Маршрутки - в АСДУ?!

Все кемеровские владельцы частных маршрутных такси в ближайшее время должны оборудовать свои автобусы автоматизированной системой диспетчерского управления пассажирскими перевозками (АСДУ). Эта система уже установлена на всём городском общественном транспорте. Теперь пришла очередь частников. Но далеко не все из них восприняли новшество на ура, несмотря на все её плюсы, - во всяком случае, так кажется на первый взгляд, - для рядового пассажира.

'МаршруткиДвижение в онлайне
В минувшую пятницу руководство УЕЗТУ города Кемерово пригласило владельцев частных предприятий, занимающихся пассажирскими перевозками, в гости. Специалисты отдела эксплуатации АСДУ продемонстрировали собственникам маршрутных такси возможности спутниковой радионавигации. Данная система помогает диспетчерам УЕЗТУ регулировать движение транспорта на маршрутах, приводить его в соответствие со временем и расписанием. Кроме того, диспетчеры поддерживают постоянную связь с водителем, и в случае ЧП (ограбление кондуктора, поломка, ДТП и проч.) они незамедлительно получают информацию об этом.

"Движение в онлайне! Каждые 30 секунд экран обновляется, и диспетчер видит - вот этот автобус идёт с опозданием, а этот приехал на вокзал на 15 минут раньше", - указывая в компьютерный монитор, рассказывает начальник отдела автоматизированных систем управления пассажирскими перевозками кемеровского УЕЗТУ Игорь Помогаев. На экране по схематической карте города медленно перемещаются маленькие точки - автобусы. Точек много. Из аудиоколонок возле монитора доносится диалог водителя и диспетчера. Они о чём-то спорят.

"Если есть отклонения, чрезвычайная ситуация, водитель связывается с диспетчером. Все переговоры записываются, - объясняет Помогаев. - В случае чего диспетчер может принять решение изменить схему движения, если где-то серьёзные пробки, заторы. Если машина сломалась, тогда отправляем на маршрут резервные автобусы и техпомощь".

На сегодняшний день к АСДУ подключено 505 единиц пассажирского транспорта. Из них 72 трамвая и 78 троллейбусов. Обслуживают систему 4 диспетчера в смену - с 6 утра до полуночи. Ночью начальник смены и его помощник обрабатывают всю полученную за день информацию и уже в 4 часа утра руководители пассажирских предприятий могут узнать результаты своей деятельности за предыдущий день.

Но в первую очередь данная система призвана приносить пользу многочисленным пассажирам.

Дело в том, что благодаря АСДУ весь транспорт в реальном времени будет под контролем не только диспетчеров УЕЗТУ, но и всех, кто пользуется услугами общественного транспорта. "С нашего сайта www.kemgortrans.ru человек может распечатать остановочное расписание по любому маршруту, - рассказывает Игорь Помогаев. - Также мы запускаем WAP-технологию, благодаря которой пассажир, зайдя с мобильного телефона на наш WAP-портал, согласно данным спутниковой системы, может определить, во сколько точно на его остановку прибудет нужный ему автобус. То же самое можно сделать и с помощью нашего интернет-сайта.

Итого: навигацию и систему контроля мы запустили, информирование пассажиров о прибытии автобусов на остановку запустили. Есть приборы, которые объявляют остановки без участия водителя, есть видеокамеры, благодаря которым мы можем видеть, что происходит в салоне, сколько в нём пассажиров, сколько раз водитель открывал и закрывал двери...

Также мы рассматриваем возможность наладить прямую связь с УВД города и МЧС, чтобы оперативно реагировать на ЧС, хотя тревожная кнопка есть во всём нашем транспорте. В случае чего на экране у диспетчера загорается сигнал SOS.

Следующая стадия модернизации городского транспорта - запуск системы безналичного расчёта через пластиковые карты, счёт на которых можно будет пополнять в платёжных терминалах".

Не горят желанием!
А всё началось еще... в 2003 году! Тогда Кемерово, один из немногих городов России, попал в федеральную программу, частично профинансированную федеральным бюджетом, в рамках которой УЕЗТУ получило умную систему. На сегодня спутниковая навигация действует в 50 городах страны, в том числе в Новосибирске, Красноярске и Томске. Но если раньше установка АСДУ была делом добровольным, то сейчас это стало "обязаловкой". По словам Помогаева, согласно постановлению Правительства РФ от 15 августа 2008 года, с 2010 года вид деятельности, связанный с перевозкой пассажиров, должен контролироваться отечественной спутниковой системой "Гланас". В связи с этим до конца текущего года все кемеровские маршрутки должны быть оборудованы спутниковыми системами навигации. В том числе и в принудительном порядке.

Естественно, не все владельцы маршрутных такси отнеслись к данной инициативе позитивно, ведь устанавливать навигаторы на маршрутки предприниматели должны за свои, а не бюджетные средства. Стоимость одного прибора чуть больше 10 тысяч рублей. Кроме того, владельцы опасаются системы штрафов, которая будет введена вместе с новой системой контроля - за опоздание, за невыход на линию и проч.

"Часть таксомоторных маршрутов, которые принадлежат крупным предприятиям - ПАТП-3 и автоколонне №1237 - уже оборудованы этой системой. Частники пока нет. И я знаю, почему они не горят желанием, - рассказывает Игорь Помогаев. - Например, мы заставляем их осуществлять перевозки пассажиров в "межпик". То есть пассажир должен уехать и рано утром, и поздно вечером. А вечером народу мало и выручки, соответственно, тоже. Поэтому частнику выпускать в рейс автобус невыгодно. Если мы муниципальный транспорт контролируем и в случае чего применяем штрафные санкции, то частных предпринимателей контролировать мы не можем. А страдают, в конце концов, пассажиры, которые не могут уехать. Поставив систему АСДУ, мы сможем следить за тем, как частники выполняют обязательства перед городом, потому что они заключают договор с горадминистрацией. Согласно этому договору маршрутчики должны соблюдать определённый график, который оставляем и утверждаем мы".

Кроме того, повсеместная установка АСДУ поможет кемеровскому УЕЗТУ изучать пассажиропоток. Эта информация необходима для оптимизации расписания, чтобы не было скопления народа на остановке, чтобы сами водители не мешали друг другу.

Хочешь - не хочешь...
А что же думают частные перевозчики? Несколько маршрутных такси частного предпринимателя Михаила возят пассажиров до заводов "Химпром" и "Кокс". По его словам, в последнее время пассажиропоток ощутимо сократился. Летом перевозки были намного эффективнее. А теперь его небольшое автопредприятие теряет и прибыль, и водителей. Люди не хотят работать, потому что их зарплата существенно сократилась, примерно в половину. На этом фоне, разумеется, настойчивую рекомендацию УЕЗТУ приобрести и установить АСДУ на свои автобусы Михаил воспринял крайне негативно.

"Стоимость прибора нам объявили - 11 600 рублей. Думаю, что за обслуживание тоже придётся платить, и за установку. Но я ещё не уточнял эти моменты, - рассказывает Михаил. - За то, что маршрутки опаздывают, с частников взимаются штрафы. Если бы эта система только за регулярностью следила, то вопросов нет, а если со штрафными санкциями за опоздание, тут уже другой разговор. Конечно, и денег жалко тратить на установку, но у нас нет выбора. Хочешь - ставь, не хочешь - расстреляем. Политика такая".

Вообще, по словам Михаила, в последнее время кемеровским владельцам таксомоторов итак несладко, все прибыльные маршруты город давно забрал себе. И с этим ничего не поделаешь. Даже с учётом развития жилого сектора на Южном и в Рудничном районах проложить и запустить туда новый маршрут нереально: "Даже неохота с этим связываться! Бесполезно. Нет смысла! И вообще, маршрутки - это мой дополнительный бизнес. И я думаю, что вскоре его закрою. Буду заниматься своим основным бизнесом. Затраты огромные, а прибыли... пазик он и есть пазик! Ломается каждую неделю".

Михаилу, можно сказать, ещё повезло - у него есть дополнительные средства и возможности заработать. А вот один из его коллег-маршрутчиков недавно лишился автобуса, который взял в кредит. Банк забрал автобус за долги.

У другого предпринимателя всего 3 маршрутки и потратить 30-40 тысяч рублей на АСДУ ему не жалко, к тому же заплатить можно не сразу, а с рассрочкой, например, на полгода.

Да и многие предприниматели, ознакомившиеся с системой, тоже готовы раскошелиться. В принципе, иного выхода у них и нет. Если взяли на себя обязательства перед городом заниматься перевозкой пассажиров, приходится выполнять определённые условия. Остается, правда, открытым вопрос: а не обернется ли такая "компьютерная обязаловка" одним из средств выдавливания частников из бизнеса автоперевозок? Тут оштрафовали за опоздание, там предъявили за поломку... Открыть свое дело в сфере общественного транспорта кемеровским предпринимателям всегда было непросто, равно как всегда стояла остро тема "борьбы за маршруты", нередко в ущерб комфорту рядовых пассажиров, а сейчас, с внедрением обязательной компьютерной навигации, выживать частнику в этом бизнесе станет как минимум дороже.

Но это только мнение "МК", так сказать, из практики общения с автоперевозчиками. Дай Бог, чтобы мы оказались не правы и все вышеописанные перемены приносили кемеровским пассажирам, то есть нам с вами, только пользу.



Роман Янченко
 
0

Комментарии:


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Вопрос:
Сколько будет 2+3
Ответ:*
Введите два слова, показанных на изображении: *
Новое в блогах
Наш опрос
Часто ли вы смотрите телевизор?
Постоянно включен
Более 6 часов в день
3-4 часа в день
1-2 часа
Изредка включаю
Затрудняюсь ответить

TV программы
Мы в социальных сетях
Свежий номер

Московские полосы еженедельника "МК в Кузбассе" читайте в печатном варианте или на сайте

Календарь
«    Январь 2012    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Архив публикаций
Январь 2012 (140)
Декабрь 2011 (169)
Ноябрь 2011 (346)
Октябрь 2011 (138)
Сентябрь 2011 (140)
Август 2011 (140)