Обман по-честному?
Пожалуй, каждому из нас приходилось хоть однажды сталкиваться с заманчивыми предложениями потратить совсем немного денег и взамен получить шанс заработать гораздо больше. Ну, например, многочисленные объявления на столбах о высокооплачиваемой работе. На деле, когда человек приходил по указанному адресу, выяснялось, что для получения права работать в конкретной организации необходимо пройти обучение. Причем платное. Слухмейкеры "МК в Кузбассе" не раз посещали подобные странные конторы с целью изучения опыта современных бендеров и их способов облапошивания "мирного населения".
Вследствие активной деятельности подобных "заманух" по выманиванию денег из карманов наших земляков даже стали появляться различные рекомендации - от правоохранительных органов и средств массовой информации, - типа "как узнать, что вас пытаются облапошить". Главным принципом таких рекомендаций можно назвать следующий: если с вас сначала требуют деньги, а только потом обещают огромную зарплату, реализацию мечты или что-то подобное - значит, скорее всего, это обман и обдираловка.
Но одно дело - какие-то "левые" фирмочки, торгующие "чудодейственными препаратами китайской медицины" и, например, серьезные финансовые институты или медицинские клиники. А именно такая тенденция проявилась в последнее время в Кузбассе. Вот только два примера.
Один очень большой и очень уважаемый банк стал рассылать своим клиентам - людям, открывшим в нем счета, - весьма занятные письма. Мол, вы, дорогой наш клиент, при вашем же уровне дохода можете получить ипотечный кредит на такую-то сумму.
Казалось бы, все совершенно безобидно. Просто банкиры активнее пытаются продвигать свой продукт. Да и потенциальным заемщикам вроде бы выгодно. Ведь в условиях кризиса ипотека для большинства кузбассовцев стала абсолютно неподъемной. А тут в письме от банка прямым текстом сказано - "можете получить". Видимо, все дело в этом самом "можете".
Правда, когда пелена, которая от первоначальной радости затмила взор, спадает, человек начинает более внимательно вчитываться в присланный ему текст, он обнаруживает несколько ранее незамеченных нюансов. Так, например, рассмотрение документов, которые подает потенциальный заемщик, стоит денег - 1 200 рублей. Вроде - мелочь. А теперь представьте себе, что письмо от банка получает человек, ежемесячный доход которого составляет около 7 тысяч рублей, и на этот доход ему обещают почти 2 миллиона кредитных средств (совершенно конкретная ситуация). По меньшей мере странно. Это ж сколько должен быть ежемесячный платеж по кредиту, чтоб заемщик не помер с голоду? Рублей 300-500. Тогда кредит придется брать на миллион лет. Что едва ли устроит банкиров. Остается предположить одно: владея информацией о доходе клиента, вряд ли корыстные банкиры реально собираются предоставить ему кредит. Они просто хотят "срубить" с небогатых, но обнадеженных пустыми обещаниями граждан 1 200 рублей. Сумма не Бог весть какая. Но если в банки обратится 100 человек - получится 120 тысяч. Причем совершенно на пустом месте. И денег в кредит давать не нужно, и доход у банка какой-никакой в условиях финансового кризиса появляется.
А вот еще одна подобная пустая услуга. На этот раз - медицинская. Офтальмологическая клиника, специализирующаяся на проведении операций по коррекции зрения, проводит широкую рекламную кампанию. Мол, зачем вам очки, это сплошное уродство, так что давайте, милостивые государи, к нам! Но и тут есть один нюанс. Прежде чем попасть на операционный стол, надо пройти обследование глаз. Причем дорогостоящее. Насколько? Судите сами. За полчаса в кабинете врача каждый пациент отдает чуть больше, чем человек, желающий получить кредит у хитроумных банкиров в предыдущем абзаце. Однако очень часто состояние глаз оказывается неподходящим для проведения операции - человек лишь оплачивает услугу, которая, по сути, ему ничего ни принесла, и как самостоятельное мероприятие была совершенно не нужна. Почему "опытный врач-офтальмолог" в рекламных роликах своей клиники умалчивает о таком вполне возможном повороте событий - непонятно. Точнее - понятно вполне. Проведение обследований - эта часть (причем, возможно, большая) его "глазного" бизнеса.
Вот и получается, что, с одной стороны, врач и банкир абсолютно честны со своими клиентами. Они говорят волшебное "может быть". Может быть, сможете получить кредит, может быть, сможете хорошо видеть без очков. Вот оно, искусство маркетинга от Остапа Бендера: надо сфокусировать внимание потенциальной жертвы на крупной и горячо желанной цели и максимально отвлечь от того, что достижение ее практически нереально...
Вследствие активной деятельности подобных "заманух" по выманиванию денег из карманов наших земляков даже стали появляться различные рекомендации - от правоохранительных органов и средств массовой информации, - типа "как узнать, что вас пытаются облапошить". Главным принципом таких рекомендаций можно назвать следующий: если с вас сначала требуют деньги, а только потом обещают огромную зарплату, реализацию мечты или что-то подобное - значит, скорее всего, это обман и обдираловка.
Но одно дело - какие-то "левые" фирмочки, торгующие "чудодейственными препаратами китайской медицины" и, например, серьезные финансовые институты или медицинские клиники. А именно такая тенденция проявилась в последнее время в Кузбассе. Вот только два примера.
Один очень большой и очень уважаемый банк стал рассылать своим клиентам - людям, открывшим в нем счета, - весьма занятные письма. Мол, вы, дорогой наш клиент, при вашем же уровне дохода можете получить ипотечный кредит на такую-то сумму.
Казалось бы, все совершенно безобидно. Просто банкиры активнее пытаются продвигать свой продукт. Да и потенциальным заемщикам вроде бы выгодно. Ведь в условиях кризиса ипотека для большинства кузбассовцев стала абсолютно неподъемной. А тут в письме от банка прямым текстом сказано - "можете получить". Видимо, все дело в этом самом "можете".
Правда, когда пелена, которая от первоначальной радости затмила взор, спадает, человек начинает более внимательно вчитываться в присланный ему текст, он обнаруживает несколько ранее незамеченных нюансов. Так, например, рассмотрение документов, которые подает потенциальный заемщик, стоит денег - 1 200 рублей. Вроде - мелочь. А теперь представьте себе, что письмо от банка получает человек, ежемесячный доход которого составляет около 7 тысяч рублей, и на этот доход ему обещают почти 2 миллиона кредитных средств (совершенно конкретная ситуация). По меньшей мере странно. Это ж сколько должен быть ежемесячный платеж по кредиту, чтоб заемщик не помер с голоду? Рублей 300-500. Тогда кредит придется брать на миллион лет. Что едва ли устроит банкиров. Остается предположить одно: владея информацией о доходе клиента, вряд ли корыстные банкиры реально собираются предоставить ему кредит. Они просто хотят "срубить" с небогатых, но обнадеженных пустыми обещаниями граждан 1 200 рублей. Сумма не Бог весть какая. Но если в банки обратится 100 человек - получится 120 тысяч. Причем совершенно на пустом месте. И денег в кредит давать не нужно, и доход у банка какой-никакой в условиях финансового кризиса появляется.
А вот еще одна подобная пустая услуга. На этот раз - медицинская. Офтальмологическая клиника, специализирующаяся на проведении операций по коррекции зрения, проводит широкую рекламную кампанию. Мол, зачем вам очки, это сплошное уродство, так что давайте, милостивые государи, к нам! Но и тут есть один нюанс. Прежде чем попасть на операционный стол, надо пройти обследование глаз. Причем дорогостоящее. Насколько? Судите сами. За полчаса в кабинете врача каждый пациент отдает чуть больше, чем человек, желающий получить кредит у хитроумных банкиров в предыдущем абзаце. Однако очень часто состояние глаз оказывается неподходящим для проведения операции - человек лишь оплачивает услугу, которая, по сути, ему ничего ни принесла, и как самостоятельное мероприятие была совершенно не нужна. Почему "опытный врач-офтальмолог" в рекламных роликах своей клиники умалчивает о таком вполне возможном повороте событий - непонятно. Точнее - понятно вполне. Проведение обследований - эта часть (причем, возможно, большая) его "глазного" бизнеса.
Вот и получается, что, с одной стороны, врач и банкир абсолютно честны со своими клиентами. Они говорят волшебное "может быть". Может быть, сможете получить кредит, может быть, сможете хорошо видеть без очков. Вот оно, искусство маркетинга от Остапа Бендера: надо сфокусировать внимание потенциальной жертвы на крупной и горячо желанной цели и максимально отвлечь от того, что достижение ее практически нереально...
Читайте так же