн – энергетических. – Прим. авт.)».
Тем не менее угольная промышленность Кузбасса пострадала в кризис по большому счету из-за падения основного потребителя коксующего угля - меткомбинатов. По мнению аналитика, металлургическая промышленность сегодня частично готова потреблять топливо на прежнем уровне. «Те заводы, которые делают плоский сортовой прокат, в объеме производства уже вышли на докризисный уровень, - говорит Айрат Халиков. - Это такие компании, как «НЛМК». Они уже работают на полную мощность. Производители строительного проката, такие как «Евраз», еще значительно отстают от докризисных уровней».

Инвестиции в модернизацию и транспорт
Наряду с увеличением добычи необходимо развивать транспортную инфраструктуру. По словам аналитиков, узкое место в этом смысле – морские порты. На Дальнем Востоке, например, они полностью загружены. Но до портов уголь еще нужно довести по железной дороге. Традиционно проблемы с нехваткой полувагонов возникали в пик отгрузки – с началом отопительного сезона. А недавняя реформа РЖД, когда весь оставшийся парк вагонов отошел в частные руки, добавил проблем угольщикам. «В Кузбассе на сегодняшний день работают 214 собственников подвижного состава, - говорит Андрей Гаммершмидт. - На станцию подается парк нескольких собственников. Но если раньше они были обезличены - можно было задействовать сколько угодно вагонов, сейчас – все именные. Структура не приспособлена. Не появились дополнительные пути. Когда в Кузбасс заходят 214 собственников, то получается, говоря автомобильным языком, пробка. Решают вопрос следующим образом: угольщики заключают договоры с крупными перевозчиками. Когда все работают с одним собственником состава, тогда проще, тогда можно вагоны разводить. Второй способ – создавать свой парк, как в случае с холдинговой компанией «СДС». Здесь сами изготавливают и используют вагоны».
К слову, кузбасские угольщики заинтересованы в создании собственных портовых мощностей. В частности, президент ХК «СДС» Михаил Федяев предлагал направлять деньги на строительство портов на территории России, вместо того чтобы нести ежегодные расходы в пользу Прибалтики и Украины.
Еще один важный объект направления инвестиций – модернизация. Регионы ТЭК по праву считают себя опорой российской экономики, но опора эта – ветшающая, отмечает Наталья Зубаревич. «И тем не менее Кемеровская область для ТЭКовских регионов показывает хороший результат, - комментирует эксперт. – Здесь были вложены деньги в частичное перевооружение Углепрома».
«Модернизация на действующих предприятиях идет постоянно, - говорит Андрей Гаммершмидт. - 2010 год не исключение: грубо говоря, 70% вложений в отрасль было направлено на модернизацию. Это новая техника – комбайны, крепи, конвейеры, экскаваторы».
Также ежегодно растут объемы средств, направляемых на безопасность горняцкого труда, подчеркнул начальник областного департамента. В прошлом году на эти цели выделено 3 млрд руб., чуть ли не на 1 млн больше, чем в позапрошлом. По словам чиновника, собственники уже приобретают новый самоспасатель двухчасового действия, который позволяет уйти из непригодной для дыхания атмосферы аварийного забоя.
В связи с трагедией на шахте «Распадская» статистика травматизма шахтеров выросла – как общая, так и смертельная. Если брать за период пятилетку, то по общему травматизму наблюдается снижение.
Ксения Гордийчук
 
0

Комментарии:


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Вопрос:
Сколько будет 2+3
Ответ:*
Введите два слова, показанных на изображении: *
Новое в блогах
Наш опрос
Часто ли вы смотрите телевизор?
Постоянно включен
Более 6 часов в день
3-4 часа в день
1-2 часа
Изредка включаю
Затрудняюсь ответить

TV программы
Мы в социальных сетях
Свежий номер

Московские полосы еженедельника "МК в Кузбассе" читайте в печатном варианте или на сайте

Календарь
«    Январь 2012    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Архив публикаций
Январь 2012 (89)
Декабрь 2011 (169)
Ноябрь 2011 (346)
Октябрь 2011 (138)
Сентябрь 2011 (140)
Август 2011 (140)