Аудит без лицензии
С 1 января 2010 года вступили в силу изменения к ФЗ «Об аудиторской деятельности», предусматривающие принципиально иной подход к сертификации компаний и специалистов, занятых в этой сфере: лицензии отныне утрачивают силу, зато и компании, и просто специалисты-аудиторы в обязательном порядке должны состоять в саморегулируемых организациях (СРО). О новациях закона и о том, на что следует обратить внимание предпринимателям, приглашающим аудиторскую компанию, «МК в Кузбассе» рассказала генеральный директор ООО «Центр аудита и консалтинга «Партнёр» Наталья Манузина.
- Наталья Владимировна, насколько безболезненно, по вашему мнению, кузбасские аудиторы сумели перестроить деятельность в связи с изменившимися требованиями закона? И насколько, на ваш взгляд, необходимы эти нововведения?
- Думаю, что необходимы. Конечно, если говорить о законе в целом – там есть еще «сырые» места. Уже сейчас на сайте Минфина можно увидеть ряд изменений и дополнений. Тем не менее, я уверена, что эффективно управлять сообществом профессионалов может только профессиональное сообщество. Саморегулируемая организация в данном случае. А именно в этом и состоит основная новация закона: обязательное лицензирование аудиторской деятельности отменено, зато каждый аудитор и аудиторская организация вообще должны состоять в саморегулируемой организации. Без этого осуществлять аудиторскую деятельность отныне нельзя.
Закон «Об аудиторской деятельности» был принят в 2008 году, и прошлый, 2009 год стал своего рода переходным этапом для того, чтобы компании могли привести свою деятельность в соответствие с требованиями закона. Причем в прошлом году аудитором еще можно было работать, просто имея лицензию. Этого времени было достаточно всем крупным компаниям, занятым в этом виде бизнеса, чтобы перестроиться. Кто-то, конечно, уйдет с рынка. Но могу сказать, что большинство серьезных кузбасских фирм успели вступить в саморегулируемые организации.
- Саморегулируемые организации должны быть в каждом регионе, или они действуют на федеральном уровне?
- Все СРО имеют федеральный статус. Их реестр есть на сайте Минфина, в открытом доступе можно посмотреть и список саморегулируемых организаций и их членов. СРО немного. На сегодняшний день это: «Аудиторская палата России», которая насчитывает 1 099 аудиторских организаций и 5 495 аудиторов; «Институт профессиональных аудиторов» - здесь состоит 229 организаций России и 1 984 аудитора; «Московская аудиторская палата» – 844 организации и 4 108 аудиторов; «Гильдия аудиторов ИПБР» - 598 компаний, осуществляющих аудиторскую деятельность, и 2 643 аудитора; «Российская Коллегия аудиторов» - соответственно 699 организаций и 3 234 аудитора и «Аудиторская организация Содружество» - 330 аудиторских организаций и 1 430 специалистов.
Самая крупная из них, как мы видим, это «Аудиторская палата России». Наше предприятие - «Центр аудита и консалтинга «Партнёр» - состоит именно в этой саморегулируемой организации.
- Насколько важны эти перемены для представителей бизнеса, пользующихся услугами аудиторов?
- В первую очередь предпринимателю важно обратить внимание на то, состоит ли аудитор в СРО. Он вправе потребовать предоставить ему все свидетельства, а еще лучше – самому проверить, действительно ли аудиторская компания является членом СРО. Как я уже говорила, вся эта информация есть на сайте Минфина. Ведь если аудиторский отчет будет составлен «лжеаудитором», то, по сути, он окажется недействительным. Это может вызвать проблемы с контролирующими органами, но самое неприятное – всерьез навредить бизнесу. Особенно это касается контрактов с зарубежными партнерами. Ведь если у нас аудиторское дело сравнительно молодо, то в Европе и США этот бизнес существует уже порядка 200 лет. И если партнеры увидят, что аудиторский отчет составлен ненадлежащими лицами, возникнут сомнения и в достоверности информации о деятельности компании. Это может существенно осложнить взаимоотношения компаний.
- Но ведь порой сами представители бизнеса высказывают сомнения в качестве аудиторских отчетов…
- Конечно, такое было и будет всегда. Ведь аудиторский бизнес, во-первых, в нашей стране бизнес молодой, во–вторых – это рисковый бизнес. Опять же не нужно забывать, что аудитор физически не в силах проверить абсолютно всю отчетность. Либо по стоимости такая работа будет очень дорогая и сопоставима с оплатой труда бухгалтерии предприятия за год. Задача грамотного аудитора – сформировать выборку информации и провести ряд аналитических процедур, с помощью которых аудитор сможет выработать мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Вот потому-то и необходимо иметь дело с профессионалами, чтобы полученное заключение было не только для «галочки» - сдать отчеты в налоговой. Ведь грамотный аудит позволит улучшить работу предприятия, снизить налоговое бремя, оптимизировать затраты. Во всем мире это уже давно поняли. Сейчас такое понимание приходит и к представителям российского бизнеса.
- Наталья Владимировна, насколько безболезненно, по вашему мнению, кузбасские аудиторы сумели перестроить деятельность в связи с изменившимися требованиями закона? И насколько, на ваш взгляд, необходимы эти нововведения?
- Думаю, что необходимы. Конечно, если говорить о законе в целом – там есть еще «сырые» места. Уже сейчас на сайте Минфина можно увидеть ряд изменений и дополнений. Тем не менее, я уверена, что эффективно управлять сообществом профессионалов может только профессиональное сообщество. Саморегулируемая организация в данном случае. А именно в этом и состоит основная новация закона: обязательное лицензирование аудиторской деятельности отменено, зато каждый аудитор и аудиторская организация вообще должны состоять в саморегулируемой организации. Без этого осуществлять аудиторскую деятельность отныне нельзя.
Закон «Об аудиторской деятельности» был принят в 2008 году, и прошлый, 2009 год стал своего рода переходным этапом для того, чтобы компании могли привести свою деятельность в соответствие с требованиями закона. Причем в прошлом году аудитором еще можно было работать, просто имея лицензию. Этого времени было достаточно всем крупным компаниям, занятым в этом виде бизнеса, чтобы перестроиться. Кто-то, конечно, уйдет с рынка. Но могу сказать, что большинство серьезных кузбасских фирм успели вступить в саморегулируемые организации.
- Саморегулируемые организации должны быть в каждом регионе, или они действуют на федеральном уровне?
- Все СРО имеют федеральный статус. Их реестр есть на сайте Минфина, в открытом доступе можно посмотреть и список саморегулируемых организаций и их членов. СРО немного. На сегодняшний день это: «Аудиторская палата России», которая насчитывает 1 099 аудиторских организаций и 5 495 аудиторов; «Институт профессиональных аудиторов» - здесь состоит 229 организаций России и 1 984 аудитора; «Московская аудиторская палата» – 844 организации и 4 108 аудиторов; «Гильдия аудиторов ИПБР» - 598 компаний, осуществляющих аудиторскую деятельность, и 2 643 аудитора; «Российская Коллегия аудиторов» - соответственно 699 организаций и 3 234 аудитора и «Аудиторская организация Содружество» - 330 аудиторских организаций и 1 430 специалистов.
Самая крупная из них, как мы видим, это «Аудиторская палата России». Наше предприятие - «Центр аудита и консалтинга «Партнёр» - состоит именно в этой саморегулируемой организации.
- Насколько важны эти перемены для представителей бизнеса, пользующихся услугами аудиторов?
- В первую очередь предпринимателю важно обратить внимание на то, состоит ли аудитор в СРО. Он вправе потребовать предоставить ему все свидетельства, а еще лучше – самому проверить, действительно ли аудиторская компания является членом СРО. Как я уже говорила, вся эта информация есть на сайте Минфина. Ведь если аудиторский отчет будет составлен «лжеаудитором», то, по сути, он окажется недействительным. Это может вызвать проблемы с контролирующими органами, но самое неприятное – всерьез навредить бизнесу. Особенно это касается контрактов с зарубежными партнерами. Ведь если у нас аудиторское дело сравнительно молодо, то в Европе и США этот бизнес существует уже порядка 200 лет. И если партнеры увидят, что аудиторский отчет составлен ненадлежащими лицами, возникнут сомнения и в достоверности информации о деятельности компании. Это может существенно осложнить взаимоотношения компаний.
- Но ведь порой сами представители бизнеса высказывают сомнения в качестве аудиторских отчетов…
- Конечно, такое было и будет всегда. Ведь аудиторский бизнес, во-первых, в нашей стране бизнес молодой, во–вторых – это рисковый бизнес. Опять же не нужно забывать, что аудитор физически не в силах проверить абсолютно всю отчетность. Либо по стоимости такая работа будет очень дорогая и сопоставима с оплатой труда бухгалтерии предприятия за год. Задача грамотного аудитора – сформировать выборку информации и провести ряд аналитических процедур, с помощью которых аудитор сможет выработать мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Вот потому-то и необходимо иметь дело с профессионалами, чтобы полученное заключение было не только для «галочки» - сдать отчеты в налоговой. Ведь грамотный аудит позволит улучшить работу предприятия, снизить налоговое бремя, оптимизировать затраты. Во всем мире это уже давно поняли. Сейчас такое понимание приходит и к представителям российского бизнеса.
Читайте так же