Школа настоящего
Китайцы называют наступивший 2010 год годом Белого Тигра. Наши древние предки-славяне почитали зороастрийский (авестийский) календарь, согласно которому 2010 год является Годом черепахи. А в современной России своя система присвоения имен каждому году. Так, 2010 год объявлен в нашей стране Годом учителя – соответствующий указ подписал российский президент Дмитрий Медведев. И в отличие от проникнутых туманной и мистической символикой гороскопов решение целый год уделять самое пристальное внимание на всех уровнях власти российским педагогам имеет цель самую конкретную: «повысить социальный престиж профессии учителя и оказать воздействие на развитие творческого и профессионального потенциала учителей». Мероприятия в рамках наступившего Года учителя начались повсеместно по всей стране. И Кузбасс не стал исключением.
Отдых, здоровье, жилье…
Как рассказала на прошлой неделе кемеровским журналистам начальник областного департамента образования и науки Елена Руднева, уже составлена программа, где прописан план мероприятий, которые будут проходить в течение всего года. Не обойдены вниманием и территории: местным советам и администрациям городов и районов области даны задания предложить свою программу, а также конкретные акции и мероприятия на заданную тему. «Некоторые предложения оказались очень интересными, и мы взяли их на заметку», - отметила Елена Леонидовна. В целом же действия областной администрации будут заключаться в том, чтобы поощрить педагогов и дать им возможность чему-то научиться, обменяться опытом. Например, до лета планируется обеспечить путевками в санатории и здравницы Кузбасса и Алтайского края (Белокуриха) порядка 500 работников системы образования. 75 молодых специалистов, а также участники и лауреаты конкурса «Учитель года» поедут на отдых в Арабские Эмираты. «Причем для того чтобы попасть в число претендентов на поездку в ОАЭ, педагоги должны были успешно выполнить специальное задание-тест. Ну а лучших учителей области мы отправляем в эту поездку еще и с той целью, чтобы молодые специалисты могли пообщаться и обменяться с коллегами опытом», - уточнила Руднева.
Но самая приятная мера – отметим, с такой инициативой выступил кемеровский губернатор Аман Тулеев – это вручение 400 льготных займов на приобретение жилья. Для того чтобы получить такой заем, педагоги должны отработать в школе 5 и более лет, а также иметь какие-то достижения: участвовать в конкурсах, разрабатывать программы, прекрасные результаты учеников на ЕГЭ и олимпиадах тоже имеют значение. Приоритет также будет отдаваться семьям бюджетников. Опять же речь идет не только о школьных педагогах, но и о преподавателях педагогических колледжей, а также вузов, которые готовят педагогические кадры: КемГУ и новокузнецкой КузГПА. Это то, что касается приятного.
Ведь все эти меры поддержки учителей не свидетельствуют о том, что никаких проблем у современной российской школы нет. Вопросов более чем достаточно: начиная от оснащения и заканчивая кадровыми вопросами.
Хотим мужчин!
Не так давно перед департаментом образования поставил неожиданный вопрос профсоюз работников образования: в школе катастрофически не хватает мужчин! В смысле педагогических работников. Вообще-то так было всегда: наша российская, точнее, советская школа всегда славилась многочисленными женскими коллективами. Но сейчас – если говорить языком сухой статистики – показатель гендерной дифференциации в современной кузбасской школе приблизился вплотную к стопроцентному женскому. И произошло это пару лет назад, когда была отменена отсрочка от армии для молодых учителей из сельских территорий.
Понятное дело, дабы не шагать два года по плацу, молодые выпускники тех же КемГУ или новокузнецкой педакадемии пополняли ряды учителей преимущественно Кемеровского и Новокузнецкого районов. Потом хоть единицы, но оставались. Сейчас же законодатель лишил российское образование последней возможности заманить в школу учителя-мужчину. «Мужчины игнорируют сферу образования совершенно напрасно. Ведь если посмотреть в количественном выражении на директоров школ, техникумов, вузов и проч., то здесь соотношение будет таким: 50% мужчин и 50% - женщин! То есть у толкового мужчины всегда есть очень хорошие шансы сделать карьеру в образовании, буквально в течение нескольких лет…» - продолжает Руднева. Но мужчины все равно не идут в сферу образования. И вряд ли пойдут в ближайшее время. Почему? Этот вопрос остается открытым и для социологов, и для чиновников, и для системы образования в целом. И вряд ли тут дело только в низкой – чего уж скрывать – заработной плате учителя. Видимо, здесь играет роль целый ряд факторов. В том числе перспектива работать в чисто женском коллективе.
Мы попытались узнать мнение того самого занесенного в «Красную книгу работников образования» преподавателя – мужчины. Вот как прокомментировал ситуацию директор гимназии №42 (напомним, эта современная школа находится в городе-спутнике «Лесная Поляна») Вячеслав Лозинг: «Вряд ли ошибусь, если скажу, что работа учителя – самая сложная профессия. В первую очередь здесь необходимо постоянно выстраивать взаимоотношения: «учитель - ученик», «учитель – коллеги», «учитель – родители», опять же нужно еще и выстраивать отношения в классе между детьми. И организовать это взаимодействие безумно сложно! К примеру, если в любой другой профессии, скажем, начальник может приказать что-то сделать, объявить выговор, в конце концов уволить работника, с ребенком так поступать нельзя. Нужно постоянно искать компромиссы. Это не армия, не административный ресурс, не бизнес, где все проще и понятнее. Второй момент: научить детей предмету очень сложно. Потому что без мотивации, личной или социальной, эти усилия педагога обречены на провал. Ведь совсем немного детей увлечены каким-либо предметом настолько, чтобы сознательно хотеть учиться, и далеко не все понимают, что необходимо получать знания для того, чтобы поступить в престижный вуз, получить в будущем хорошую работу. И третья проблема заключается в том, что преподавателю приходится постоянно бороться с социальными нормами, укорененными в сознании в пользу норм культурных: детям нужно втолковывать, что быть культурным человеком правильно, а вот хамить – нет. Это тоже чревато конфликтными ситуациями. Вот основное, что касается сложности профессии в целом. Ну и, несомненно, есть социальные моменты. И самое главное здесь – ничтожный статус учителя в общественном мнении. Работа учителя считается в прямом смысле слова позорной профессией. Хуже – только работа уличного милиционера. Опять же низкий уровень заработной платы. Сегодня в среднем зарплата кемеровского учителя составляет 11 800 рублей, а в других городах области и того меньше – чуть более 10 000 рублей. Разве может на эти деньги человек прокормить семью?»
А вакансий нет…
С другой стороны, нельзя сказать, что школы испытывают недостаток в кадрах. Вовсе нет! Например, по этому году в школах Кемерова имеется всего 12(!) вакансий педагогов. Причем требуются исключительно учителя иностранного языка. В начале года их было меньше: некоторые выпускники факультета романо-германской филологии все-таки пошли работать по профессии – в школу. Но запала хватило не у всех: несколько человек все же уволились, не отработав и года. Но это-то понятно: молодые ребята и девчонки, оканчивающие этот, один из самых престижных факультетов КемГУ, все-таки в подавляющем большинстве мечтают о карьере переводчика или работе в крупной компании.
Но вот что делать молодым специалистам других специальностей, которые, возможно, и хотели бы «отдать сердце и знания детям», но не имеют такой возможности? «Да, действительно, - подтвердила Елена Руднева, - мы сейчас можем трудоустроить не каждого выпускника. В первую очередь потому, что кадровую политику в каждой школе определяет директор, который и решает, как организовать учебный процесс, распределить нагрузку: отдать «часы» уже работающим преподавателям или принять на работу новых специалистов».
Опять же по закону преподавателей, даже достигших пенсионного возраста, работодатель не имеет права просто отправить на пенсию. Да и не нужно этого делать в массовом порядке: в любом случае тут нужен индивидуальный подход. «Ведь некоторых специалистов, достигших пенсионного возраста, школе просто нельзя терять, а с иными молодыми людьми уже после первого месяца работы в школе нужно прощаться сразу и навсегда», - продолжает Руднева. Опять же у директора есть рычаги воздействия на педагогов – в первую очередь путем распределения нагрузки. Но факт остается фактом: средний возраст кузбасских учителей – 45-46 лет. Статистически – возраст в прямом смысле слова средний. Но с другой стороны - попробуйте поменять профессию в 45 лет? Много ли работы найдется? Особенно сейчас, в непростое все еще кризисное время, тем более - представительницам прекрасного пола.
«Да, сейчас школы укомплектованы. В том числе и то учебное заведение, которое я возглавляю, - говорит Вячеслав Лозинг. - Но это не говорит о том, что у школы нет проблемы с кадрами. Как я уже говорил, уровень оплаты настолько низок, что преподавателям приходится для того, чтобы заработать 12-15 тысяч рублей, брать лишние часы. Сейчас введена система так называемого «подушевого норматива», когда к минимальной ставке учителя доплачиваются деньги, в том числе за количество учеников в классе. Но ведь сам этот минимум непозволительно низок: 3 500. А теперь подсчитаем: чтобы заработать хоть какие-то деньги, преподаватель ведет не 18, а 30 часов в неделю. Плюс еще 30 он тратит – это как минимум - на подготовку к занятиям. Выходит, он работает 60 часов в неделю. Тогда как законом установлена рабочая неделя в 40 часов!»
Слова Вячеслава Рудольфовича – не новость. Под ними подпишется любой работник образования. Но еще мрачнее звучит его прогноз: «Я считаю, что все эти «годы имени чего-то» - просто понты. Для того чтобы поменялся социальный статус учителя, его профессиональный уровень и т. д., нужны даже не годы, а как минимум век целенаправленной политики и работы на всех направлениях. Конечно, это прекрасно, что учителя в этом году оздоровятся, отдохнут, смогут решить жилищный вопрос, но кардинально ситуация не изменится. И факт остается фактом: сегодня в школу идут либо молодые специалисты -фанатики своего дела, которые и в самом деле хотят работать в профессии – их единицы. Либо те, кто не смог никуда устроиться после вуза».
…Сейчас модно обсуждать сериал Валерии Гай Германики «Школа», который идет на Первом канале. Большинство чиновников утверждает, что такого нет в современной школе, либо заявляется, что «всё не так мрачно, как в этом сериале, где нет ни одного положительного персонажа». Но те, кто работает в школе, иного мнения. Тот же Вячеслав Лозинг утверждает, все, что показано в сериале, в школе есть. «Возможно, не в таком концентрированном виде, но все же в общем и целом дела обстоят именно так».
Вот такие пессимистические расклады. И когда наступит в прямом смысле слова «беспонтовый» год (или век?) в сфере образования, наверное, не сможет сказать никто...
Отдых, здоровье, жилье…
Как рассказала на прошлой неделе кемеровским журналистам начальник областного департамента образования и науки Елена Руднева, уже составлена программа, где прописан план мероприятий, которые будут проходить в течение всего года. Не обойдены вниманием и территории: местным советам и администрациям городов и районов области даны задания предложить свою программу, а также конкретные акции и мероприятия на заданную тему. «Некоторые предложения оказались очень интересными, и мы взяли их на заметку», - отметила Елена Леонидовна. В целом же действия областной администрации будут заключаться в том, чтобы поощрить педагогов и дать им возможность чему-то научиться, обменяться опытом. Например, до лета планируется обеспечить путевками в санатории и здравницы Кузбасса и Алтайского края (Белокуриха) порядка 500 работников системы образования. 75 молодых специалистов, а также участники и лауреаты конкурса «Учитель года» поедут на отдых в Арабские Эмираты. «Причем для того чтобы попасть в число претендентов на поездку в ОАЭ, педагоги должны были успешно выполнить специальное задание-тест. Ну а лучших учителей области мы отправляем в эту поездку еще и с той целью, чтобы молодые специалисты могли пообщаться и обменяться с коллегами опытом», - уточнила Руднева.
Но самая приятная мера – отметим, с такой инициативой выступил кемеровский губернатор Аман Тулеев – это вручение 400 льготных займов на приобретение жилья. Для того чтобы получить такой заем, педагоги должны отработать в школе 5 и более лет, а также иметь какие-то достижения: участвовать в конкурсах, разрабатывать программы, прекрасные результаты учеников на ЕГЭ и олимпиадах тоже имеют значение. Приоритет также будет отдаваться семьям бюджетников. Опять же речь идет не только о школьных педагогах, но и о преподавателях педагогических колледжей, а также вузов, которые готовят педагогические кадры: КемГУ и новокузнецкой КузГПА. Это то, что касается приятного.
Ведь все эти меры поддержки учителей не свидетельствуют о том, что никаких проблем у современной российской школы нет. Вопросов более чем достаточно: начиная от оснащения и заканчивая кадровыми вопросами.
Хотим мужчин!
Не так давно перед департаментом образования поставил неожиданный вопрос профсоюз работников образования: в школе катастрофически не хватает мужчин! В смысле педагогических работников. Вообще-то так было всегда: наша российская, точнее, советская школа всегда славилась многочисленными женскими коллективами. Но сейчас – если говорить языком сухой статистики – показатель гендерной дифференциации в современной кузбасской школе приблизился вплотную к стопроцентному женскому. И произошло это пару лет назад, когда была отменена отсрочка от армии для молодых учителей из сельских территорий.
Понятное дело, дабы не шагать два года по плацу, молодые выпускники тех же КемГУ или новокузнецкой педакадемии пополняли ряды учителей преимущественно Кемеровского и Новокузнецкого районов. Потом хоть единицы, но оставались. Сейчас же законодатель лишил российское образование последней возможности заманить в школу учителя-мужчину. «Мужчины игнорируют сферу образования совершенно напрасно. Ведь если посмотреть в количественном выражении на директоров школ, техникумов, вузов и проч., то здесь соотношение будет таким: 50% мужчин и 50% - женщин! То есть у толкового мужчины всегда есть очень хорошие шансы сделать карьеру в образовании, буквально в течение нескольких лет…» - продолжает Руднева. Но мужчины все равно не идут в сферу образования. И вряд ли пойдут в ближайшее время. Почему? Этот вопрос остается открытым и для социологов, и для чиновников, и для системы образования в целом. И вряд ли тут дело только в низкой – чего уж скрывать – заработной плате учителя. Видимо, здесь играет роль целый ряд факторов. В том числе перспектива работать в чисто женском коллективе.
Мы попытались узнать мнение того самого занесенного в «Красную книгу работников образования» преподавателя – мужчины. Вот как прокомментировал ситуацию директор гимназии №42 (напомним, эта современная школа находится в городе-спутнике «Лесная Поляна») Вячеслав Лозинг: «Вряд ли ошибусь, если скажу, что работа учителя – самая сложная профессия. В первую очередь здесь необходимо постоянно выстраивать взаимоотношения: «учитель - ученик», «учитель – коллеги», «учитель – родители», опять же нужно еще и выстраивать отношения в классе между детьми. И организовать это взаимодействие безумно сложно! К примеру, если в любой другой профессии, скажем, начальник может приказать что-то сделать, объявить выговор, в конце концов уволить работника, с ребенком так поступать нельзя. Нужно постоянно искать компромиссы. Это не армия, не административный ресурс, не бизнес, где все проще и понятнее. Второй момент: научить детей предмету очень сложно. Потому что без мотивации, личной или социальной, эти усилия педагога обречены на провал. Ведь совсем немного детей увлечены каким-либо предметом настолько, чтобы сознательно хотеть учиться, и далеко не все понимают, что необходимо получать знания для того, чтобы поступить в престижный вуз, получить в будущем хорошую работу. И третья проблема заключается в том, что преподавателю приходится постоянно бороться с социальными нормами, укорененными в сознании в пользу норм культурных: детям нужно втолковывать, что быть культурным человеком правильно, а вот хамить – нет. Это тоже чревато конфликтными ситуациями. Вот основное, что касается сложности профессии в целом. Ну и, несомненно, есть социальные моменты. И самое главное здесь – ничтожный статус учителя в общественном мнении. Работа учителя считается в прямом смысле слова позорной профессией. Хуже – только работа уличного милиционера. Опять же низкий уровень заработной платы. Сегодня в среднем зарплата кемеровского учителя составляет 11 800 рублей, а в других городах области и того меньше – чуть более 10 000 рублей. Разве может на эти деньги человек прокормить семью?»
А вакансий нет…
С другой стороны, нельзя сказать, что школы испытывают недостаток в кадрах. Вовсе нет! Например, по этому году в школах Кемерова имеется всего 12(!) вакансий педагогов. Причем требуются исключительно учителя иностранного языка. В начале года их было меньше: некоторые выпускники факультета романо-германской филологии все-таки пошли работать по профессии – в школу. Но запала хватило не у всех: несколько человек все же уволились, не отработав и года. Но это-то понятно: молодые ребята и девчонки, оканчивающие этот, один из самых престижных факультетов КемГУ, все-таки в подавляющем большинстве мечтают о карьере переводчика или работе в крупной компании.
Но вот что делать молодым специалистам других специальностей, которые, возможно, и хотели бы «отдать сердце и знания детям», но не имеют такой возможности? «Да, действительно, - подтвердила Елена Руднева, - мы сейчас можем трудоустроить не каждого выпускника. В первую очередь потому, что кадровую политику в каждой школе определяет директор, который и решает, как организовать учебный процесс, распределить нагрузку: отдать «часы» уже работающим преподавателям или принять на работу новых специалистов».
Опять же по закону преподавателей, даже достигших пенсионного возраста, работодатель не имеет права просто отправить на пенсию. Да и не нужно этого делать в массовом порядке: в любом случае тут нужен индивидуальный подход. «Ведь некоторых специалистов, достигших пенсионного возраста, школе просто нельзя терять, а с иными молодыми людьми уже после первого месяца работы в школе нужно прощаться сразу и навсегда», - продолжает Руднева. Опять же у директора есть рычаги воздействия на педагогов – в первую очередь путем распределения нагрузки. Но факт остается фактом: средний возраст кузбасских учителей – 45-46 лет. Статистически – возраст в прямом смысле слова средний. Но с другой стороны - попробуйте поменять профессию в 45 лет? Много ли работы найдется? Особенно сейчас, в непростое все еще кризисное время, тем более - представительницам прекрасного пола.
«Да, сейчас школы укомплектованы. В том числе и то учебное заведение, которое я возглавляю, - говорит Вячеслав Лозинг. - Но это не говорит о том, что у школы нет проблемы с кадрами. Как я уже говорил, уровень оплаты настолько низок, что преподавателям приходится для того, чтобы заработать 12-15 тысяч рублей, брать лишние часы. Сейчас введена система так называемого «подушевого норматива», когда к минимальной ставке учителя доплачиваются деньги, в том числе за количество учеников в классе. Но ведь сам этот минимум непозволительно низок: 3 500. А теперь подсчитаем: чтобы заработать хоть какие-то деньги, преподаватель ведет не 18, а 30 часов в неделю. Плюс еще 30 он тратит – это как минимум - на подготовку к занятиям. Выходит, он работает 60 часов в неделю. Тогда как законом установлена рабочая неделя в 40 часов!»
Слова Вячеслава Рудольфовича – не новость. Под ними подпишется любой работник образования. Но еще мрачнее звучит его прогноз: «Я считаю, что все эти «годы имени чего-то» - просто понты. Для того чтобы поменялся социальный статус учителя, его профессиональный уровень и т. д., нужны даже не годы, а как минимум век целенаправленной политики и работы на всех направлениях. Конечно, это прекрасно, что учителя в этом году оздоровятся, отдохнут, смогут решить жилищный вопрос, но кардинально ситуация не изменится. И факт остается фактом: сегодня в школу идут либо молодые специалисты -фанатики своего дела, которые и в самом деле хотят работать в профессии – их единицы. Либо те, кто не смог никуда устроиться после вуза».
…Сейчас модно обсуждать сериал Валерии Гай Германики «Школа», который идет на Первом канале. Большинство чиновников утверждает, что такого нет в современной школе, либо заявляется, что «всё не так мрачно, как в этом сериале, где нет ни одного положительного персонажа». Но те, кто работает в школе, иного мнения. Тот же Вячеслав Лозинг утверждает, все, что показано в сериале, в школе есть. «Возможно, не в таком концентрированном виде, но все же в общем и целом дела обстоят именно так».
Вот такие пессимистические расклады. И когда наступит в прямом смысле слова «беспонтовый» год (или век?) в сфере образования, наверное, не сможет сказать никто...
Читайте так же