«Навязчивые» законы

Депутаты облсовета должны были рассмотреть законопроект еще на прошлой сессии, однако этого не произошло. Сначала перенос был временным. А теперь, как утверждает кузбасский депутат, он же председатель комитета по вопросам государственного устройства, местного самоуправления и правоохранительной деятельности Совета народных депутатов Кемеровской области Владимир Волчек, неясно, когда депутаты вернутся к рассмотрению закона о попрошайничестве и вернутся ли...
Вообще, в региональном законотворчестве в последнее время что-то происходит. Что-то такое, что вызывает некоторое удивление. Вот, например, недавно, буквально в конце января 2010 года, был принят областной закон "О запрете оборота отдельных видов курительных и некурительных изделий".
Почему удивление? Да потому, что даже после внимательного прочтения текста этого документа в голове полной ясности не возникает. Собственно, закон состоит из двух пунктов. Один из них касается пресловутого насвая, в который, как известно, добавляют куриный помет – что уже предполагает чувство глубокого отвращения. Второй - курительных смесей с содержанием в том числе нетабачного сырья. Что это такое и с чем это «едят» - так до конца и осталось невыясненным. «МК в Кузбассе» уже рассказывал о том, сколько времени, сил и контактов с представителями различных ветвей власти пришлось потратить, так и не узнав доподлинно, что же скрывается за размытым определением «курительные смеси с нетабачным сырьем».
А потому, видимо, областная прокуратура и опротестовала плод напряженной работы народных избранников Кузбасса.
И вот теперь закон о попрошайничестве. На сайте облсовета даже отведен уголок, в котором можно, ловко ткнув мышкой, проголосовать, выбрав один из наиболее предпочтительных вариантов ответа на вопрос «Как вы относитесь к тому, чтобы ввести на территории области штрафы за навязчивое приставание при попрошайничестве?» - «поддерживаю», «против» или «мне безразлично». Причем больше половины проголосовавших поддерживают введение административного наказания.
Задавшись вопросом «что же народные избранники, равно как и разработчики законопроекта, имели в виду под навязчивым приставанием?» корреспонденты «МК» провели свой опрос. Абсолютное большинство наших респондентов ответили что-то вроде «если закон будет принят, то стоит ожидать очередной волны беспредела со стороны исполнителей этого закона». Читай - милиционеров.
Ну, честно говоря, «МК» не склонен рассматривать деятельность местной милиции как беспредел. Более того, нам известны сотрудники этого правоохранительного ведомства, которые являются очень честными и добропорядочным людьми. Однако невольно возникает вопрос: а как конкретный рядовой сотрудник будет отличать «навязчивое приставание» от «ненавязчивого»? Это, во-первых.
Во-вторых, а как же права человека, Конституция и прочие атрибуты демократического общества? Ведь любой гражданин России имеет право на свободу волеизъявления, а еще точнее – на свободу общения с другим гражданином.
Например, подошел человек и вежливо попросил: «Дайте денег!» Это и есть общение – никак иначе. Если же тот самый гражданин начинает хватать за руки со словами «Христом Богом прошу!» - вот это уже приставание. Возможно, даже навязчивое.
Или вот, например, еще одна ситуация. Возле храмов, как мы знаем, нищих хватает. И все они крестятся, желают благополучия и просят подать денег. Является ли это «навязчивым приставанием»? Это, как говорится, дело вкуса. Лично мне кажется, что является. Причем не сама форма, а тот факт, что на паперти сидят одни и те же – знакомые уже лица. Иду домой мимо Знаменского собора – ни одного нового человека. И так на протяжении многих лет.
Опять-таки, лично мне кажется, что в самом присутствии одних и тех же профессиональных нищих возле одной и той же церкви есть что-то навязчивое. А еще возникают вопросы: почему сюда не приходят новые нуждающиеся и, кстати, почему самих нищих рядом с церковью не так уж много, как этого можно было ожидать? Невольно возникает ощущение, что церковное нищенство – это такой же бизнес, как и торговля водкой или памперсами, который живет по своим, неведомым непосвященному, законам. А раз есть бизнес, значит, есть и бизнесмены. Наверняка не сами нищие. Наверняка те люди, что определяют количество побирающихся возле церкви и не пускают новых «работников».
Но это все домыслы, соображения… Короче, слухи. Однако, возможно, с подачи местного законодателя или кого-то еще та же самая милиция могла бы попытаться узнать: а кто же стоит за кемеровскими нищими, которые норовят «навязчиво пристать при попрошайничестве».
И еще – напоследок. Попытки урегулировать такую тонкую материю, как «навязчивость», с помощью юриспруденции могут привести к появлению самых нелепых законов. Например, таких, что принимались когда-то в Соединенных Штатах Северной Америки. Над ними, кстати, в России всегда любили посмеяться. Например, над законом, позволяющий мужу избивать жену толстой палкой только с ее согласия…
Читайте так же