У истоков педагогического образования в Кузбассе
В апреле одной из старейших кафедр Кемеровского государственного университета – межвузовской кафедре общей и вузовской педагогики исполнилось 55 лет. В далекие 1950-е годы, когда создавался Кемеровский государственный педагогический институт, в его составе были открыты два факультета: историко-филологический и физико-математический и в числе первых – кафедра педагогики и психологии. По воспоминаниям, здание института тогда располагалось на Радуге, а преподаватели кафедры жили рядом в двухэтажных бараках.
С этого-то и началась особая «педагогическая эра» и в Кемеровском государственном педагогическом институте, и в Кемеровском госуниверситете, и в Кузбассе. И связана она с именем Николая Николаевича Чистякова, легендарного человека, первого начальника ОБЛОНО Кемеровской области, ректора Кемеровского пединститута с 1963 по 1974 годы, основателя научной школы по общей и вузовской педагогике, заложившего фундамент образования в Кузбассе. А первой его аспиранткой была Наталья Эмильевна Касаткина, которая с 1987 года и по сей день возглавляет научную школу и кафедру и продолжает дело своего учителя.
Сегодня межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики – признанный Центр педагогического образования и науки в России, Лауреат Премии Правительства РФ в сфере образования. «Выпускники нашей аспирантуры трудятся в Санкт-Петербурге, Москве, Красноярске, Иркутске, Барнауле, Челябинске, Свердловске, – рассказывает Наталья Эмильевна. – В 1996 году мы открыли диссертационный совет. И на сегодняшний день у нас защищено уже 16 докторских и более 200 кандидатских диссертаций. Кстати, мы единственная кафедра педагогики в Сибири, которая обладает лицензией на подготовку преподавателей высшей школы».
Кафедра работает над такими актуальными направлениями, как профессиональное самоопределение учащихся, педагогика высшей школы, гражданское и нравственное воспитание школьников. Здесь решаются немаловажные задачи непрерывного образования, подготовки будущих учителей в условиях классического университета и др.
Немало внимания уделяется и многоуровневой системе образования в высшей школе. На этот счет у заведующей есть особое мнение: «Если мы входим в Болонский процесс, – отмечает Н. Э. Касаткина, – хорошо бы было перейти на французскую модель образования, в частности – подготовки педагогов. Там с 1 курса набирается единый поток – и тех, кто хочет заниматься в дальнейшем педагогикой, и тех, кто хочет заниматься наукой. А с 3 курса, когда студенты уже могут сделать осознанный выбор, происходит деление: на бакалавров науки и бакалавров образования. И что удивительно, после второго курса в педагогику идет больше людей, чем пошли бы сразу после школы».
С этого-то и началась особая «педагогическая эра» и в Кемеровском государственном педагогическом институте, и в Кемеровском госуниверситете, и в Кузбассе. И связана она с именем Николая Николаевича Чистякова, легендарного человека, первого начальника ОБЛОНО Кемеровской области, ректора Кемеровского пединститута с 1963 по 1974 годы, основателя научной школы по общей и вузовской педагогике, заложившего фундамент образования в Кузбассе. А первой его аспиранткой была Наталья Эмильевна Касаткина, которая с 1987 года и по сей день возглавляет научную школу и кафедру и продолжает дело своего учителя.
Сегодня межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики – признанный Центр педагогического образования и науки в России, Лауреат Премии Правительства РФ в сфере образования. «Выпускники нашей аспирантуры трудятся в Санкт-Петербурге, Москве, Красноярске, Иркутске, Барнауле, Челябинске, Свердловске, – рассказывает Наталья Эмильевна. – В 1996 году мы открыли диссертационный совет. И на сегодняшний день у нас защищено уже 16 докторских и более 200 кандидатских диссертаций. Кстати, мы единственная кафедра педагогики в Сибири, которая обладает лицензией на подготовку преподавателей высшей школы».
Кафедра работает над такими актуальными направлениями, как профессиональное самоопределение учащихся, педагогика высшей школы, гражданское и нравственное воспитание школьников. Здесь решаются немаловажные задачи непрерывного образования, подготовки будущих учителей в условиях классического университета и др.
Немало внимания уделяется и многоуровневой системе образования в высшей школе. На этот счет у заведующей есть особое мнение: «Если мы входим в Болонский процесс, – отмечает Н. Э. Касаткина, – хорошо бы было перейти на французскую модель образования, в частности – подготовки педагогов. Там с 1 курса набирается единый поток – и тех, кто хочет заниматься в дальнейшем педагогикой, и тех, кто хочет заниматься наукой. А с 3 курса, когда студенты уже могут сделать осознанный выбор, происходит деление: на бакалавров науки и бакалавров образования. И что удивительно, после второго курса в педагогику идет больше людей, чем пошли бы сразу после школы».
Читайте так же