Гуманность в шинели
В разгаре осенний призыв в армию. Из Кемеровской области уже отправлен первый воинский эшелон. Пока на Дальний Восток. Кому-то повезло отдавать долг Родине недалеко от семьи и родных, а кто-то вообще не возьмет в руки оружия, выбрав альтернативное гражданское служение. Где служить, как или вообще не служить в привычном смысле этого слова? Есть ли у призывников реальная возможность выбирать, узнавал корреспондент «МК».
С 1 октября по 31 декабря этого года на службу в армию призывают граждан 1983-1992 года рождения. По заданию Генштаба Кемеровская область должна поставить в ряды вооруженных сил 5 407 человек. Из них 1 305 человек (это примерно 24% от задания) получат еще и военно-учетную специальность за счет Минобороны. Так, армии требуются водители категории С, B, BC, D, E, водители-автомеханики, водители-крановщики и т. д. Военные говорят, что это хорошая возможность устроиться на гражданке по возвращении из армии. «Гражданину достаточно обратиться в муниципальный отдел комиссариата Кемеровской области, быть годным по состоянию здоровья для подготовки по специальности и бесплатно ее получить», - комментирует Герман Воробьев, военный комиссар Кемеровской области.
Армейский институт
Скорее всего, этой ограниченной возможностью могли воспользоваться те призывники, которые были твердо намерены идти в армию и добровольно «сдались» в военкомат. Думается, что таких единицы. Проблема не желающих идти в армию, так называемых уклонистов, по-прежнему остра. В весеннюю призывную кампанию этого года совместно с ОВД военкомами разыскано 3 290 граждан. Причем порядка 70% из них имели законные основания для отсрочки или освобождения от призыва. «Я сторонник того, чтобы убрать повестки, - говорит Герман Воробьев. - Есть Конституция и обязанность гражданина. Ведь из налоговой или РЭУ «повестку» присылают в крайнем случае, когда мы накопили долги. А здесь гражданин, зная о том, что ему идти на военную службу, дожидается повестки: а вы меня догоните и вручите. Догонялки такие… С большими затратами».
Чтобы парни призывного возраста шли в военкоматы, Минобороны планирует гуманизировать и всячески смягчать такой суровый закон армейского института. Срок срочной службы уже сократился с двух лет до года. Из последних намерений высших военных чинов – постепенно ликвидировать экс-территориальный принцип военной службы (не в своем регионе). Пока же областной военный комиссар говорит о приоритете для определенной категории призывников служить недалеко от дома. «Часть призванных новобранцев, в основном из числа женатых, имеющих детей, больных или пенсионного возраста родителей, не имеющих оснований для освобождения или отсрочки от призыва, будут служить в частях, расположенных в субъектах своего проживания или близ них. Например, в Юрге, Новосибирске и Алейске».
Женат, но с плоскостопием
Служить вблизи от родных и близких, разумеется, значительное послабление для новобранца. Новость, озвученная областным военкомом, наверняка была воспринята журналистским сообществом на ура и, возможно, поднята на знамена в виде заголовков типа «Семейные кузбассовцы будут служить близко с домом». Но выяснилась одна недоговоренность.
В эту пятницу 19 первых кемеровчан торжественно отправили на сборный пункт призывников. Среди них - Дмитрий Чирков, выпускник КузГТУ этого года. Кстати, женатый.
- Иду служить с чистым сердцем. Надо уже отдать должное и жить спокойно, на работу устроиться. Без военника куда устроишься? Родные отпускают – год всего.
- Куда вы едите?
- Я еду очень далеко - на Дальний Восток.
- Это было ваше желание?
- Это было условие – решение военкомата. Я, конечно, на комиссии говорил о своем пожелании служить ближе к дому.
А как же послабление для женатых? Почему бы кемеровчанина не отправить, например, в Юргу? «Юрга – это часть постоянной боевой готовности, - говорит Валерий Мухрамов, начальник отдела военного комиссариата Кемеровской области по Ленинскому, Центральному, Заводскому району. – Туда набираются ребята без ограничений по состоянию здоровья, таких как плоскостопие, сколиоз и т. д. Есть части ВДВ, куда также набираются только абсолютно здоровые призывники».
Как выяснилось, Дмитрий не подходит по состоянию здоровья для элитных частей. Но дело не только в требованиях к здоровью, прокомментировали в областном военкомате. Куда направляются призывники, зависит от разнарядки, спущенной в областной военкомат штабом военного округа, куда военные части отправляют заказ на количество новобранцев. Кузбасс комплектует все виды войск от Калининграда до Владивостока. В регионе по итогам осеннего призыва останется служить как минимум 1 000 человек – это только в Юрге. Есть еще кемеровский спецназ, критерии отбора в который тоже достаточно строгие. Кроме отменного здоровья учитываются «морально-деловые качества» и «уровень подготовки» призывника.
Для войск постоянной готовности и спецназа Дмитрий не подошел по состоянию здоровья. Не нашлось для человека с высшим образованием, водительским удостоверением и отличным знанием компьютеров места в частях соседних регионов – в том же Новосибирске и Алейске. Можно сказать, что просто не повезло – такова была в этом году разнарядка. Дмитрий надеется, что его навыки пригодятся и на Дальнем Востоке. «Я химик, могу служить в химических войсках. Надеюсь, что окопы копать не буду», - смеется он.
Выходит, что озвученный приоритет для семейных на деле оказывается довольно избирательным. Наверное, было бы правильнее и честнее озвучивать эту информацию, договаривая до конца. Действительно, пока нет никакого закона, пересматривающего экс-территориальный принцип срочной службы. Учет семейного положения при определении места службы – только рекомендация командующего Центральным военным округом и не более.
Прощай, оружие
Еще одна инициатива для смягчения армии. Минобороны разрешило родителям новобранцев сопровождать их до мест службы в воинских эшелонах. «По большому счету мы никогда этого не запрещали, - говорит Герман Воробьев. - Часть мам в поездах попутного направления едут, встречаются с детьми на узловых станциях, домашними булочками кормят, поддерживают психологически. Теперь они могут ехать в воинских эшелонах – при условии, что в вагоне будут свободные места». Обратную дорогу родителям Минобороны обеспечить не готово.
В Юргинской части отныне будет не служба, а 5-дневная учебная неделя. На выходные солдаты могут даже поехать домой, но не слишком далеко, например, в Кемерово. «Делается это для того, чтобы молодые люди охотнее шли в армию, - комментирует заместитель главы города Кемерово Геннадий Перекрестов, поздравлявший призывников во время торжественной отправки на сборный пункт. - Не должны они чистить картошку и мыть полы. Они должны изучать боевую технику, воинский устав, овладевать военной наукой, чтобы потом защищать, а не картошку чистить».
Наверняка Геннадий Григорьевич под «картошкой» имел в виду альтернативную гражданскую службу - выбор тех, кому убеждения или вероисповедание не позволяют держать в руках оружие. По данным областного департамента труда и занятости, с 2004 года свыше 100 человек подали в военкоматы заявления о замене им военной службы на АГС. «Как правило, эти люди относятся к религиозным общинам, - говорит Владимир Леонтьев, главный специалист отдела организации трудоустройства и оказания услуг работодателям департамента труда и занятости населения Кемеровской области. – В основном это свидетели Иеговы и евангельские христиане-баптисты. Пацифистов я знаю единицы».
Допустим, молодой человек боится идти в армию и рассматривает АГС как способ откосить от армии. Такое ведь вполне возможно. «Срок АГС почти в 2 раза превышает срок службы по призыву (21 мес. – Прим. авт.), - комментирует Владимир Константинович. - Это первое сито, которое отсеивает людей». К тому же по закону человек должен обосновать призывной комиссии, почему его внутренние убеждения противоречат службе в армии. «Методик определений никаких нет, к сожалению, - говорит Владимир Леонтьев. - Нет их и на уровне Федеральной службы по труду и занятости и Минобороны. Да и нет в них большой нужды: если человек по внутренним убеждениям не может взять в руки оружие, я думаю, он найдет что сказать призывной комиссии». В качестве подкрепления убеждений идут в ход свидетельские показания, характеристики с места учебы, работы и др.
Понятно, что армия заинтересована в каждом мужчине призывного возраста, и АГС военной системе невыгодна. Решения об отказе замены срочной службы АГС, по словам Константина Леонтьева, ему практически неизвестны.
Есть и редкие примеры альтернативщиков-уклонистов, которые перестают ходить на службу-работу (по закону работодатель не может уволить такого работника). Но в основной массе «воины» АГС несут свой пост добросовестно. Как правило, им приходится заниматься тяжелой и не престижной работой санитаров в хосписах или домах престарелых (еще один отпугивающий момент для симулянтов). На какую работу направить альтернативщика, решает Федеральная служба по труду и занятости. Здесь принцип примерно такой же, как при комплектовании военных частей – по потребностям. При АГС также пока действует принцип экс-территориальности. Но на практике не все предприятия готовы предоставить общежития иногородним работникам. Так, все 8 кузбассовцев, призванных этой осенью на альтернативную службу, будут работать в пределах региона: 7 человек – почтальонами и один – дворником. Все они мотивировали свой отказ от оружия религиозными соображениями.
С 1 октября по 31 декабря этого года на службу в армию призывают граждан 1983-1992 года рождения. По заданию Генштаба Кемеровская область должна поставить в ряды вооруженных сил 5 407 человек. Из них 1 305 человек (это примерно 24% от задания) получат еще и военно-учетную специальность за счет Минобороны. Так, армии требуются водители категории С, B, BC, D, E, водители-автомеханики, водители-крановщики и т. д. Военные говорят, что это хорошая возможность устроиться на гражданке по возвращении из армии. «Гражданину достаточно обратиться в муниципальный отдел комиссариата Кемеровской области, быть годным по состоянию здоровья для подготовки по специальности и бесплатно ее получить», - комментирует Герман Воробьев, военный комиссар Кемеровской области.
Армейский институт
Скорее всего, этой ограниченной возможностью могли воспользоваться те призывники, которые были твердо намерены идти в армию и добровольно «сдались» в военкомат. Думается, что таких единицы. Проблема не желающих идти в армию, так называемых уклонистов, по-прежнему остра. В весеннюю призывную кампанию этого года совместно с ОВД военкомами разыскано 3 290 граждан. Причем порядка 70% из них имели законные основания для отсрочки или освобождения от призыва. «Я сторонник того, чтобы убрать повестки, - говорит Герман Воробьев. - Есть Конституция и обязанность гражданина. Ведь из налоговой или РЭУ «повестку» присылают в крайнем случае, когда мы накопили долги. А здесь гражданин, зная о том, что ему идти на военную службу, дожидается повестки: а вы меня догоните и вручите. Догонялки такие… С большими затратами».
Чтобы парни призывного возраста шли в военкоматы, Минобороны планирует гуманизировать и всячески смягчать такой суровый закон армейского института. Срок срочной службы уже сократился с двух лет до года. Из последних намерений высших военных чинов – постепенно ликвидировать экс-территориальный принцип военной службы (не в своем регионе). Пока же областной военный комиссар говорит о приоритете для определенной категории призывников служить недалеко от дома. «Часть призванных новобранцев, в основном из числа женатых, имеющих детей, больных или пенсионного возраста родителей, не имеющих оснований для освобождения или отсрочки от призыва, будут служить в частях, расположенных в субъектах своего проживания или близ них. Например, в Юрге, Новосибирске и Алейске».
Женат, но с плоскостопием
Служить вблизи от родных и близких, разумеется, значительное послабление для новобранца. Новость, озвученная областным военкомом, наверняка была воспринята журналистским сообществом на ура и, возможно, поднята на знамена в виде заголовков типа «Семейные кузбассовцы будут служить близко с домом». Но выяснилась одна недоговоренность.
В эту пятницу 19 первых кемеровчан торжественно отправили на сборный пункт призывников. Среди них - Дмитрий Чирков, выпускник КузГТУ этого года. Кстати, женатый.
- Иду служить с чистым сердцем. Надо уже отдать должное и жить спокойно, на работу устроиться. Без военника куда устроишься? Родные отпускают – год всего.
- Куда вы едите?
- Я еду очень далеко - на Дальний Восток.
- Это было ваше желание?
- Это было условие – решение военкомата. Я, конечно, на комиссии говорил о своем пожелании служить ближе к дому.
А как же послабление для женатых? Почему бы кемеровчанина не отправить, например, в Юргу? «Юрга – это часть постоянной боевой готовности, - говорит Валерий Мухрамов, начальник отдела военного комиссариата Кемеровской области по Ленинскому, Центральному, Заводскому району. – Туда набираются ребята без ограничений по состоянию здоровья, таких как плоскостопие, сколиоз и т. д. Есть части ВДВ, куда также набираются только абсолютно здоровые призывники».
Как выяснилось, Дмитрий не подходит по состоянию здоровья для элитных частей. Но дело не только в требованиях к здоровью, прокомментировали в областном военкомате. Куда направляются призывники, зависит от разнарядки, спущенной в областной военкомат штабом военного округа, куда военные части отправляют заказ на количество новобранцев. Кузбасс комплектует все виды войск от Калининграда до Владивостока. В регионе по итогам осеннего призыва останется служить как минимум 1 000 человек – это только в Юрге. Есть еще кемеровский спецназ, критерии отбора в который тоже достаточно строгие. Кроме отменного здоровья учитываются «морально-деловые качества» и «уровень подготовки» призывника.
Для войск постоянной готовности и спецназа Дмитрий не подошел по состоянию здоровья. Не нашлось для человека с высшим образованием, водительским удостоверением и отличным знанием компьютеров места в частях соседних регионов – в том же Новосибирске и Алейске. Можно сказать, что просто не повезло – такова была в этом году разнарядка. Дмитрий надеется, что его навыки пригодятся и на Дальнем Востоке. «Я химик, могу служить в химических войсках. Надеюсь, что окопы копать не буду», - смеется он.
Выходит, что озвученный приоритет для семейных на деле оказывается довольно избирательным. Наверное, было бы правильнее и честнее озвучивать эту информацию, договаривая до конца. Действительно, пока нет никакого закона, пересматривающего экс-территориальный принцип срочной службы. Учет семейного положения при определении места службы – только рекомендация командующего Центральным военным округом и не более.
Прощай, оружие
Еще одна инициатива для смягчения армии. Минобороны разрешило родителям новобранцев сопровождать их до мест службы в воинских эшелонах. «По большому счету мы никогда этого не запрещали, - говорит Герман Воробьев. - Часть мам в поездах попутного направления едут, встречаются с детьми на узловых станциях, домашними булочками кормят, поддерживают психологически. Теперь они могут ехать в воинских эшелонах – при условии, что в вагоне будут свободные места». Обратную дорогу родителям Минобороны обеспечить не готово.
В Юргинской части отныне будет не служба, а 5-дневная учебная неделя. На выходные солдаты могут даже поехать домой, но не слишком далеко, например, в Кемерово. «Делается это для того, чтобы молодые люди охотнее шли в армию, - комментирует заместитель главы города Кемерово Геннадий Перекрестов, поздравлявший призывников во время торжественной отправки на сборный пункт. - Не должны они чистить картошку и мыть полы. Они должны изучать боевую технику, воинский устав, овладевать военной наукой, чтобы потом защищать, а не картошку чистить».
Наверняка Геннадий Григорьевич под «картошкой» имел в виду альтернативную гражданскую службу - выбор тех, кому убеждения или вероисповедание не позволяют держать в руках оружие. По данным областного департамента труда и занятости, с 2004 года свыше 100 человек подали в военкоматы заявления о замене им военной службы на АГС. «Как правило, эти люди относятся к религиозным общинам, - говорит Владимир Леонтьев, главный специалист отдела организации трудоустройства и оказания услуг работодателям департамента труда и занятости населения Кемеровской области. – В основном это свидетели Иеговы и евангельские христиане-баптисты. Пацифистов я знаю единицы».
Допустим, молодой человек боится идти в армию и рассматривает АГС как способ откосить от армии. Такое ведь вполне возможно. «Срок АГС почти в 2 раза превышает срок службы по призыву (21 мес. – Прим. авт.), - комментирует Владимир Константинович. - Это первое сито, которое отсеивает людей». К тому же по закону человек должен обосновать призывной комиссии, почему его внутренние убеждения противоречат службе в армии. «Методик определений никаких нет, к сожалению, - говорит Владимир Леонтьев. - Нет их и на уровне Федеральной службы по труду и занятости и Минобороны. Да и нет в них большой нужды: если человек по внутренним убеждениям не может взять в руки оружие, я думаю, он найдет что сказать призывной комиссии». В качестве подкрепления убеждений идут в ход свидетельские показания, характеристики с места учебы, работы и др.
Понятно, что армия заинтересована в каждом мужчине призывного возраста, и АГС военной системе невыгодна. Решения об отказе замены срочной службы АГС, по словам Константина Леонтьева, ему практически неизвестны.
Есть и редкие примеры альтернативщиков-уклонистов, которые перестают ходить на службу-работу (по закону работодатель не может уволить такого работника). Но в основной массе «воины» АГС несут свой пост добросовестно. Как правило, им приходится заниматься тяжелой и не престижной работой санитаров в хосписах или домах престарелых (еще один отпугивающий момент для симулянтов). На какую работу направить альтернативщика, решает Федеральная служба по труду и занятости. Здесь принцип примерно такой же, как при комплектовании военных частей – по потребностям. При АГС также пока действует принцип экс-территориальности. Но на практике не все предприятия готовы предоставить общежития иногородним работникам. Так, все 8 кузбассовцев, призванных этой осенью на альтернативную службу, будут работать в пределах региона: 7 человек – почтальонами и один – дворником. Все они мотивировали свой отказ от оружия религиозными соображениями.
Читайте так же