Рубцовск, окраина Кузбасса
Дождь-то был небольшой, и я долго не мог понять, почему так грязно, и лишь потом до меня дошло: в городе нет ливневой канализации. Вода никуда не утекает и стоит на улицах, пока не высохнет! Не надо машину времени, чтобы ногами пройти по прошлому, достаточно приехать в Рубцовск.
Один из пограничных городов Алтая и, может быть, один из самых несчастных городов страны. Судьба бывшей тракторной столицы СССР была бы еще горше, если бы не "Сибирский Деловой Союз". За пять лет кузбасская компания буквально на развалинах выстроила один из центров отечественного вагоностроения - Рубцовский филиал ОАО "Алтайвагон". Проще сказать, это металлургический завод по производству стального вагонного литья. Это экономическое чудо я и хотел посмотреть, и нет другой причины поехать на эту окраину страны...
Когда украинский импорт всех достал
Отлакированную версию появления и укоренения кузбассовцев в Рубцовске пересказать трудно. Потому что ее еще нет. Холдингу "СДС" в августе исполнилось четыре года, то есть рубцовская эпопея началась еще до этой эры, и мы ее изложим в виде той легенды, что бытует среди аборигенов. Главный энергетик металлургического завода Юрий Козырев объясняет все на пальцах: "СДС - это кемеровская компания "Сибирский Деловой Союз". Они добывают уголь, имеют свою транспортную компанию, которая занимается железнодорожными перевозками по стране и в СНГ, им нужны были вагоны. Они купили "Алтайвагон" в Новоалтайске - это крупнейший производитель железнодорожных вагонов за Уралом. Стали делать вагоны и обнаружили, что в России практически не делают стальное вагонное литье. Все закупалось на Украине. В то время на Украине было еще нестабильней, чем сейчас. То поставки задержат, то цены взвинтят, короче - постоянные подножки вагоносборочному производству.
И тогда СДС решил запустить завод по производству вагонного литья, чтобы обезопасить "Алтайвагон". Известно, что наши акционеры рассматривали разные варианты, в первую очередь в Кузбассе, у них тоже достаточно было обанкротившихся заводов, чтобы там разместить литейку. Смотрели промплощадки в Кемерове и Прокопьевске. Но выбор сделали в пользу Рубцовска, потому что все же на обанкротившемся заводе тракторных запчастей было литейное производство, хоть и сильно разрушенное. Говорят, что и губернатор Кузбасса Аман Тулеев одобрил это решение: "Надо помогать Алтаю, машиностроителям Рубцовска сегодня совсем плохо, а наши шахты и разрезы уже начали возрождаться..." Мы о Тулееве слышали как о защитнике народа, но и предположить не могли, что он поможет и нам, увидит горе нашего города за тысячу верст... Вот так в декабре 2002 года и началось создание завода. Который сегодня выдает 36 тысяч тонн деталей мелкого и среднего литья, а в октябре мы начинаем серийное производство крупного литья, что делают кроме нас только в Нижнем Тагиле".
Мы идем по стальцеху, жаром дышат шесть печей, на одной из них начинается выпуск металла. Мы без защитных очков, я смотрю на рвущуюся в ковш тугую струю огня, оберегая глаза, сквозь решетку из скрещенных пальцев и некстати вспоминаю, что раньше здесь работали зэки.
Здесь была зона
Это недалекое прошлое, не какие-то сталинские времена. Всего лет 15 назад на этой территории начал загибаться от экономических реформ Рубцовский завод тракторных запчастей (РЗТЗЧ). Это уже когда он обанкротился, СДС приобрел развалины разрушенного и разграбленного завода. А в эпоху коммунистической власти, в период развитого социализма и времена торжества "свободного труда свободных людей" трудовой коллектив РЗТЗЧ состоял из вольнонаемных инженеров и 5 000 (пяти тысяч) зэков. Здесь было три цеха, и каждый имел свою колючую проволоку, свой КПП. Трудностей с перевозкой зэков не было - колония примыкали прямо к территории завода, и там были ворота, достаточные для колонны, конвоя и собак.
Металлургический завод находится на улице Тракторной,33, это в начале Рубцовска. Улица длинная, ограда нашего завода совсем короткая по сравнению с оградой "Алттрака" - на Алтайском тракторном заводе работали 25 тысяч человек, летом этого года он окончательно обанкротился, и последним работникам выдали долги по зарплате за последние пять лет. То, что нам кажется уже далеким кошмарным прошлым, в Рубцовске происходило буквально сегодня. Сердце сжимается от слов работницы: "Я полгода на "Алтайвагоне" и только здесь себя вновь почувствовала человеком. На "Алттраке" последние годы был кошмар, денег не было, давали две тысячи рублей в год, да еще талоны на хлеб в заводской столовой, какую-то муку..."
В Рубцовске был еще ряд машиностроительных заводов, ни один из которых в рыночной экономике жить не может. Если не будет инвестора. Но с инвестором повезло только нашему заводу. Остальные имеют хозяев-приватизаторов, которые получают свою копеечку от сдачи в аренду помещений, да от работы некоторых участков, настроенных на мелкотоварное производство. Территория "Алтайвагона" - территория СДС - в Рубцовске как удивительный остров, где средняя зарплата 14 тысяч, где есть профсоюз и социальные гарантии, где дети едут на море, а рабочие в санатории за 20 процентов от стоимости путевки...
Зэковский завод превратить в завод XXI века - это дорогого стоит. Это просто дорого. На восстановление завода из руин СДС направил 800 миллионов рублей. На создание производства крупного литья по итальянской технологии еще полтора миллиарда рублей. Почти три тысячи современных рабочих мест в умирающем городе.
А ведь РЗТЗЧ работал круглые сутки. Зэки лили траки и собирали катки, за которыми крестьяне занимали очередь с ночи. Все были при деле, когда в каждом колхозе было пятигектарное кладбище мертвой сельхозтехники. Ее было столько в СССР, что запчасти выпускай хоть тыщу лет. СДС буквально выдернул рубцовский завод из прошлой жизни в новое время. После такого можно не замаливать грехи. Бог все видит и зачтет.
К светлому настоящему
Первые две зимы они жгли костры в цехах, потому что не было отопления. Уже запустили две печи, выдавали по 300 тонн мелкого литья ежемесячно, но перелом к лучшему наступил только летом 2004 года, когда удалось запустить новую линию - букса, хомут, автосцепка - это среднее литье, это тоннаж, это деньги. Завод креп и рос, здесь собирали лучшие кадры - про "Алтайвагон" и СДС шла добрая слава по Рубцовску: платят хорошо и без задержек. На заводе появились современные душевые, которых не было никогда, ведь зэкам полагался лишь крючок под спецовку и никакого душа, хоть и были зэки металлургами. Честно сказать, я думал, что они только лес валили, ну, еще БАМ строили, но чтобы сталеварами...
Сегодня в Рубцовском "Алтайвагоне" места зэкам нет, потому что требуются производительность, снижение себестоимости, конкурентоспособное качество. Хотя тяжелый труд остался. Заместитель директора завода по производству Юрий Семенович Жуков ведет меня по старым и новым участкам, там, где тяжкий ручной труд земледелов, формовщиков, стерженщиков, и там, где новенькие красивые автоматические линии.
Прошлое и будущее туго переплелись на "Алтайвагоне", рождая новое качество жизни в Рубцовске. Завод растет, матереет на глазах, и это движение роста, как мне кажется, открывает романтиков в суровых металлургах. Директор завода Юрий Кайро признается, что пять лет назад оставил благополучную карьеру на новосибирском заводе и приехал в Рубцовск по приглашению СДС. Дескать, подумал, что стоит перед выбором: спокойно, день за днем работать до пенсии или построить новый завод, а ведь это редкий шанс для инженера - создать новое производство. Оставил Новосибирск и переехал в Рубцовку, которая просто вымерзала в холодную зиму. Юрий Валентинович уверен, что еще года два-три и им удастся из завода "сделать конфетку". Бизнес-план на новые пять лет предполагает новые производства современного уровня, и Рубцовский "Алтайвагон" станет лучшим в России заводом в своей отрасли! Остается сказать, что родился Юрий Валентинович в семье шахтеров в Ленинске-Кузнецком, а на металлурга учился в СМИ. В общем, мы - из Кузбасса!
Город еще тот!
Рядом с заводской конторой устроен фонтан, посреди которого скульптура, изображающая Ванюшку. Которого вот-вот подхватят и унесут на волю два лебедя. Говорят, эта скульптура осталась от заключенного периода жизни завода. Воплощение мечты тех металлургов-невольников о свободе. Но этим лебедям не оторваться от воды, как "Алтайвагону" со всеми мировыми технологиями невозможно построить отдельное от Рубцовска благополучие.
Да, многое удается. Две новых столовых - одна в стальцехе, другая общезаводская - радуют евроотделкой и шокируют своими ценами. Полноценный обед за 30-45 рублей. Где еще такие ценники встретишь: 5 рублей 96 копеек за суп, 7,46, 9,43, 1,44, 13,94 и т.д. Теперь на заводе своя котельная и тепло везде. До конца года средняя зарплата вырастет до 17 тысяч рублей, вдвое больше среднегородской.
Но коллектив мучается теми же проблемами, что и весь город. Нет и не обещают места в детсадах. Их не строят, как и не строят жилье. Дороги и тротуары прерываются ухабами. У каждой площадки мусорных контейнеров горы мусорных свалок. Правда, весной мэром города стал инженер-машиностроитель Петр Гамалеев и отчаянно старается навести порядок. Горы мусора уменьшаются, дороги и тротуары радуют заплатами, вкручиваются редкие лампочки в уличные фонари. Но прошлое легко не отпускает.
В конце сентября стало прохладно, и детсады закрыли, потому что отопительный сезон начинать пораньше никто не хочет - не хватает денег. Кстати, если затопят, то это не гарантия теплых батарей. Потому что полгорода отапливает ТЭЦ "Алттрака", где хозяйкой стала новосибирская компания РАТМ и пытается диктовать городской администрации свои правила. Сегодня на ТЭЦ завозят удивительное топливо: половина угля - половина промпродукта. Последнее малоизвестно кузбассовцам - это результат раскопок шламовых отстойников. В Рубцовске эти отходы перемешивают с нормальным углем и пытаются топить.
У власти нет денег, чтобы пораньше согреть садики, но каждый второй городской чиновник чувствует себя героем, который не позволил разбазарить муниципальное имущество. В муниципальной собственности такие удивительные предприятия, например, как дурно пахнущая столовая напротив горадминистрации, книжный магазин и даже ре-сто-ран! Естественно, что "хеннеси" старые чиновники предпочитают пить именно в муниципальном "Центральном". Это продиктовано заботой о трудовых коллективах данных заведений. Напомню, когда ресторан евроремонтировали, то в 15 минутах езды погибал 25-тысячный коллектив "Алттрака", где до последнего пытался спасти лучшие цеха Петр Гамалеев... Вот теперь пусть спасает город и пусть ему повезет...
Пример рубцовского "Алтайвагона", построенного за пять лет холдинговой компанией "СДС", показывает, что невозможное - возможно.
С праздником, СДС-Маш, вы этого достойны!
Один из пограничных городов Алтая и, может быть, один из самых несчастных городов страны. Судьба бывшей тракторной столицы СССР была бы еще горше, если бы не "Сибирский Деловой Союз". За пять лет кузбасская компания буквально на развалинах выстроила один из центров отечественного вагоностроения - Рубцовский филиал ОАО "Алтайвагон". Проще сказать, это металлургический завод по производству стального вагонного литья. Это экономическое чудо я и хотел посмотреть, и нет другой причины поехать на эту окраину страны...
Когда украинский импорт всех достал
Отлакированную версию появления и укоренения кузбассовцев в Рубцовске пересказать трудно. Потому что ее еще нет. Холдингу "СДС" в августе исполнилось четыре года, то есть рубцовская эпопея началась еще до этой эры, и мы ее изложим в виде той легенды, что бытует среди аборигенов. Главный энергетик металлургического завода Юрий Козырев объясняет все на пальцах: "СДС - это кемеровская компания "Сибирский Деловой Союз". Они добывают уголь, имеют свою транспортную компанию, которая занимается железнодорожными перевозками по стране и в СНГ, им нужны были вагоны. Они купили "Алтайвагон" в Новоалтайске - это крупнейший производитель железнодорожных вагонов за Уралом. Стали делать вагоны и обнаружили, что в России практически не делают стальное вагонное литье. Все закупалось на Украине. В то время на Украине было еще нестабильней, чем сейчас. То поставки задержат, то цены взвинтят, короче - постоянные подножки вагоносборочному производству.
И тогда СДС решил запустить завод по производству вагонного литья, чтобы обезопасить "Алтайвагон". Известно, что наши акционеры рассматривали разные варианты, в первую очередь в Кузбассе, у них тоже достаточно было обанкротившихся заводов, чтобы там разместить литейку. Смотрели промплощадки в Кемерове и Прокопьевске. Но выбор сделали в пользу Рубцовска, потому что все же на обанкротившемся заводе тракторных запчастей было литейное производство, хоть и сильно разрушенное. Говорят, что и губернатор Кузбасса Аман Тулеев одобрил это решение: "Надо помогать Алтаю, машиностроителям Рубцовска сегодня совсем плохо, а наши шахты и разрезы уже начали возрождаться..." Мы о Тулееве слышали как о защитнике народа, но и предположить не могли, что он поможет и нам, увидит горе нашего города за тысячу верст... Вот так в декабре 2002 года и началось создание завода. Который сегодня выдает 36 тысяч тонн деталей мелкого и среднего литья, а в октябре мы начинаем серийное производство крупного литья, что делают кроме нас только в Нижнем Тагиле".
Мы идем по стальцеху, жаром дышат шесть печей, на одной из них начинается выпуск металла. Мы без защитных очков, я смотрю на рвущуюся в ковш тугую струю огня, оберегая глаза, сквозь решетку из скрещенных пальцев и некстати вспоминаю, что раньше здесь работали зэки.
Здесь была зона
Это недалекое прошлое, не какие-то сталинские времена. Всего лет 15 назад на этой территории начал загибаться от экономических реформ Рубцовский завод тракторных запчастей (РЗТЗЧ). Это уже когда он обанкротился, СДС приобрел развалины разрушенного и разграбленного завода. А в эпоху коммунистической власти, в период развитого социализма и времена торжества "свободного труда свободных людей" трудовой коллектив РЗТЗЧ состоял из вольнонаемных инженеров и 5 000 (пяти тысяч) зэков. Здесь было три цеха, и каждый имел свою колючую проволоку, свой КПП. Трудностей с перевозкой зэков не было - колония примыкали прямо к территории завода, и там были ворота, достаточные для колонны, конвоя и собак.
Металлургический завод находится на улице Тракторной,33, это в начале Рубцовска. Улица длинная, ограда нашего завода совсем короткая по сравнению с оградой "Алттрака" - на Алтайском тракторном заводе работали 25 тысяч человек, летом этого года он окончательно обанкротился, и последним работникам выдали долги по зарплате за последние пять лет. То, что нам кажется уже далеким кошмарным прошлым, в Рубцовске происходило буквально сегодня. Сердце сжимается от слов работницы: "Я полгода на "Алтайвагоне" и только здесь себя вновь почувствовала человеком. На "Алттраке" последние годы был кошмар, денег не было, давали две тысячи рублей в год, да еще талоны на хлеб в заводской столовой, какую-то муку..."
В Рубцовске был еще ряд машиностроительных заводов, ни один из которых в рыночной экономике жить не может. Если не будет инвестора. Но с инвестором повезло только нашему заводу. Остальные имеют хозяев-приватизаторов, которые получают свою копеечку от сдачи в аренду помещений, да от работы некоторых участков, настроенных на мелкотоварное производство. Территория "Алтайвагона" - территория СДС - в Рубцовске как удивительный остров, где средняя зарплата 14 тысяч, где есть профсоюз и социальные гарантии, где дети едут на море, а рабочие в санатории за 20 процентов от стоимости путевки...
Зэковский завод превратить в завод XXI века - это дорогого стоит. Это просто дорого. На восстановление завода из руин СДС направил 800 миллионов рублей. На создание производства крупного литья по итальянской технологии еще полтора миллиарда рублей. Почти три тысячи современных рабочих мест в умирающем городе.
А ведь РЗТЗЧ работал круглые сутки. Зэки лили траки и собирали катки, за которыми крестьяне занимали очередь с ночи. Все были при деле, когда в каждом колхозе было пятигектарное кладбище мертвой сельхозтехники. Ее было столько в СССР, что запчасти выпускай хоть тыщу лет. СДС буквально выдернул рубцовский завод из прошлой жизни в новое время. После такого можно не замаливать грехи. Бог все видит и зачтет.
К светлому настоящему
Первые две зимы они жгли костры в цехах, потому что не было отопления. Уже запустили две печи, выдавали по 300 тонн мелкого литья ежемесячно, но перелом к лучшему наступил только летом 2004 года, когда удалось запустить новую линию - букса, хомут, автосцепка - это среднее литье, это тоннаж, это деньги. Завод креп и рос, здесь собирали лучшие кадры - про "Алтайвагон" и СДС шла добрая слава по Рубцовску: платят хорошо и без задержек. На заводе появились современные душевые, которых не было никогда, ведь зэкам полагался лишь крючок под спецовку и никакого душа, хоть и были зэки металлургами. Честно сказать, я думал, что они только лес валили, ну, еще БАМ строили, но чтобы сталеварами...
Сегодня в Рубцовском "Алтайвагоне" места зэкам нет, потому что требуются производительность, снижение себестоимости, конкурентоспособное качество. Хотя тяжелый труд остался. Заместитель директора завода по производству Юрий Семенович Жуков ведет меня по старым и новым участкам, там, где тяжкий ручной труд земледелов, формовщиков, стерженщиков, и там, где новенькие красивые автоматические линии.
Прошлое и будущее туго переплелись на "Алтайвагоне", рождая новое качество жизни в Рубцовске. Завод растет, матереет на глазах, и это движение роста, как мне кажется, открывает романтиков в суровых металлургах. Директор завода Юрий Кайро признается, что пять лет назад оставил благополучную карьеру на новосибирском заводе и приехал в Рубцовск по приглашению СДС. Дескать, подумал, что стоит перед выбором: спокойно, день за днем работать до пенсии или построить новый завод, а ведь это редкий шанс для инженера - создать новое производство. Оставил Новосибирск и переехал в Рубцовку, которая просто вымерзала в холодную зиму. Юрий Валентинович уверен, что еще года два-три и им удастся из завода "сделать конфетку". Бизнес-план на новые пять лет предполагает новые производства современного уровня, и Рубцовский "Алтайвагон" станет лучшим в России заводом в своей отрасли! Остается сказать, что родился Юрий Валентинович в семье шахтеров в Ленинске-Кузнецком, а на металлурга учился в СМИ. В общем, мы - из Кузбасса!
Город еще тот!
Рядом с заводской конторой устроен фонтан, посреди которого скульптура, изображающая Ванюшку. Которого вот-вот подхватят и унесут на волю два лебедя. Говорят, эта скульптура осталась от заключенного периода жизни завода. Воплощение мечты тех металлургов-невольников о свободе. Но этим лебедям не оторваться от воды, как "Алтайвагону" со всеми мировыми технологиями невозможно построить отдельное от Рубцовска благополучие.
Да, многое удается. Две новых столовых - одна в стальцехе, другая общезаводская - радуют евроотделкой и шокируют своими ценами. Полноценный обед за 30-45 рублей. Где еще такие ценники встретишь: 5 рублей 96 копеек за суп, 7,46, 9,43, 1,44, 13,94 и т.д. Теперь на заводе своя котельная и тепло везде. До конца года средняя зарплата вырастет до 17 тысяч рублей, вдвое больше среднегородской.
Но коллектив мучается теми же проблемами, что и весь город. Нет и не обещают места в детсадах. Их не строят, как и не строят жилье. Дороги и тротуары прерываются ухабами. У каждой площадки мусорных контейнеров горы мусорных свалок. Правда, весной мэром города стал инженер-машиностроитель Петр Гамалеев и отчаянно старается навести порядок. Горы мусора уменьшаются, дороги и тротуары радуют заплатами, вкручиваются редкие лампочки в уличные фонари. Но прошлое легко не отпускает.
В конце сентября стало прохладно, и детсады закрыли, потому что отопительный сезон начинать пораньше никто не хочет - не хватает денег. Кстати, если затопят, то это не гарантия теплых батарей. Потому что полгорода отапливает ТЭЦ "Алттрака", где хозяйкой стала новосибирская компания РАТМ и пытается диктовать городской администрации свои правила. Сегодня на ТЭЦ завозят удивительное топливо: половина угля - половина промпродукта. Последнее малоизвестно кузбассовцам - это результат раскопок шламовых отстойников. В Рубцовске эти отходы перемешивают с нормальным углем и пытаются топить.
У власти нет денег, чтобы пораньше согреть садики, но каждый второй городской чиновник чувствует себя героем, который не позволил разбазарить муниципальное имущество. В муниципальной собственности такие удивительные предприятия, например, как дурно пахнущая столовая напротив горадминистрации, книжный магазин и даже ре-сто-ран! Естественно, что "хеннеси" старые чиновники предпочитают пить именно в муниципальном "Центральном". Это продиктовано заботой о трудовых коллективах данных заведений. Напомню, когда ресторан евроремонтировали, то в 15 минутах езды погибал 25-тысячный коллектив "Алттрака", где до последнего пытался спасти лучшие цеха Петр Гамалеев... Вот теперь пусть спасает город и пусть ему повезет...
Пример рубцовского "Алтайвагона", построенного за пять лет холдинговой компанией "СДС", показывает, что невозможное - возможно.
С праздником, СДС-Маш, вы этого достойны!
Читайте так же